Заглавная буква в словах (общее представление)

Поурочные разработки по русскому языку 1 класс

Заглавная буква в словах (общее представление)

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

ЦЕЛИ УРОКА: развивать умение писать заглавную букву в названиях городов, улиц, рек, озёр, в кличках животных, прозвищах персонажей сказок.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять правило написания заглавной буквы.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику, тема «Заглавная буква в словах. Упражнение из рабочей тетради»; карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.


2. Анализ ошибок, допущенных в диктанте

Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками.


3. Актуализация знаний

— Послушайте стихотворение Е. Измайлова.

Чтение стихотворения заранее подготовленными детьми.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки вначале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя реки, имя улицы, города.

Буква большая совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

— Кто догадался, о чём будет идти речь на уроке?


4. Целеполагание

— Прочитайте тему нашего урока. (Заглавная буква в словах.)

Определите познавательную задачу урока (Какие слова пишутся с заглавной буквы?)

Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять правило написания заглавной буквы.


5. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

Работа по учебнику (с. 122, упр. 1). Уточнение знаний о написании заглавной буквы в словах.

— Прочитайте слова каждой группы.

Постарайтесь объяснить, почему каждая группа слов пишется с большой буквы.

Подберите другие слова к каждой группе.

Выборочная комментированная запись слов из любой группы слов. (По выбору учителя)

— Назовите город, в котором мы живём.

Запишите название нашего города. Какое правило надо помнить, чтобы правильно выполнить это задание.

Учитель кратко рассказывает от происхождении названия своего города.

— Прочитайте рубрику «Страничка для любознательных» на странице 123.

О чём вы узнали? (О происхождении названий городов Орехово-Зуево, Тобольска, Лермонтова.)

Словарная работа

— Назовите столицу России. (Москва.)

Запишите слово Москва. Подчеркните орфограммы.

Запишите предложения.

Москва — мать городов русских.

Москвой-столицей весь народ гордится.

Работа в парах

Работа по учебнику (с. 123, упр. 2)

— Прочитайте имена людей.

Подберите к полному имени — имя сокращённое.

2. Первичная проверка понимания

Работа по учебнику (с. 124, упр. 3)

— Назовите своё полное имя и сокращённое имя.

Запишите в тетрадь сначала своё сокращённое имя, а потом полное.

Подумайте, как ласково будут звучать эти имена.

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

Работа в тетради (с. 60, упр. 74)

— Соедините линей полное имя человека и сокращённое имя. (Ольга — Оля, Василий — Вася, Татьяна — Таня, Николай — Коля.)

Подумайте, как ласково будут звучать эти имена.

Способ проверки: ПК. Тема «Заглавная буква в словах. Упражнение из рабочей тетради».

— Назовите, как зовут вашего друга (подругу).

Работа в рабочей тетради (с. 60, упр. 74)

Впишите букву в каждое имя.

Какое правило надо помнить, чтобы не допустить ошибку?

Работа с учебником (с. 125, упр. 6)

— Прочитайте имена, отчества, фамилии людей.

Что интересного вы заметили?

Можно ли сказать, что эти люди — родственники? Почему? Постарайтесь обосновать свой ответ.

4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

— У каждого из нас есть фамилия. Фамилии люди на Руси получали не просто так. Их давали по месту, где жил человек: Сергий Радонежский, Дмитрий Донской. Мастеровые люди получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров, Плотников.

Послушайте об этом стихотворение.

Стихотворение читает подготовленный ученик.

Прапрадеды

Кем был твой прадед на Руси,

Свою фамилию спроси.

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов —

Отец отца отцова.

С пилою Пильщиков дружил.

Мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись — и ты увидишь в них

Историю России.

(Г. Граубин)

— Прочитайте имена людей. Образуйте отчества от этих имён.

Борис — ...

Алексей — ...

Иван — ...

Сергей — ...


6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Работа по учебнику (с. 125, упр. 7)

Задания упражнения выполняются устно под руководством учителя.

Работа по карточкам

— Прочитайте стихотворение. Подчеркните имена людей.

Карточка 1

Собирала Маргарита

Маргаритки на горе.

Растеряла Маргарита

Маргаритки на горе.


Карточка 2

Возвращаясь под вечер с поля.

Потеряла серёжку Поля.

Ту серёжку нашёл Серёжка,

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя серёжка!_


7. Самостоятельная работа

— Прочитайте текст. Какие ошибки допущены?

Спишите текст, исправляя ошибки.

около реки калиновка стоит деревня калиново. тоня жданова и серёжа мекеев купаются в реке. а вот и луг там корова зорька.

(Около реки Калиновка стоит деревня Калиново. Тоня Жданова и Серёжа Мекеев купаются в реке. А вот и луг. Там корова Зорька.)


8. Домашнее задание

Выполнить задание в рабочей тетради на с. 61, упр. 76.


9. Подведение итогов урока

— Назовите тему нашего урока.

Что нового вы сегодня узнали?

А где вы сможете применить свои знания? Все ли вы достигли поставленной цели?


10. Рефлексия

— Закончите предложения.

Я научился ...

Мне было интересно ...

Теперь я буду ...

Я оцениваю свою работу ...

Меня удивило...

Я узнал новое...

Мне было трудно...

Я сегодня закреплял знания...