Универсальные поурочные разработки по Физике 8 класс к учебнику А. В. Перышкина
Лабораторная работа № 1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении» - Кинематика
Цели: развитие навыков работы с физическим оборудованием.
Оборудование: желоб, шарик, штатив, металлический цилиндр, измерительная лента или линейка, метроном или секундомер.
Ход урока
I. Лабораторная работа
Это первая лабораторная работа в новом учебном году, поэтому перед началом работы следует напомнить учащимся основные правила поведения в лаборатории и порядок выполнения работы. Особое внимание необходимо обратить на аккуратность и точность проведения работы, а также на необходимость подведения итогов работы, написания выводов по ней.
Во время лабораторной работы достаточно провести 3-4 опыта с постоянным, неизменным углом наклона желоба. Если в лаборатории время отсчитывают при помощи метронома, то в данной работе его следует настроить на 120 ударов в минуту. Тогда время между двумя последовательными ударами составит Δt = 0,5 с. Таким образом, меняя положение массивного цилиндра на конце желоба, можно добиться, чтобы время движения шарика укладывалось в целое число ударов метронома.
Время движения шарика находится из условия:
где Δt = 0,5 с, а n - число промежутков времени по метроному.
Значение ускорения из опытов можно найти, воспользовавшись формулой:
Цена деления измерительной ленты или линейки определяется заранее.
Если нет метронома, можно воспользоваться секундомером. Правда, при этом из-за субъективных моментов возрастает погрешность в определении ускорения.
Ускорение шарика рассчитывается при неизменном угле наклона желоба на разных расстояниях s1, s2, s3, s4.
Сравнивая полученные значения a1, a2, a3, a4, ученики должны прийти к заключению, что ускорения примерно одинаковы, и, значит, они не зависят от пройденного пути, а лишь от угла наклона желоба.
Если в работе остается время, можно провести один-два опыта, увеличив угол наклона желоба. Сравнения полученного результата с предыдущими значениями полученных ускорений, подтверждает, что а ~ α. Все данные, полученные в ходе измерений и вычислений, удобно занести в таблицу:
n |
t, c |
s, м |
а, м/с2 |
... |
... |
... |
... |
Часть учащихся затрудняются в написании выводов к лабораторным работам по физике, поэтому следует напомнить об основных моментах, которые должны быть отражены в выводе. Обязательно необходимо отметить, на чем основан принцип измерения величин; причины, приводящие к погрешностям; уровень качества выполненной работы и так далее.
II. Решение задач
Если на уроке осталось время, его можно посвятить решению домашних задач, либо предложить одну-две более сложные задачи на расчет пути и времени при равноускоренном движении, например:
Задача 1
С вертолета сбросили без начальной скорости два груза, причем второй на 1 с позже первого. Определить расстояние между грузами через 2 с и через 4 с после начала движения первого груза. (Ответ: 15 м, 35 м.)
Задача 2
Аэростат поднимается с аэродрома вертикально вверх с ускорением 2 м/с2. Через 5 с от начала его движения из него выпал предмет. Через какое время этот предмет упадет на землю? (Ответ: 3,5 с.)
Домашнее задание
1. Повторить § 1-4.
2. Задачи и упражнения (учебник, с. 126) № 23-25.
3. Сборник задач В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой, № 153, 160.