Школьные сочинения по литературе - Ахматова Анна 2020
Поздняя поэзия Анны Ахматовой - отображение трагедии времени
В литературу молодая Ахматова вошла как интимно-психологический поэт, который может не просто рассказать о сокровенном, но и дать возможность читателю пережить вместе с ней эти чувства. Поздняя поэзия поэтессы сохраняет эту черту, но наполняется новым содержанием, осознанием тесной связи своей судьбы с судьбой народа, своей ответственностью перед историей и культурой за все, что происходит в стране. Это видно в поэме "Реквием".
По жанру поэму можно определить, как лирико-эпическую, потому что в ней личная трагедия осознается как трагедия всенародная, а всенародная - как личная.
Части поэмы были написаны в течение 1935 - 1940 годов под воздействием страшных событий личной жизни: арест мужа, потом сына. Но очевидно, что сложилась поэма как целостное произведение намного позже. Об этом свидетельствует и эпиграф, датированный 1961 годом:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Этот эпиграф раскрывает глубокое осознание связи своей судьбы с народной, как через годы личное отступало перед трагедией истории. Название поэмы "Реквием 1935 - 1940" воспринимается не как жалобная мелодия в память об отдельных людях, а как реквием всем тем страшным годам истории.
Не случайно и часть поэмы «Вместо предисловия», датированная апрелем 1957 года, именно с этого времени начинается "оттепель", отказ руководства страны от крайних проявлений тоталитаризма. На вопрос одной из женщин в очереди возле тюрьмы, сможет ли Ахматова описать «это», поэтесса отвечает: "могу". Читатель воспринимает этот ответ в контексте своей предыдущей информации: теперь, в 1957 году, "могу" рассказать не только о себе, но и о народе, который выстрадал, выстоял, победил эти годы. Части поэмы "Посвящение" и "Вступление" создают не только эмоциональное настроение для восприятия текста поэмы. Они создают картину всенародного страдания. Поэтесса избегает личного местоимения "я", и получается "мы":
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавым сапогами
И под шинами черных марусь.
Далее с первой до десятой части перед читателем предстает трагедия Человека, Женщины, Матери, которую поэтесса раскрывает через собственную, личную. Множество впечатляющих деталей, оттенков чувства потери близких принуждают читателя пережить вместе с героиней эти страшные события. Части поэмы создавались именно в эти ужасные годы - 1935 - 1940. Возможно, именно стихи и помогли поэтессе выстоять, давали надежду, потому что стихи эти раскрывают безграничное одиночество героини.
В последней, десятой части поэмы возникает образ Богоматери, образ вечного материнского страдания. Этот образ не возникает неожиданно. Тема безвинно казненных, осужденных является сквозной: «На губах твоих холод иконки", "И звон кадильный, и следы куда-то в никуда", "В твоем кресте высоком и о смерти говорят".
Образ Богоматери, эпиграф к последней части предоставляют поэме не только широкое обобщение. Они наполняют поэму новым содержанием. Эпиграф помогает понять и то, что осужденные, замученные в сталинских лагерях и тюрьмах, были и носителями "новой веры", веры в добро и справедливость, любовь и человечность. Потеря их - страшная трагедия, но, как и смерть Христа, должна возбудить человеческую совесть, потому что зло можно преодолеть, потому что появится новое понимание человека. Ахматова в это верит. Иначе, как бы могли появиться строки эпилога:
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне...
Ее пятнадцать лет не печатали, арестовали мужа и сына, она должна была сломаться, но не только не сломалась, но и вопреки собственной судьбе верит в победу добра, в торжество справедливости.
Жизнь и творчество А. Ахматовой - пример большого мужества поэта, на судьбу которого выпало страшное время. Поэма "Реквием" - яркий этому пример. Всю жизнь Ахматова чувствовала себя поэтом, призванным рассказать потомкам о трагической судьбе своего народа. Свой поэтический долг А. Ахматова выполнила.