Универсальные поурочные разработки по Физике 8 класс к учебнику А. В. Перышкина
Реостаты. Решение задач - Электрические явления
Цели: ознакомить учащихся с устройством и использованием реостатов для регулировки силы тока в цепи; научить делать расчеты электрических сопротивлений проводников.
Демонстрации: устройство и принцип действия реостатов; различные виды реостатов: ползунковый реостат, штепсельный реостат, магазин резисторов; изменение силы тока в цепи с помощью реостата.
Ход урока
I. Повторение. Проверка домашнего задания
Проверить знания учащихся по теме учитель может в ходе фронтального опроса:
- О связи каких электрических величин идет речь в законе Ома для участка цепи?
- Какова зависимость силы тока в проводнике от сопротивления этого проводника?
- Как формулируется закон Ома для участка цепи?
- Как выразить напряжение на участке цепи, зная силу тока в нем и его сопротивление?
- Напряжение на концах проводника увеличилось вдвое. Как изменилась сила тока, протекающего в проводнике?
- Необходимо вдвое уменьшить силу тока в данном проводнике. Что для этого нужно сделать?
- Почему электрическую лампу, рассчитанную на напряжение 127 В, нельзя включать в цепь с напряжением 220 В?
Далее, если у учащихся возникли какие-либо вопросы по решению домашних задач, их можно разобрать у доски.
II. Изучение нового материала
План изложения нового материала:
1. Устройство реостата.
2. Правила пользования реостатами.
1. Учитель ставит перед учащимися проблему:
- Как создать устройство для регулирования силы тока в цепи?
Целесообразно снова обратить внимание учащихся на зависимость Какие же параметры проводника следует изменять, чтобы изменить его сопротивление, а, следовательно, и силу тока в электрической цепи. Выбрав вариант изменения длины проводника, можно сообщить учащимся, что по подобному принципу устроены реостаты.
Приборы, используемые для регулирования силы тока в электрических цепях, называются реостатами.
Чаще всего используются полэунковые реостаты и магазины реостатов. Далее учитель знакомит учащихся с устройством реостатов и принципом их работы.
2. Необходимо познакомить учащихся и с правилами работы с реостатами (обратить особое внимание на технику безопасности: недопустимо касаться руками рабочих частей реостата и так далее).
III. Решение качественных задач
Основную часть урока необходимо посвятить решению задач на закон Ома и расчет сопротивления проводника.
Решения качественных задач можно разобрать коллективно - это поможет учащимся глубже усвоить материал и в дальнейшем применять теоретические знания при решении расчетных задач.
Степень сложности расчетных и качественных задач учитель выбирает в зависимости от уровня подготовки учащихся. Ниже приведен список вопросов, из которых учитель может отобрать те, которые необходимы для данного урока:
- Что изменилось на участке цепи, если включенный последовательно с ним амперметр показывает увеличение силы тока?
- Какой проводник представляет большее сопротивление для постоянного тока: медный сплошной стержень или медная трубка, имеющая внешний диаметр, равный диаметру стержня? Длину обоих проводников считать одинаковой.
- Каким должно быть сопротивление амперметра, чтобы при включении его в цепь напряжение на зажимах источника тока практически не изменилось?
- У какого аккумулятора - с большей или меньшей площадью пластин - внутреннее сопротивление при прочих равных условиях меньше?
- Почему обмотку реостата не делают из алюминиевой проволоки?
- Требуется вдвое увеличить силу тока в данном проводнике. Что для этого нужно сделать?
IV. Расчетные задачи
Задача 1
Сопротивление медной проволоки 1 Ом, ее масса 1 кг. Какова длина проволоки? Площадь ее поперечного сечения?
Решение:
Воспользуемся формулами где ρ – удельное сопротивление меди, d - ее плотность.
Эти две формулы образуют систему из двух уравнений с двумя неизвестными.
Из второго уравнения следует: Подставляя в первое, получаем:
Произведем вычисления, получаем: l = 81,3 м; S = 1,38 мм2.
Ответ: l = 81,3 м; S = 1,38 мм2.
Задача 2
Рассчитайте силу тока, проходящего по медному проводнику длиной 100 м, площадью сечения 0,5 мм2, если к концам провода приложено напряжение 6,8 В.
Задача 3
Какова площадь поперечного сечения вольфрамовой проволоки, через которую идет ток 0,05 А при напряжении 5 В? Длина проволоки 4 м.
Задача 4
Никелированная проволока длиной 4 м и площадью поперечного сечения 0,4 мм включена в цепь аккумулятора. Сила тока в цепи 0,3 А. Определить напряжение на полюсах аккумулятора.
Задача 5
Нужно изготовить провод длиной 100 м и сопротивлением 1 Ом. В каком случае провод получится легче: если его сделать из алюминия или из меди? Во сколько раз?
Домашнее задание
1. § 46, 47 учебника; вопросы и задания к параграфам.
2. Выполнить упражнения 20, 21 (с. 108,110 учебника).