ВАРИАНТ 9

Обществознание ЕГЭ 2018 - Типовые тестовые задания

ВАРИАНТ 9

Часть 1

Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и ДРУГИХ дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Избирательные системы

Избирательная система

Характеристика

Пропорциональная

Избиратели голосуют за партию, а не за отдельного кандидата, и места в парламенте распределяются пропорционально проценту полученных партией голосов

...

Кандидаты от партий выдвигаются персонально по избирательным округам, и избранным считается тот, кто получил абсолютное большинство голосов избирателей

Ответ: ________________ .

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Источники права; законы; конституция; указы; судебные прецеденты.

Ответ: ________________ .

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к нравственным ценностям.

1) верность; 2) честь; 3) ответственность; 4) долг; 5) социализм; 6) трудолюбие; 7) протекционизм; 8) патриотизм.

Найдите два термина, “выпадающих” из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

4. Выберите верные суждения о науке как отрасли духовной жизни и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Результаты научных исследований зависят от отношения исследователя к обществу, природе и духовной жизни в целом.

2) Наука дает теоретическое обоснование законов развития природы и общества.

3) Основой научной деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация.

4) Наука не только описывает природные или общественные явления, но и позволяет построить причинно-следственные связи между ними.

5) Научные выводы базируются на убеждении и вере.

Ответ: ________________ .

5. Установите соответствие между, признаками общества и типом общества, которому эти признаки свойственны! к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА

ТИП ОБЩЕСТВА

А) естественное разделение и специализация труда

1) аграрное

Б) автоматизация

2) индустриальное

В) массовое промышленное производство

Г) информатизация общества

Д) развитие высоких технологий

3) постиндустриальное

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






6. Одиннадцатиклассники завершают изучение нового материала и начинают подготовку к экзаменам. Какие признаки характеризуют осуществляемую ими деятельность? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Она направлена на преобразование реально существующих предметов природы.

2) Объектом деятельности является новое, не известное никому ранее знание.

3) Средством деятельности являются учебники и учебные пособия.

4) Деятельность имеет как индивидуальный, так и коллективный характер.

5) Мотивом является желание удовлетворить материальные потребности.

6) Она способствует освоению накопленных человечеством культурных ценностей.

Ответ: ________________ .

7. Выберите верные суждения о валовом внутреннем продукте (ВВП) и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ВВП — это совокупность экономических ресурсов, включающая ключевые производственные факторы.

2) ВВП отражает общественную потребность в определенном количестве товаров и услуг, необходимых для нормального жизнеобеспечения населения.

3) ВВП характеризует общий объем производства.

4) ВВП — это совокупная рыночная стоимость всех конечных продуктов, произведенных в экономике (внутри страны) в течение одного года.

5) ВВП — это система социально-экономических и юридических отношений, обеспечивающих непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы.

Ответ: ________________ .

8. Установите соответствие между причинами безработицы и ее видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

А) устаревание и невостребованность ряда профессий

1) фрикционная

Б) увольнение с предыдущего места работы

2) структурная

В) изменение спроса на труд в определенной отрасли

3) циклическая

Г) спад производства и спроса на труд


Д) отмирание старых производств


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






9. Гражданин А. купил привилегированную акцию одной из промышленных компаний. Какие права он приобретает, становясь владельцем этой акции? Запишите цифры, под которыми указаны эти права.

1) на получение фиксированного дивиденда независимо от голосования акционеров

2) на получение суммы долга, удостоверенного ценной бумагой, в указанный срок

3) на получение части выручки после того, как будут выданы дивиденды по обычным акциям

4) на получение части прибыли, зависящей от ее величины

5) на управление акционерным обществом через участие в собрании акционеров

6) на получение определенной части имущества в случае ликвидации компании до того, как оно будет разделено между владельцами обыкновенных акций

Ответ: ________________ .

10. На графике отражена ситуация на рынке противовирусных препаратов: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (Р — цена товара, Q — количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) реклама новой продукции известных производителей

2) сокращение государственного финансирования программы дополнительного лекарственного обеспечения

3) расширение сети аптечных пунктов, реализующих лекарственные препараты

4) благоприятная эпидемиологическая обстановка

5) уход с рынка нескольких фармацевтических компаний

Ответ: ________________ .

11. Выберите верные суждения о функциях семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В организации внутрисемейного общения и контактов членов семьи с природной и социальной средой проявляется коммуникативная функция семьи.

2) Первичный социальный контроль, осуществляемый в семье на основе авторитета родителей, иллюстрирует регулятивную функцию семьи.

3) Семья, как правило, кормит, одевает, обувает, и в этом проявляется ее воспитательная функция.

4) Ведение своего бюджета, организация потребительской деятельности иллюстрирует экономическую функцию семьи.

5) Уход за детьми вплоть до достижения ими социальной зрелости отражает репродуктивную функцию семьи.

Ответ: ________________ .

12. “Знаете ли Вы, в каком году был основан Ваш город (поселок, село)?” Ответы на данный вопрос были получены в ходе опроса, проведенного Фондом “Общественное мнение”. Результаты опроса, распределенные по группам в зависимости от образования респондентов, приведены в диаграмме (в %).

Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Больше всего опрошенных, давших утвердительные ответы, относятся к группе лиц с высшим образованием.

2) Самая многочисленная группа отрицательно ответивших на вопрос имеет образование среднее общее и ниже.

3) В целом около половины опрошенных дали утвердительный ответ на поставленный вопрос.

4) Среди давших утвердительные ответы поровну представлены люди со средним общим и средним специальным образованием.

