Русский язык 6 класс - диагностические работы - 2017 год
Имя прилагательное - МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИАНТ 1
Часть 1
1. Какие признаки не свойственны имени прилагательному?
1) изменяется по родам, числам и падежам
2) бывает в полной и краткой форме
3) в предложении может быть сказуемым
4) бывает одушевлённым и неодушевлённым
![]()
2. Какое из слов обозначает признак, но не является именем прилагательным?
1) беленький
2) бела
3) белеет
4) беловатый
![]()
3. В какой строке у обоих слов в окончании пишется одна и та же буква?
1) в син...й шинел...
2) в крайн...м случа...
3) к ранн...й оттепел...
4) с давнишн...м приятел...м
![]()
4. В каком слове буква О пишется в суффиксе имени прилагательного?
1) ситц...вый
2) больш...й
3) грош...вый
4) кулач...к
![]()
5. В какой строке оба слова пишутся с Н?
1) песча...ый берег, даль тума...а
2) каме...ый забор, дли...ая речь
3) грачи...ые гнёзда, ветре...ый день
4) льня...ое масло, деревя...ая рама
![]()
6. Какие прилагательные надо писать через дефис?
А) (древне)русский
Б) (научно)фантастический
В) (пяти)этажный
Г) (ярко)синий
1) А и Г
2) Б и В
3) В и Г
4) Б и Г
![]()
7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы имени прилагательного.
1) более сухой
2) длиньше
3) наиболее яркий
4) лучше всех
![]()
8. В каком примере НЕ с прилагательным надо писать слитно?
1) У этого мальчика (не)мягкий, а твёрдый характер.
2) Путь предстоял отнюдь (не)близкий.
3) В марте обычно очень (не)устойчивая погода.
4) Этот человек часто бывает (не)вежлив, а груб.
![]()
Прочитайте текст. Выполните задания 9—16
(1)Я неторопливо дошёл до старой корчмы — нежилой хаты, и стал на опушке хвойного леса, под высокой сосной с прямым голым стволом. (2)Было тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день. (3)Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их книзу, придавая им чудесный, праздничный и холодный вид. (4)По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и я чрезвычайно ясно слышал, как она, падая, с лёгким треском задевала за другие ветви. (5)Снег розовел на солнце и синел в тени. (6)Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия. (7)И мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня...
(По А. И. Куприну)
9. Какое предложение помогает понять основную мысль текста?
1) 1
2) 2
3) 5
4) 6
![]()
10. В каком значении употребляется прилагательное НЕЖИЛОЙ в предложении?
1) лишённый жизни, мёртвый
2) не предназначенный для жилья
3) небогатый
4) примитивный
![]()
Часть 2
11. Из предложения 1 выпишите имя прилагательное, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.
12. Из предложений 1-2 выпишите имена прилагательные, образованные приставочным способом.
13. Из предложений 6-7 выпишите имя прилагательное, правописание которого подчиняется правилу: “В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -ОНИ или -ЕНН, пишется две буквы Н”.
14. Из предложений 2-4 выпишите относительное прилагательное.
15. Сколько грамматических основ в предложении 4? Напишите соответствующую цифру.
Часть 3
16. Какую роль в описании картины природы играют имена прилагательные? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3-5 предложений) текст-рассуждение, подтверждая свои мысли примерами из прочитанного текста.
ВАРИАНТ 2
Часть 1
1. Какой признак свойствен имени прилагательному и не свойствен существительному?
1) изменяется по числам
2) в предложении может быть сказуемым
3) может склоняться
4) изменяется по родам
![]()
2. Какое из слов обозначает признак, но не является именем прилагательным?
1) мягок
2) мякенький
3) мягкость
4) мягкий
![]()
3. В какой строке у обоих слов в окончании пишется одна и та же буква?
1) без новогодн...й ёлк...
2) на меньш...й площад...
3) на дальн...й станци...
4) о старш...м товарищ...
![]()
4. В каком примере буква О пишется в суффиксе имени прилагательного?
1) пятач...к
2) лиц...вой
3) чуж...го
4) свинц...вый
![]()
5. В какой строке оба слова пишутся с НН?
1) стекля...ая ваза, ветре...ый человек
2) серебря...ое кольцо, мыши...ая норка
3) письме...ая работа, пусты...ое место
4) утре...ее солнце, ю...ые исследователи
![]()
6. Какое(-ие) прилагательное(-ые) надо писать слитно?
