Универсальные поурочные разработки по Физике 8 класс к учебнику А. В. Перышкина
Формула тонкой линзы - Световые явления
Цели: научить учащихся связывать фокусное расстояние линзы с расстоянием от предмета до линзы и от изображения до линзы; познакомить их с понятием оптической силы линзы.
Ход урока
I. Повторение. Проверка знаний
Первые 10 минут урока целесообразно посвятить проверке качества усвоения материала. С этой целью можно провести письменную проверочную работу по карточкам с разноуровневыми заданиями. Можно провести и комбинированную проверку - часть учеников работает по индивидуальным карточкам время как учитель проводит фронтальный опрос-беседу с остальными учащимися. Для карточек можно предложить следующие задания:
Уровень 1
1. Что такое линза? Каковы ее свойства?
2. Изобразите схематично выпуклую и вогнутую линзы. Проведите их оптические оси, обозначьте оптические центры этих линз.
Уровень 2
1. Постройте изображение данного предмета в линзе (рис. 61). Какое это изображение?
2. На рисунке показаны главная оптическая ось ММ линзы, предмет АВ и его изображение А1В1 (рис. 62). Определите графически положение оптического центра и фокусов линзы.
Уровень 3
1. Определите построением, где находится оптический центр тонкой линзы и ее фокусы, если ММ - главная оптическая ось линзы, А - светящаяся точка, А1 - ее изображение (рис. 63). Определите также тип линзы и тип изображения.
2. Определите построением положение фокусов линзы, если А - светящаяся точка, А1 - ее изображение (рис. 64). ММ - главная оптическая ось линзы.
Уровень 4
1. На рис. 65 показано положение предмета АВ и его изображения A1B1. Найдите построением положение линзы и расположение ее фокусов.
2. Где должны находиться фокусы двух линз (см. рис. 66), чтобы параллельные лучи, пройдя через линзы, оставались параллельными?
II. Изучение нового материала
План изложения нового материала:
1. Вывод формулы тонкой линзы.
2. Оптическая сила тонкой линзы.
1. Учитель предлагает учащимся вывести формулу, связывающую фокусное расстояние F с расстоянием от предмета до линзы d и расстоянием от линзы до изображения f.
Возьмем собирающую линзу и расположим предмет АВ на расстоянии d перед ней (d > F). Построим изображение А1В1 предмета АВ, воспользовавшись двумя выходящими из точки А лучами (рис. 67).
Обозначим через h высоту предмета АВ, а через Н - высоту изображения А1В1. Учитывая, что OB = d, ОВ1 = f, из подобия треугольников ОBА и ОВ1А1, а также СОF2 и A1B1F2 получаем:
Приравнивая правые части этих соотношений, находим:
Разделив полученное уравнение на Fdf, получаем:
Приведенное доказательство дает также и формулу для увеличения линзы:
Если линза собирающая, а изображение мнимое, то:
Если же линза рассеивающая, то:
2. Оптическая сила тонкой линзы. Преломляющую способность линзы характеризует величина, называемая оптической силой линзы. Оптическая сила больше у той линзы, у которой фокусное расстояние меньше.
- Как по внешнему виду линз можно узнать, у какой из них больше оптическая сила?
Обозначая оптическую силу линзы буквой D, получим:
За единицу оптической силы принята диоптрия (1 дптр).
Оптическую силу собирающей линзы условились считать положительной, а оптическую силу рассеивающей линзы - отрицательной.
- Чем отличаются друг от друга линзы, оптическая сила одной из которых равна +1,5 дптр, а другой -1,5 дптр?
III. Решение задач
Оставшуюся часть урока целесообразно посвятить решению задач.
Задача 1
У одной линзы фокусное расстояние равно 20 см, а у другой - 0,5 м. Какая из них обладает большей оптической силой?
Задача 2
На каком расстоянии от собирающей линзы с фокусным расстоянием 20 см получится изображение предмета, если сам предмет находится на расстоянии 15 см?
Задача 3
Предмет расположен на расстоянии 15 см от рассеивающей линзы с фокусным расстоянием 30 см. На каком расстоянии от линзы получается изображение данного предмета?
Задача 4
Оптическая сила линзы 4 дптр. На каком расстоянии от линзы следует поместить предмет, чтобы получить действительное изображение в натуральную величину?
Задача 5
Собирающая линза с фокусным расстоянием 40 см дает действительное изображение предмета, причем изображение находится на таком же расстоянии от линзы, как и предмет. Чему равно это расстояние?
Задача 6
Изображение предмета, поставленного на расстоянии 50 см от собирающей линзы, получилось увеличенным в 2 раза. Каково фокусное расстояние линзы?
Домашнее задание
1. Повторить § 66 учебника.
2. Подготовиться к лабораторной работе № 10.