5) Среди давших отрицательные ответы больше людей с высшим образованием, чем со средним специальным.

Ответ: ________________ .

13. Выберите верные суждения о государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство в широком смысле — это общность людей, организуемая органами власти и проживающая на определенной территории.

2) Государство в узком смысле — это система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории.

3) В любом государстве осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества.

4) В любом государстве гражданам предоставляется право на многообразие общественных объединений.

5) В любом государстве гарантировано равенство всех перед законом.

Ответ: ________________ .

14. Установите соответствие между полномочиями, касающимися федеративного устройства РФ, и осуществляющими их субъектами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ

А) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами

Б) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации

В) установление правовых основ единого рынка

Г) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления

Д) определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ

1) Российская Федерация

2) Российская Федерация и субъекты Российской Федерации (совместное ведение)

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






15. В государстве Z прошли очередные выборы в высший орган власти. Явка избирателей составила 75%. Какие из приведенных признаков позволяют сделать вывод о том, что в государстве Zустановился демократический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Возникла система сдержек и противовесов разделенных ветвей власти.

2) Новый закон о местном самоуправлении обеспечил участие граждан в социальной политике.

3) Стал заметен рост экономического развития.

4) Политическое лидерство получило крепкую основу в признании особых качеств главы государства.

5) Увеличилась рождаемость и снизилась детская смертность.

6) Государство заключило ряд международных договоров.

Ответ: ________________ .

16. Что, согласно Конституции, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) координация вопросов здравоохранения

2) принятие и изменение федеральных законов

3) социальная защита, включая социальное обеспечение

4) выполнение международных договоров Российской Федерации

5) управление федеральной собственностью

6) определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники

Ответ: ________________ .

17. Выберите верные суждения об обязанностях работодателя и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Обязанностью работодателя является обеспечение условий труда, предусмотренных законодательством.

2) Работодатель обязан предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором.

3) К обязанностям работодателя относится выполнение трудовой функции, определенной трудовым договором.

4) Работодатель обязан соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

5) Работодатель обязан представить документы, подтверждающие профессиональную квалификацию.

Ответ: ________________ .

18. Установите соответствие между субъектами отношений и отраслями права, которые эти субъекты представляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СУБЪЕКТЫ ОТНОШЕНИЙ

ОТРАСЛИ ПРАВА

А) работники и работодатели

1) семейное право

Б) продавцы и покупатели

2) трудовое право

В) службы и органы занятости

3) гражданское право

Г) арендаторы и арендодатели


Д) усыновители и усыновленные


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






19. Три товарища создали собственную фирму. Какие факты позволяют сделать вывод о том, что организационно-правовая форма этой фирмы — производственный кооператив? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) фирма представляет собой специализированное мелкое предприятие

2) фирма основана на личном трудовом участии

3) фирма основана на объединении членами фирмы имущественных паевых взносов

4) прибыль фирмы распределяется в соответствии с трудовым участием ее членов

5) фирма своевременно представляет установленную государственными органами отчетность

6) фирма имеет самостоятельный баланс

Ответ: ________________ .

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

“Условием устойчивости социальной связи является механизм ________ (А), включающий в себя моральные, политические, правовые и т.п. регуляторы. Моральные регуляторы (ценности и ________ (Б)) позволяют различать добро и зло, справедливость и несправедливость. Они различны у разных ________ (В) общества: аристократов и простолюдинов, богатых и бедных, бюрократов и граждан. Только общая система нравственных регуляторов скрепляет ________ (Г), делает возможной устойчивые социальные связи. Моральные регуляторы действуют через совесть индивидов и ________ (Д). Важным регулятором социальной связи являются экономические блага: ________ (Е), кредит, богатство и т.п.”.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) общество

2) норма

3) санкция

4) деньги

5) социальный класс

6) социальный контроль

7) общественное мнение

8) социальная мобильность

9) социальная структура

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е







Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Саморазвитие общества и человека имеет определенный вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса.

В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса...

Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире.

Соответственно, регресс понимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе.

В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим “золотым веком”. В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о “новом небе и новой земле”. В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности. Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы.

В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории все более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворенности жизнью и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за все происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении.

(В. Кохановский)

21. Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?

22. Какие три критерия, по мнению автора, могут выступать интегральными характеристиками прогрессивного развития общества в наше время? Опираясь на знание курса и фактов социальной жизни, укажите любой не названный в тексте критерий.

23. Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.

24. Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в ее обоснование.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “рыночная конкуренция”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение с информацией о видах конкуренции, опирающейся на знания курса, и одно предложение, раскрывающее роль конкуренции в рыночной экономике.

26. Проиллюстрируйте тремя примерами влияние семьи на социальное становление растущих в ней детей.

27. Гитлеровский режим сохранил конституцию Веймарской республики. Тем не менее закон в стране оказался в подчинении у новой власти. Какой политический режим установился в Германии после прихода к власти Гитлера? По какому признаку вы это определили? Опираясь на обществоведческие знания, укажите любые два других признака данного политического режима.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Федеральное Собрание РФ и его функции”. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1-29.5).

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1

Философия

“Закономерность исторического явления обратно пропорциональна его духовности” (В.О. Ключевский).

29.2

Экономика

“Налоги не должны мешать производству” (Ф.С. Нитти).

29.3

Социология, социальная психология

“Главная сила в человеке — это сила духа” (Ю.А. Гагарин).

29.4

Политология

“Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую” (Наполеон Бонапарт).

29.5

Правоведение

“То, что связано с законом, дает право. Но само по себе это право не является ни правом разума, ни правом справедливости; это право силы” (Ж.О. Ламетри).