А) (сельско)хозяйственный
В) (садово)огородный
Б) (розово)красный
Г) (трёх)километровый
1) А и В
2) А и Г
3) Б и В
4) А
![]()
7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы имени прилагательного.
1) жёстче
2) более толще
3) самый высокий
4) кратчайший
![]()
8. В каком примере НЕ с прилагательным надо писать раздельно?
1) Это был человек (не)строгий, мягкий.
2) Речка была (не)широкая, но довольно глубокая.
3) Прохожий быстро скрылся в (не)проглядной темноте.
4) Контрольная работа была отнюдь (не)лёгкой.
![]()
Прочитайте текст. Выполните задания 9—16
(1)Тропинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, начиналась сразу за школой. (2)Едва они ступили в лес и тяжко гружённые снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя и беззвучья.
(3)Январь — самый холодный зимний месяц. (4)Кругом белым-бело. (5)Лишь в вышине чернеют обдутые ветром макушки рослых плакучих берёз, и тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба.
(6)Проскользнув под аркой старой ветлы, дорожка сбежала к ручью. (7)Местами он был застлан толстым снеговым одеялом, местами закован в чистый ледяной панцирь, а порой среди льда и снега проглядывала тёмным, недобрым глазом живая вода.
(По Ю. Нагибину)
9. Какое предложение в этом тексте лишнее?
1) 1
2) 3
3) 5
4) 7
![]()
10. В каком значении употребляется слово ЗАЧАРОВАННЫЙ (мир) в предложении 2?
1) лишённый жизни, мёртвый
2) восторженный
3) заколдованный
4) покорный
![]()
Часть 2
11. Из предложения 7 выпишите прилагательное, состоящее из приставки, корня и окончания.
12. Из предложений 6-7 выпишите имена прилагательные, образованные суффиксальным способом.
13. Из предложений 6-7 выпишите имя прилагательное, правописание которого подчиняется правилу: “В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -АН- или -ЯН-, пишется одна буква Н”.
14. Из предложений 3-4 выпишите прилагательное в превосходной степени.
15. Сколько грамматических основ в предложении 1? Напишите соответствующую цифру.
Часть 3
16. Какую роль в описании картины природы играют имена прилагательные? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3-5 предложений) текст-рассуждение, подтверждая свои мысли примерами из прочитанного текста.
ВАРИАНТ 3
Часть 1
1. Какие признаки свойственны как прилагательному, так и существительному?
1) изменяется по родам, числам и падежам
2) бывает в полной и краткой форме
3) в предложении может быть сказуемым
4) бывает одушевлённым и неодушевлённым
![]()
2. Какое из данных слов обозначает признак, но не является именем прилагательным?
1) лёгкий
2) лёгонький
3) лёгок
4) лёгкость
![]()
3. В какой строке у обоих слов в окончании пишется одна и та же буква?
1) о весенн...й свежеет...
2) на последи...й лини...
3) о хорош...м приятел...
4) с горяч...м ча...м
![]()
4. В каком примере буква О пишется в суффиксе имени прилагательного?
1) холщ...вый
2) медвеж...нок
3) глянц...вый
4) тяж...лый
![]()
5. В какой строке оба слова пишутся с одной буквой Н? *
1) оси...ое гнездо, искусстве...ый шёлк
2) кожа...ый пояс, клюкве...ый кисель
3) кухо...ое полотенце, листве...ый лес
4) звери...ые тропы, румя...ые щёки
![]()
6. Какое(-ие) прилагательное(-ые) надо писать через дефис?
А) (юго)восточный
Б) (иссиня)чёрный
В) (сорока)метровый
Г) (лево)бережный
1) А и Б
2) Б и В
3) А
4) В и Г
![]()
7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы имени прилагательного.
1) тоньше
2) более лёгкий
3) самый глубочайший
4) интереснее всего
![]()
8. В каком примере НЕ с прилагательным надо писать слитно?
1) У моего дедушки дом (не)высокий, а скорее низкий.
2) Рассказ получился ничуть (не)смешной.
3) День был (не)жаркий, но солнечный.
4) Этот путь отнюдь (не)долог.
![]()
Прочитайте текст. Выполните задания 9—16
(1)Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны. (2)Широкий, залитый солнцем просвет возник впереди, там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звёздами. (3)А посреди поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. (4)Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. (5)Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. (6)Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. (7)Листва, усохнув по осени, почти не облетела, и дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.
(8) — Так вот он, зимний дуб!
(9)Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью.
(По Ю. Нагибину)
9. В каком предложении содержится описание листьев дуба?
