Универсальные поурочные разработки по Физике 8 класс к учебнику А. В. Перышкина
Лабораторная работа № 5 «Регулирование силы тока реостатом». Лабораторная работа № 6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» - Электрические явления
Цели: научить учащихся определять сопротивление проводника, используя закон Ома; научить пользоваться реостатом для регулирования силы тока в электрической цепи; формировать умение собирать электрические цепи, измерять в них силу тока и напряжение при помощи амперметра и вольтметра.
Оборудование: источник питания, исследуемый проводник (небольшая никелированная спираль), ползунковый реостат, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода.
Ход урока
Целесообразно на одном уроке провести две лабораторные работы. На предыдущих лабораторных работах (№ 3 и № 4) учащиеся уже научились пользоваться амперметрами и вольтметрами, выяснили правила включения их в цепь, определяли цену деления амперметра и вольтметра. Но все же еще раз необходимо напомнить учащимся правила техники безопасности, когда необходимо делать различные переключения в цепи, особенно при изменении положения вольтметра в схеме.
Учащиеся собирают схему электрической цепи, состоящей из последовательно соединенных источника постоянного тока, ключа, амперметра, проволочного резистора и ползункового реостата (ползунок реостата поставить в среднее положение). Затем присоединяют вольтметр к резистору, замыкают цепь и измеряют силу тока в цепи (I1) и напряжение на резисторе (U1).
Затем присоединяют вольтметр к реостату и измеряют напряжение (U2).
На основании полученных данных можно рассчитать значения сопротивлений резистора и реостата:
Ученики должны записать значения силы тока в цепи при максимальном сопротивлении реостата (Imin) и максимальное значение напряжения на нем Umax. Затем можно уменьшать сопротивление реостата до тех пор, пока сила тока в цепи не будет равна 1 А, записывая при этом значение напряжения на реостате. На основании полученных данных можно рассчитать значение сопротивления реостата и сопротивление его активной части.
Результаты всех измерений и вычислений заносятся в таблицу.
Для контроля качества выполнения работы учитель следит за работой учащихся на всех этапах выполнения лабораторных работ. Наиболее способным учащимся в ходе работы можно предлагать творческие задания. Например:
а) предложите способ определения длины медного проводника площадью поперечного сечения 1 мм2, используя амперметр и вольтметр;
б) имея кусок провода, изготовьте реостат.
Домашнее задание
1. Повторить материал по теме «Закон Ома для участка цепи».
2. Сб. задач В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой, № 1319, 1320, 1328, 1330.