Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения - Соколова Е.А. 2019
Рекомендации по подготовке к итоговому сочинению
Обучающихся 10 и 11 классов и их родителей необходимо ознакомить с нормативной базой итогового сочинения, открытыми тематическими направлениями для итогового сочинения, процедурой проверки итогового сочинения и изложения.
Выпускники 11 класса должны познакомиться с «Методическими рекомендациями по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)», иметь опыт работы с бланком регистрации и бланком записи, которые заполняются в процессе проведения итогового сочинения.
Важно организовать самостоятельную работу обучающихся по подготовке к экзамену:
• подбор текстов художественных произведений, необходимых для раскрытия тем итогового сочинения, и их повторение;
• систематическое повторение основных норм русского литературного языка (лексических, стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных).
Необходимо познакомить учащихся с инструкцией для выпускников, в которой изложены требования к сочинению (параметрам его оценки). Инструкция представляет собой пошаговые рекомендации участникам итогового сочинения, в ней отражены требования, в соответствии с которыми выпускники должны строить свои сочинения, а эксперты - оценивать их работы. Внимательное чтение инструкции, понимание изложенных в ней требований и точное их выполнение способствуют успешному написанию итогового сочинения.
Осуществляя подготовку обучающихся к написанию итогового сочинения в выпускных классах, учитель должен использовать задание, представленное в инструкции.
Основные требования к школьному сочинению по литературе:
• Соответствие теме. (В сочинении раскрыты понятия, входящие в формулировку темы и выражающие поставленную в нём проблему.)
• Наличие основной мысли. (Решена поставленная в формулировке проблема.)
• Доказательность основной мысли. (Дается развернутая аргументация своей позиции с привлечением текста художественного произведения. Выдвинутые положения подтверждаются текстом.)
• Полнота, глубина и самостоятельность раскрытия темы. (В сочинении обучающегося показано знание художественного произведения, умение отбирать литературный материал применительно к данной теме.)
• Связность, последовательность, логичность изложения. (Каждое новое положение сочинения, развивающее основную мысль, является следствием предыдущего; вывод - следствие рассуждений.)
• Стройность композиции сочинения. (Соблюдается соразмерность частей сочинения: вступления, основной части, заключения).
• Стилевое единство, выразительность повествования. (Для сочинения характерна простота изложения, в нём отсутствуют словесные штампы, достигнута эмоциональность речи.)
• Фактическая точность. (Отсутствуют искажения литературных и исторических фактов.)
• Речевая грамотность. (Точный подбор слов для выражения своих мыслей, целесообразное употребление лексических и синтаксических средств.)
При оценке итогового сочинения особое внимание уделяем критерию № 1 «Соответствие теме», который нацеливает на проверку содержания сочинения, и критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала», который позволяет оценить умение использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Если при проверке сочинения по этим критериям учащийся получает «незачёт», то «незачёт» ставится за всё сочинение.
Организуя подготовку учащихся 11 класса к экзамену, учитель может рекомендовать следующий алгоритм написания сочинения:
1) Обдумывание темы, определение её границ, выявление содержания. Чтобы точно определить тему, необходимо в её формулировке найти ключевые слова, помогающие выявить проблему.
2) Формулировка основной мысли (идеи) сочинения.
3) Подбор аргументов из произведения (произведений) отечественной или мировой литературы для доказательства основной мысли. Выпускник может выбрать свой путь осмысления предложенной темы (отвечать на вопрос, поставленный в теме, или размышлять над предложенной проблемой, или строить высказывание на основе связанных с темой тезисов).
4) Подбор фактического и литературного материала для убедительного обоснования тезисов.
5) Составление плана сочинения. План поможет написать стройную по композиции работу, избежать повторов, отклонений от темы. В каждом пункте плана можно указать примеры из текста и цитаты, необходимые для раскрытия темы.
6) Написание текста сочинения.
7) Проверка сочинения.
Надо выработать у учащихся привычку внимательно читать свою работу. При первом чтении проверяется содержание сочинения. При повторном чтении осуществляется проверка его композиции и логики изложения материала. Наконец, выпускник проверяет речевую и языковую грамотность текста.
Важной частью подготовки обучающихся к сочинению является совершенствование умений анализировать художественное произведение. Анализ текста предполагает выявление отдельных элементов художественной формы и содержания. К формальным элементам художественного текста относятся стиль, жанр, композиция, ритм. К содержательным элементам - тема, идея, пафос, фабула, конфликт, характер. Привлекая для аргументации произведение отечественной или мировой литературы, учащийся должен обязательно использовать элементы смыслового анализа текста.
Завершая повторение изученного произведения, можно ставить перед школьниками контрольные вопросы, которые помогают выявить уровень усвоения произведения:
• Перескажите сюжет произведения; выделите в нём экспозицию и завязку основного конфликта; разобравшись в его причинах, найдите кульминацию и развязку.
• Охарактеризуйте конфликт (идеологический, социальный, психологический и др.).
• Какова система персонажей в произведении, как соотносятся герои между собой (противопоставлены или сопоставлены)?
• Назовите основные проблемы, поставленные в произведении.
• Определите авторскую позицию.
• Перечислите основные черты стиля (поэтики) автора произведения.
Учителю следует уделить больше учебного времени анализу письменных работ обучающихся после их тщательной проверки.
Анализ сочинений можно проводить в следующих формах:
• рецензия учителя;
• взаимное рецензирование обучающимися письменных работ друг друга;
• разбор сочинений на уроке;
• индивидуальное собеседование с учащимися по конкретным замечаниям к их сочинениям;
• редактирование работ школьниками с целью совершенствования написанного;
• работа над ошибками в сочинении (речевыми, грамматическими, орфографическими и пунктуационными).
Сочинение является результатом систематической работы, осуществляемой на уроках литературы на протяжении всех лет обучения. В практике школьного преподавания литературы следует увеличить количество специальных уроков для обучения написанию сочинений и уроков, посвящённых аналитическим разборам письменных творческих работ учащихся. Рекомендуется также включать в учебную работу контрольные сочинения на основе художественных произведений.