1) 3
2) 5
3) 7
4) 9
![]()
10. В каком значении употребляется слово ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ (дуб) в предложении 3?
1) отличающийся большими размерами
2) внушающий почтение, преклонение
3) высокомерный
4) выдающийся
![]()
Часть 2
11. Из предложения 7 выпишите прилагательное, состоящее из корня, суффикса и окончания.
12. Из предложений 5-6 выпишите имена прилагательные, образованные суффиксальным способом.
13. Из предложений 2-3 выпишите имя прилагательное, правописание которого подчиняется правилу: “В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -АН- или -ЯН-, пишется одна буква Н”.
14. Из предложений 8-9 выпишите относительное прилагательное.
15. Сколько грамматических основ в предложении 6? Напишите соответствующую цифру.
Часть 3
16. Какую роль в описании картины природы играют имена прилагательные? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3-5 предложений) текст-рассуждение, подтверждая свои мысли примерами из прочитанного текста.
ВАРИАНТ 4
Часть 1
1. Какие признаки не свойственны имени прилагательному?
1) изменяется по родам, числам и падежам
2) образует формы степеней сравнения
3) бывает одушевлённым и неодушевлённым
4) в предложении бывает определением
![]()
2. Какое из данных слов обозначает признак, но не является именем прилагательным?
1) жёлтый
2) желтизна
3) желтоват
4) жёлтенький
![]()
3. В какой строке у обоих слов в окончании пишется одна и та же буква?
1) в последи...м задани...
2) за дальн...й рощ...й
3) с хорош...м извести...м
4) о давн...й истори...
![]()
4. В каком примере буква О пишется в суффиксе имени прилагательного?
1) деш...вый
2) друж...к
3) пищ...вой
4) камыш...вый
![]()
5. В какой строке оба слова пишутся с НН?
1) торжестве...ый день, глиня...ый кувшин
2) оловя...ая ложка, берестя...ная шкатулка
3) це...ый совет, обществе...ое мнение
4) лу...ая ночь, лебеди...ая стая
![]()
6. Какое(-ие) прилагательное(-ые) надо писать слитно?
А) (горько)солёный
Б) (средне)вековый
В) (пяти)литровый
Г) (северо)западный
1) А и В
2) Б и В
3) только Б
4) А и Г
![]()
7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы имени прилагательного.
1) менее тёплый
2) наискромнейший
3) более лучше
4) красивее всех
![]()
8. В каком примере НЕ с прилагательным надо писать раздельно?
1) Петя предложил (не)ожиданное решение задачи.
2) Мой друг сегодня отнюдь (не)весел.
3) Лесное озеро (не)широкое, но глубокое и чистое.
4) Он положил на стол (не)большую папку с документами.
![]()
Прочитайте текст. Выполните задания 9-16
(1)Январь — месяц больших и молчаливых снегов. (2)Прилетают они всегда вдруг. (3)Вдруг ночью зашепчутся деревья: что-то творится в лесу. (4)К утру станет видно: пришла настоящая зима! (5)Лес утонул в дремучих сугробах, свод неба стал холоднее, под ним, покорно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные белые деревья.
(6)Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные, невиданные существа. (7)Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны — причудливые белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие. (8)Вот на пеньке сидит зайчик — сложил белые лапки, молчит и смотрит на белый лес. (10)На камне у речки белая Алёнушка — склонила голову на плечо, подперла белой ладошкой белую щёчку...
(По Н. Сладкову)
9. В каком предложении сформулирована тема текста?
1) 1
2) 4
3) 6
4) 7
![]()
10. В каком значении употребляется слово ДРЕМУЧИЕ (сугробы) в предложении 5?
1) погружённые в дремоту
2) густые и тёмные, как лес
3) заколдованные
4) труднопроходимые
![]()
Часть 2
11. Из предложения 6 выпишите прилагательное, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.
12. Из предложений 7-8 выпишите имена прилагательные, образованные приставочным способом.
13. Из предложений 6-7 выпишите имя прилагательное, правописание которого подчиняется правилу: “В прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н при помощи суффикса -Н-, пишется две буквы Н”.
14. Из предложений 4-5 выпишите прилагательное в форме сравнительной степени.
15. Сколько грамматических основ в предложении 5? Напишите соответствующую цифру.
Часть 3
16. Какую роль в описании картины природы играют имена прилагательные? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3-5 предложений) текст-рассуждение, подтверждая свои мысли примерами из прочитанного текста.