Русский язык - Сборник диктантов и творческих работ 1 — 2 классы - В. П. Канакина Г. С. Щёголева 2014

1 класс
Повторение

Орфографические минутки

Записать слова под диктовку. Подчеркнуть буквы, написание которых надо проверять.

Дожди, трава, поля, сестра, грибы, змея;

сорока, ворона, доска, леса, гнездо, ребята;

молоко, гроза, письмо, деревня, роса, дрозды;

медведь, ёж, барсук, лев, поезд, шарф;

флаг, ёрш, тетрадь, дуб, язык, город;

петух, дрозды, стрижи, ужи, звезда, плов;

часы, грибы, пчела, кольцо, пальто, снег.

Ответ

Орфографические задания

1. Распределить слова в два столбика: в один — слова, в которых написание гласной буквы можно проверить, в другой — слова, в которых написание гласной буквы надо запомнить.

Стрижи, сорока, ребята, сестра, нора, весна;

собака, дожди, глаза, зима, дежурный;

следы, лицо, молоко, ряды, заяц, трава.

Ответ

2. Подобрать и написать:

1) слова с безударным гласным звуком в первом слоге двусложного слова (вода, ...);

2) слова с парным звонким (глухим) согласным звуком в конце слова (жук, ...);

3) слова с буквосочетаниями чк или чн (девочка, ...), с сочетаниями жи — ши (ча — ща, чу — щу);

4) слова, которые пишутся с заглавной буквы (Москва, ...);

5) слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую (юла, ...);

6) слова, в которых правописание буквы, обозначающей гласный (согласный) звук, надо запомнить (учитель, ...);

7) слова с мягким знаком в конце (лось, ...), в середине слова (письмо, ...).

Ответ

3. Подчеркнуть в каждой строке лишнее слово.

Лоб, снег, вода, лес;

этаж, слеза, гора, грачи;

тетрадь, класс, роща, пенал;

Москва, журавль, Волга, Жучка.

Ответ

4. Подчеркнуть буквы на известные правила письма. (Предложения могут быть даны на доске или под диктовку.)

1) Хороша роща весной. 2) Весело поют птички. 3) Стучат по стволам дятлы. 4) Жужжит над цветком шмель. 5) Летит оса. б) К реке ползёт уж. 7) Вылез из берлоги медведь. 8) У тропы кучка земли. 9) Там нора крота. 10) Кот Васька пил молоко.

Ответ

Контрольное списывание

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой. (8 слов)

     (А. Екимцев)

Я коровушку люблю,

Травкой-клевером кормлю, (6 слов)

     (Н. Воронин)

Родина — это и русская берёзка, и лес, и узкая тропинка, и крик кукушки. Родина — это место, где ты родился и вырос. (21 слово)

Сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут? