Универсальные поурочные разработки по Физике 8 класс к учебнику А. В. Перышкина
Путь в равноускоренном движении. Решение задач - Кинематика
Цели: определить условия, позволяющие находить пройденный путь в равнопеременном движении.
Демонстрации: движение шара по гладкой опоре и по участку с маслом; движение тел по наклонному желобу.
Ход урока
I. Повторение. Проверка домашнего задания
Повторение изученного материала можно провести в виде самостоятельной работы по чтению графиков скорости. Учитель подготавливает два варианта достаточно простых заданий. В каждой работе на одном графике можно привести три графика скорости тел, по которым учащиеся дают описание движения. Примерными вариантами могут быть следующие.
Вариант I (см. рис. 85)
Определить тип движения тел и найти ускорения. Чему равны скорости тел через 2 с после начала движения?
Вариант II (см. рис. 86)
Определить тип движения тел и найти ускорения. Чему равны скорости тел через 4 с после начала движения?
II. Новый материал
План изложения нового материала:
1. Вывод формулы пути при равноускоренном движении;
2. Соотношения ускорения, скорости и пути при равноускоренном движении;
3. Доклад о роли Галилея в развитии механики как науки.
1. Рассмотрение нового материала можно начать с демонстрации движения различных тел по наклонному желобу. Делается вывод, что в зависимости от скорости за одинаковое время тем могут проходить различные пути. Зная среднюю скорость, путь найти очень просто:
Если учесть, что то:
Это выражение справедливо, если движение начинается из состояния покоя. При торможении пройденный путь равен:
Так как v = а · t, то пройденный путь можно найти как:
Полученное выражение справедливо для любого равнопеременного движения.
2. Для того чтобы у учащихся сложилось целостное представление об аналитических соотношениях для определения ускорения, скорости и пройденного пути в равнопеременном движении, рассматривается таблица 2 учебника (с. 13).
Необходимо обратить внимание учеников, что данные соотношения справедливы только в том случае, когда либо начальная, либо конечная скорость движения тела равняется нулю.
3. В заключение можно рассказать об огромной роли Галилея в развитии взглядов на механическое движение. Несмотря на гонения инквизиции, он оставался верен своим взглядам на устройство Солнечной системы.
Заслушивается доклад одного из учеников о жизни и достижениях Галилео Галилея.
III. Решение задач
Оставшееся на уроке время можно посвятить решению задач по изученной теме. При этом будет полезно коллективно разобрать решения 2-3 задач у доски:
Задача 1
Определить среднюю скорость движения тела, если первую половину пути оно прошло со скоростью 10 м/с, а вторую - со скоростью 15 м/с.
Дано:
Решение:
Пусть пройденный путь равен s.
Тогда где t - время движения на всем пути.
Отсюда:
(Ответ: vcp = 12 м/с.)
Задача 2
Найти путь, пройденный телом в равноускоренном движении из состояния покоя за время 1 мин, если ускорение равно 0,2 м/с2.
Дано:
Решение:
(Ответ: s = 360 м.)
Задача 3
В равноускоренном движении из состояния покоя тело прошло путь 100 м. Определить время движения, если ускорение было равно 0,5 м/с2.
Дано:
Решение:
(Ответ: t = 20 с.)
Домашнее задание
1. § 4 учебника; вопросы и задания к параграфу.
2. Задачи и упражнения (учебник, с. 126) № 17—22.
3. Сборник задач В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой, № 159.