Заглавная буква в словах

Поурочные разработки по русскому языку 1 класс

Заглавная буква в словах

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

ЦЕЛИ УРОКА: развивать умение писать заглавную букву в названиях городов, улиц, рек, озёр, в кличках животных, прозвищах персонажей сказок; учить различать слова — названия животных и слова — клички животных.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; научатся различать слова — названия животных и слова-клички животных; применять правило написания заглавной буквы.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику, тема «Заглавная буква. Задания на развитие речи»; карточки для индивидуальной работы, магнитофон, аудиозапись голосов домашних животных.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.


2. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради.

— Каким правилом вы пользовались при написании своего имени, отчества и фамилии?

Поменяйтесь тетрадями со своим соседом. Прочитайте.

На что указывает обращение к человеку по его имени отчеству? (На уважительное отношение к человеку.)


3. Актуализация знаний

Игра « Будь внимателен!»

— Я буду читать вам стихотворение, а вы, услышав имена собственные, хлопните в ладоши.

Подарили Пете книжку о ракете,

Прочитал Петя — подарил Свете,

Света — Ване, Ваня — Тане,

Таня маленькой Марьяне.

Совершила книжка круг

И сказала: «Здравствуй, друг!»

— Как пишутся имена собственные?

Какие ещё правила написания заглавной буквы в словах вам известны? Заслушиваются ответы учащихся.


4. Целеполагание

— Тема нашего урока «Заглавная буква в словах».

Учебная познавательная задача урока «Какие слова пишутся с заглавной буквы».

Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать имена собственные, слова — названия животных и слова — клички животных, применять правило написания заглавной буквы.


5. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

Прослушивание аудиозаписи «Голоса животных».

— Закройте глаза и послушайте.

Звучит аудиозапись голосов домашних животных.

Кого вы представили?

Составьте предложения об этих животных. Что они делают и как их зовут?

Как бы вы написали клички этих животных?

Работа по учебнику (с. 126, упр. 9)

— Прочитайте текст.

Постарайтесь объяснить, почему некоторые слова записаны с заглавной буквы.

Заслушиваются ответы учащихся.

Выборочная комментированная запись некоторых слов из данной части: доктор Айболит, моряк Робинзон, страна Африка, утка Кика, сова Бумба. Объяснение написания гласных в некоторых словах.

— Итак, что нужно знать о написании кличек животных, прозвищ (имён) персонажей сказок? (Они пишутся с заглавной буквы.)

2. Первичная проверка понимания

Работа по учебнику (с. 127, упр. 10)

— Прочитайте пары слов.

Что обозначает каждое слово?

Составьте со словами предложение. (Например, «Мы приехали в город Орёл. На сосне свил гнездо орёл.»)

Запишите предложения в тетрадь.

3. Организация усвоения способов деятельности путём вое* произведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

Работа по учебнику (с. 127, упр. 11)

— Прочитайте скороговорку так, как указано в задании упражнения.

Постарайтесь объяснить значение выражения «вырастили на славу».

Выполните письменное задание, указанное в конце упражнения.

4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Работа по учебнику (с. 126, упр. 8). Работа с поговорками.

При использовании ПК тема «Заглавная буква. Задания на развитие речи».

— Соберите пословицы из двух частей.


— Объясните, как вы понимаете эти пословицы.

Найдите эти пословицы в учебнике (с. 126, упр. 8)

Объясните написание заглавной буквы в словах. Запишите одну из пословиц по выбору.

Обсуждение:

1) На какую тему можно составить текст (рассказ), который можно было бы закончить любой из данных поговорок?

2) Каким будет содержание такого рассказа?

Учитель может предложить свой вариант рассказа: «Петя в кругу друзей любил показать, что он всё знает и умеет. Только и слышишь его голос: «А я тоже это умею! А я тоже читал эту книгу! А я смотрел этот фильм! А я знаю, как сделать бумажного змея!» Однажды ребята ему сказали...»

— Догадайтесь, какую поговорку ребята сказали Пете. («Яков, Яков! Не всё бы ты якал!»)

Составьте такой рассказ, чтобы он заканчивался одной из пословиц. Заслушивание рассказов.


6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Словарная работа. Работа по карточкам._

Карточка 1

Вставь в предложения подходящие по смыслу словарные слова.

Под кустом дрожит ______________ .

Из норы вылезла ______________.

В берлоге спит ______________.

Мычит ______________ Ночка.

Чирикает маленький ______________

______________ купались в реке.


Карточка 2

Вставь в предложения подходящие по смыслу словарные слова.

Лает ______________ Дружок.

Доску моет ______________ .

Мы изучаем русский ______________ .

______________ надела пальто.

На учит ______________ .

По дороге едет ______________ .


7. Самостоятельная работа

Работа по учебнику, рубрика «Проверь себя», с. 128


8. Домашнее задание

Выполнить задание в рабочей тетради на с. 61, упр. 77. Выполнить задания из учебника на с. 128, упр. 12, устно.


9. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

Чему научились?

Что было самое интересное?


10. Рефлексия

— Закончите предложения.

Сегодня на уроке мы ...

Я вспомнил ...

Я узнал ...

Мне было легко ...

Я уверен, что ...