Русский язык 6 класс - диагностические работы - 2017 год
Имя числительное - МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИАНТ 1
Часть 1
1. Какое утверждение является неверным?
1) Имя числительное обозначает количество предметов или их порядок при счёте.
2) Имя числительное — служебная часть речи.
3) Все числительные изменяются по падежам.
4) Сочетание количественного числительного с существительным в родительном падеже — один член предложения.
![]()
2. В какой строке оба однокоренных слова являются именами числительными?
1) с тремя, трёхлетний
2) двухсотый, двое
3) семерых, семёрка
4) первый, первенство
![]()
3. В каком ряду все слова — количественные числительные?
1) один, семёрка, пятый
2) седьмой, девятый, двухтысячный
3) шесть, десятеро, пятак
4) пять седьмых, пятьсот, восемнадцать
![]()
4. Какое числительное имеет только две падежные формы?
1) сто
2) тридцать
3) семь
4) пятьдесят
![]()
5. Какое(-ие) слово(-а) пишется(-утся) с мягким знаком в середине?
А) помощ(?)ница
Б) шест(?)надцать
В) пят(?)сот
Г) воз(?)ми
1) А и Б
2) Б и В
3) В и Г
4) А, Б, В, Г
![]()
6. Укажите пример с ошибкой.
1) двухтысячный год
2) семьюстами тоннами
3) на обеих улицах
4) около пятиста рублей
![]()
Прочитайте текст. Выполните задания 7—17
(1)... (2)3десь в 1883 году произошло одно из самых страшных в истории человечества извержений вулкана. (3)Две трети острова в течение двух дней исчезли с поверхности земли. (4)В результате извержения возникли гигантские приливные волны, в которых погибли 36 тысяч человек.
(5)На месте извержения возник новый вулкан, который индонезийцы называют “сыном Кракатау”. (6)Это небольшая конусообразная гора, диаметр которой едва достигает 2 км. (7)Его кратер шириной около 150 м лежит на высоте 280 м над уровнем моря.
(8)Примерно каждые два часа вулкан выдыхает в воздух облака пепла. (9)Пыль и пепел медленно опускаются на склоны горы, и она постепенно подрастает. (10)В период активной фазы высота вулкана может увеличиться на несколько десятков метров.
7. Какое предложение должно быть в этом тексте первым?
1) Слово “вулкан” произошло от имени бога огня и кузнечного дела Вулкана из древнеримских мифов.
2) Чаще всего вулкан — это конусообразная гора, состоящая из множества слоёв лавы, пепла и камней.
3) Кракатау — вулканический остров недалеко от берегов Индонезии.
4) Извержение вулкана часто оказывается подлинным бедствием для людей, живущих поблизости.
![]()
8. Какой фрагмент текста представляет собой описание?
1) предложения 2—3
2) предложения 3—4
3) предложения 5—7
4) предложения 8—10
![]()
9. В каком значении употребляется в тексте слово ПОДРАСТАЕТ из предложения 9?
1) увеличивается в размерах
2) развивается
3) крепнет, усиливается
4) произрастает
![]()
10. В каком предложении средством выразительности является метафора?
1) 2
2) 4
3) 6
4) 8
![]()
Часть 2
11. Определите стиль речи текста, запишите соответствующий термин.
12. Из предложений 1-3 выпишите порядковое числительное.
13. Из предложений 8-9 выпишите слово с безударной чередующейся гласной в корне.
14. Из предложения 6 выпишите сложное слово.
15. Из предложения 3 выпишите грамматическую основу.
16. Среди предложений 1-4 найдите предложение, соответствующее характеристике: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух частей. Напишите номер этого предложения.
Часть 3
17. Почему в научных и научно-познавательных текстах обычно много числительных? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3-5 предложений) текст-рассуждение. Свои мысли подтвердите примерами из прочитанного текста.
ВАРИАНТ 2
Часть 1
1. Какое из утверждений является неверным?
1) Имя числительное обозначает количественный признак предметов.
2) Имя числительное может быть записано как словом, так и цифрой.
3) Некоторые числительные могут изменяться по родам.
4) Количественные числительные могут быть как главными, так и второстепенными членами предложения.
![]()
2. В какой строке оба однокоренных слова НЕ являются именами числительными?
1) двадцатью, двухсотый
2) семерых, семнадцатый
3) трёхтысячный, трое
4) шестигранник, шестёрка
![]()
3. В каком ряду все слова — порядковые числительные?
1) третий, двойной, четверо
2) седьмой, двухсотый, две пятых
3) десятый, сто первый, тысячный
4) сороковой, полуторный, пятиэтажный
![]()
4. Какое числительное склоняется как существительные третьего склонения?
1) тысяча
2) восемнадцать
3) один
4) трое
![]()
5. Какое(-ие) слово(-а) пишется(-утся) с мягким знаком на конце?
A) товарищ(?)
Б) восем(?)
B) надо помоч(?)
Г) несколько тысяч(?)
1) А и Б
2) Б и В
3) В и Г
4) А, Б, В, Г
![]()
6. Укажите пример с ошибкой.
1) девятьюстами метрами
2) полутора секунд
3) с обоими городами
4) пятеро девочек
![]()
Прочитайте текст. Выполните задания 7—17
(1)... (2)Зато у него просто удивительная толщина ствола — она может достигать 40 метров! (3)Чтобы обхватить баобаб, весь класс должен был бы взяться за руки.
(4)Баобаб — единственное дерево, которое не горит, настолько плотная у него древесина. (5)В отличие от других деревьев баобаб сбрасывает листья не зимой, а летом. (6) В африканской саванне, где он растёт, очень жарко — температура может превышать 40 градусов. (7)Листья испаряют влагу, и баобаб, чтобы не терять запасы воды, сбрасывает их. (8)А зимой начинается сезон дождей, и он снова покрывается листьями, размер которых достигает 20 см в поперечнике.
(9)Дупла баобаба африканцы издавна используют для хранения зерна и воды, а иногда они устраивают в них жилища. (10)Площадь такой комнаты — 20 квадратных метров!
(По материалам энциклопедии “Что такое? Кто такой?”)
7. Какое предложение должно быть в этом тексте первым?
1) Баобаб — удивительное дерево.
2) Что мы знаем о баобабах?
3) Баобаб, хотя и живёт до 5 тысяч лет, в высоту достигает всего 25 метров.
4) Одно из самых замечательных растений африканской саванны — баобаб,
![]()
8. Какой из фрагментов текста представляет собой рассуждение?
1) предложения 2—3
2) предложения 4—5
3) предложения 5—7
4) предложения 9—10
![]()
9. В каком значении употребляется в тексте слово СЕЗОН из предложения 8?
1) одно из времён года
2) период с определёнными особенностями погоды
3) условия, благоприятные для какой-либо деятельности
4) четвёртая часть года
![]()
10. В каком предложении средством выразительности является эпитет?
1) 2
2) 4
3) 6
4) 8
![]()
Часть 2
11. Определите стиль речи текста, запишите соответствующий термин.
12. Из предложений 4-6 выпишите количественное числительное.
13. Из предложений 4-5 выпишите слово с безударной чередующейся гласной в корне.
14. Из предложения 7 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
15. Из предложения 10 выпишите грамматическую основу.
16. Среди предложений 9-10 найдите предложение, соответствующее характеристике: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух частей. Напишите номер этого предложения.
Часть 3
17. Почему в научно-познавательных текстах обычно много числительных? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3-5 предложений) текст-рассуждение. Свои мысли подтвердите примерами из прочитанного текста.
ВАРИАНТ 3
Часть 1
1. Какое из утверждений является ошибочным?
1) Имя числительное отвечает на вопросы сколько? который по счёту? (какой по порядку?)
2) Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.
3) У некоторых числительных два окончания.
4) Числительные не бывают главными членами предложения.
![]()
2. В каком ряду однокоренные слова являются именами числительными?
1) пятеро, пятерня
2) двойной, удвоить
3) восемнадцать, восемью
4) шестеро, шестёрка
![]()
3. В каком ряду все слова — простые числительные?
1) один, пятнадцать, двадцать два
2) четырнадцать, тридцать, тысяча
3) сорок, пятьдесят, триста
4) десять, семнадцать, девяноста
![]()
4. Какое числительное изменяется как имя прилагательное?
1) двадцать
2) полтораста
3) семисотый
4) шестьдесят
![]()
5. Какое(-ие) слово(-а) пишется(-утся) с мягким знаком в середине?
А) умен(?)шим
Б) сем(?)десят
В) булоч(?)ная
Г) восем(?)надцать
1) А и Б
2) Б и Г
3) В и Г
4) В
![]()
6. Укажите пример с ошибкой.
1) двухстами страницами
2) к семистам метрам
3) от обоих братьев
4) пятьюдесятью годами
![]()
Прочитайте текст. Выполните задания 7—17
(1)... (2)В год от ледяного покрова Арктики и Антарктики откалывается около 30 тысяч айсбергов. (3)Самые крупные из них рождаются гигантскими ледниками Антарктиды. (4)Длина крупнейшего зарегистрированного айсберга — 153 км. (5)Большая часть ледяной горы находится под водой, сверху она обычно поднимается на 70—100 м.
(6)Плывущая ледяная гора часто бывает окутана плотным облаком водяного пара: это более тёплый воздух сгущается в виде тумана над её холодной поверхностью. (7)В 1912 году в таком тумане столкнулся с айсбергом большой пассажирский пароход “Титаник”, на котором из Европы в Америку путешествовало 2200 человек. (8)В считанные часы пароход затонул. (9)Погибли полторы тысячи пассажиров.
(10)В настоящее время в Северной Атлантике действует служба наблюдения за айсбергами — так называемый “ледовый патруль”.
(По материалам энциклопедии “Что такое? Кто такой?”)
7. Какое предложение должно быть в этом тексте первым?
1) Айсберг — уникальное хранилище пресной воды.
