Универсальные поурочные разработки по Физике 8 класс к учебнику А. В. Перышкина
Урок-соревнование по теме «Тепловые явления» - Изменение агрегатных состояний вещества
Цели: активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики; учить работать в коллективе.
Ход урока
На заключительном этапе изучения курса, физики в восьмом классе такая форма урока как урок-соревнование является очень полезной: можно не только проверить качество усвоения материала по разделу «Тепловые явления», но и сделать вывод о наличии неформальных лидеров среди учащихся класса.
Для игры класс разбивается на несколько групп. За 2-3 дня до урока каждой группе раздается в качестве домашнего задания по несколько интересных вопросов, причем каждый ученик готовит ответы самостоятельно, а на уроке при ответах используется уже итог коллективного творчества.
Право задавать вопросы командам-соперницам и отвечать на поступающие вопросы по решению капитана команды получает кто-либо из команды.
При этом учитель является на уроке главным судьей, который не только задает правила игры, но и ведет подсчет очков, заработанных каждой командой. Особое внимание обращается на то, что каждый ответ оценивается, например, максимальной оценкой 6 баллов. При этом за ответ можно давать любое количество баллов, в зависимости от его полноты.
Содержание вопросов, которые получают команды перед игрой, известно только участникам данной команды. Это позволит повысить интерес данной игры, умение концентрировать свои усилия при подготовке ответов на вопросы.
Команде дается не более одной минуты на подготовку ответа.
Существенные дополнения по вопросу участниками различных команд также оцениваются. При этом нужно следить за предоставлением одинаковых возможностей для ответов всех команд.
В качестве дополнительных судей можно пригласить 2-3 старшеклассников. Это заметно облегчит труд учителя.
Примерным набором качественных задач для четырех команд могут стать такие варианты:
Вариант I
1. Загорится ли наполненный до краев водой бумажный стаканчик, если его поставить на пламя спиртовки?
2. Влияет ли ветер на показания термометра?
3. Будет ли кипеть вода в стакане, плавающем в сосуде, в котором кипит вода?
4. Люди научились обрабатывать бронзу раньше, чем железо. Почему?
5. Выпал мокрый снег. Каким способом можно определить процентное содержание влаги в нем?
Вариант II
1. Свежеиспеченный хлеб весит больше, чем тот же хлеб, остывший. Почему?
2. Почему в резиновой одежде трудно переносить жару?
3. Для варки клея устраивают сосуд с двойными стенками, между которыми наливают воду. Зачем это делают?
4. Почему вода в водоемах начинает замерзать с поверхности?
5. Когда лед может быть нагревателем?
Вариант III
1. Почему от горящих поленьев с треском отскакивают искры?
2. При заваривании кофе температура воды должна быть не более 100 °С, но при этом кипеть не должна. Как это можно осуществить?
3. Почему в мороз снег скрипит под ногами?
4. В холодное время года можно наблюдать, как дождевые капли, падая на землю, замерзают, образуя гололед. Почему капли дождя так быстро замерзают?
5. Почему коньки хорошо скользят по льду? Почему в морозы это скольжение ухудшается?
Вариант IV
1. Как предохранить воду от испарения при хранении в открытом сосуде?
2. Парообразование при кипении происходит при постоянной температуре, а парообразование при испарении - с понижением температуры. Чем обусловлена эта разница?
3. Почему сильная жара труднее переносится в болотистых местах, чем в сухих?
4. Почему морская вода не замерзает при 0 °С?
5. Одну из бутылок с водой положили на лед при 0 °С, вторую опустили в воду с температурой 0 °С. Замерзнет ли вода в какой-нибудь из них?
Безусловно, учитель и судьи из старшеклассников сами должны очень хорошо знать ответы на все вопросы. Среди всех вопросов четырех вариантов есть очень простые и те, над которыми следует, подумать.
Подведение итогов подобного соревнования должно быть основано не только на формальном определении команды-победителя по числу набранных баллов, но и по фактическому участию каждого члена команды в соревновании.
Можно отдельно отметить тех участников, ответы которых были не только самыми полными, но, в первую очередь, самыми оригинальными и убедительными.
Для того чтобы отметить победителей и участников, можно придумать и сделать руками учеников модели медалей и переходящего кубка, так как подобные уроки могут стать традиционными во всех параллелях школы.