Путь в равноускоренном движении. Решение задач - Кинематика

Универсальные поурочные разработки по Физике 8 класс к учебнику А. В. Перышкина

Путь в равноускоренном движении. Решение задач - Кинематика

Цели: определить условия, позволяющие находить пройденный путь в равнопеременном движении.

Демонстрации: движение шара по гладкой опоре и по участку с маслом; движение тел по наклонному желобу.

Ход урока

I. Повторение. Проверка домашнего задания

Повторение изученного материала можно провести в виде самостоятельной работы по чтению графиков скорости. Учитель подготавливает два варианта достаточно простых заданий. В каждой работе на одном графике можно привести три графика скорости тел, по которым учащиеся дают описание движения. Примерными вариантами могут быть следующие.

Вариант I (см. рис. 85)

Определить тип движения тел и найти ускорения. Чему равны скорости тел через 2 с после начала движения?


image119


Вариант II (см. рис. 86)

Определить тип движения тел и найти ускорения. Чему равны скорости тел через 4 с после начала движения?


image120


II. Новый материал

План изложения нового материала:

1. Вывод формулы пути при равноускоренном движении;

2. Соотношения ускорения, скорости и пути при равноускоренном движении;

3. Доклад о роли Галилея в развитии механики как науки.


1. Рассмотрение нового материала можно начать с демонстрации движения различных тел по наклонному желобу. Делается вывод, что в зависимости от скорости за одинаковое время тем могут проходить различные пути. Зная среднюю скорость, путь найти очень просто:

image121

Если учесть, что то:

image122

Это выражение справедливо, если движение начинается из состояния покоя. При торможении пройденный путь равен:

Так как v = а · t, то пройденный путь можно найти как:

Полученное выражение справедливо для любого равнопеременного движения.


2. Для того чтобы у учащихся сложилось целостное представление об аналитических соотношениях для определения ускорения, скорости и пройденного пути в равнопеременном движении, рассматривается таблица 2 учебника (с. 13).

Необходимо обратить внимание учеников, что данные соотношения справедливы только в том случае, когда либо начальная, либо конечная скорость движения тела равняется нулю.


3. В заключение можно рассказать об огромной роли Галилея в развитии взглядов на механическое движение. Несмотря на гонения инквизиции, он оставался верен своим взглядам на устройство Солнечной системы.

Заслушивается доклад одного из учеников о жизни и достижениях Галилео Галилея.


III. Решение задач

Оставшееся на уроке время можно посвятить решению задач по изученной теме. При этом будет полезно коллективно разобрать решения 2-3 задач у доски:

Задача 1

Определить среднюю скорость движения тела, если первую половину пути оно прошло со скоростью 10 м/с, а вторую - со скоростью 15 м/с.

Дано:

Решение:

Пусть пройденный путь равен s.

Тогда где t - время движения на всем пути.

Отсюда:

(Ответ: vcp = 12 м/с.)


Задача 2

Найти путь, пройденный телом в равноускоренном движении из состояния покоя за время 1 мин, если ускорение равно 0,2 м/с2.

Дано:

Решение:

(Ответ: s = 360 м.)


Задача 3

В равноускоренном движении из состояния покоя тело прошло путь 100 м. Определить время движения, если ускорение было равно 0,5 м/с2.

Дано:

Решение:

(Ответ: t = 20 с.)


Домашнее задание

1. § 4 учебника; вопросы и задания к параграфу.

2. Задачи и упражнения (учебник, с. 126) № 17—22.

3. Сборник задач В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой, № 159.