2) Айсберги представляют большую опасность для судоходства в северных широтах.
3) Айсберги — это крупные обломки ледников, спускающихся с суши к морю.
4) Отколовшиеся от ледника глыбы льда часто перемещаются на многие сотни километров.
![]()
8. Какой из фрагментов текста представляет собой повествование?
1) предложения 2—3
2) предложения 4—5
3) предложения 5—6
4) предложения 7—9
![]()
9. В каком значении употребляется в тексте слово ПЛОТНЫЙ из предложения 5?
1) толстый, прочный
2) густой
3) заполненный чем-либо целиком
4) туго набитый
![]()
10. В каком предложении средством выразительности является фразеологизм?
1) 2
2) 3
3) 5
4) 8
![]()
Часть 2
11. Определите стиль речи текста, запишите соответствующий термин.
12. Из предложений 7-8 выпишите порядковое числительное.
13. Из предложений 2-3 выпишите слова с безударной проверяемой гласной в корне.
14. Из предложения 7 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
__________________________________________________
15. Из предложения 9 выпишите грамматическую основу.
16. Какое предложение первого абзаца соответствует характеристике: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух частей? Напишите соответствующую цифру.
Часть 3
17. Почему в научно-познавательных текстах обычно много числительных? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3-5 предложений) текст-рассуждение. Свои мысли подтвердите примерами из прочитанного текста.
ВАРИАНТ 4
Часть 1
1. Какое из утверждений является ошибочным?
1) Имя числительное — самостоятельная часть речи.
2) Числительные делятся на количественные и порядковые.
3) Сложные числительные имеют в составе слова два корня.
4) В предложении числительные бывают только подлежащими.
![]()
2. В каком ряду оба однокоренных слова не являются именами числительными?
1) девятью, девяноста
2) четверо, четвёртого
3) трёхполосный, утроить
4) пятнадцать, пятисот
![]()
3. В каком ряду все числительные сложные?
1) семьдесят, сто один, двадцать
2) пятьдесят, пятнадцать, сорок
3) шестьсот, восемьдесят, триста
4) девятьсот, одиннадцать, тридцать
![]()
4. Какое числительное изменяется не только по падежам, но и по числам?
1) два
2) один
3) сто
4) восемьдесят
![]()
5. Какое(-ие) слово(-а) пишется(-утся) с мягким знаком на конце?
А) сто тысяч(?)
Б) восемьдесят(?)
В) горяч(?)
Г) читаеш(?)
1) А и Б
2) все
3) только В
4) только Г
![]()
6. Укажите пример с ошибкой.
1) семеро солдат
2) шестидесятью книгами
3) до полутора часов
4) две тысячи пятый год
![]()
Прочитайте текст. Выполните задания 7—17
(1)... (2)Их рост достигает 4 м, длина тела 6 м, а вес 7 тонн. (3)Только размах ушей, похожих на лопухи, у них около 1,5 м. (4)Несмотря на гигантские размеры, слон достаточно ловок и подвижен: может бесшумно проходить через лесные заросли, легко взбираться по горным тропам, превосходно плавать.
(5)Самым удивительным на “лице” слона является, конечно, хобот — нос, сросшийся с верхней губой. (6)Хоботом слон дышит, добывает пищу, пьёт, защищается от врага, может вывернуть с корнями могучее дерево и поднять маленькую монетку.
(7)Живут слоны семейными группами. (8) В каждой насчитывается 10— 15 особей разного возраста. (9)В поисках пищи слоны кочуют по саванне, совершая переходы в десятки километров. (10)Для сохранения веса и силы взрослому слону ежедневно требуется до 300 кг пищи и более 100 л воды.
7. Какое предложение должно быть в этом тексте первым?
1) Высота азиатского слона достигает 3 метров.
2) Слон — очень умное животное.
3) Африканские слоны — самые крупные из известных наземных млекопитающих.
4) В дневниках путешественников прошлых веков часто описывались большие стада слонов.
![]()
8. Какой из фрагментов текста представляет собой описание?
1) предложения 2—3
2) предложения 4—5
3) предложения 6—7
4) предложения 8—9
![]()
9. В каком значении употребляется в тексте слово ЛОПУХИ из предложения 3?
1) репейник
2) широкие листья
3) глупые люди
4) оттопыренные уши
![]()
10. В каком предложении средством выразительности является сравнение?
1) 3
2) 4
3) 5
4) 8
![]()
Часть 2
11. Определите стиль речи текста, запишите соответствующий термин.
12. Из предложений 9-10 выпишите простое количественное числительное.
13. Из предложений 3-4 выпишите слова с безударной чередующейся гласной в корне.
14. Из предложения 9 выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.
15. Из предложения 8 выпишите грамматическую основу.
16. Среди предложений 5-6 найдите предложение, соответствующее характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.
Часть 3
17. Почему в научно-познавательных текстах обычно много числительных? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3-5 предложений) текст-рассуждение. Свои мысли подтвердите примерами из прочитанного текста.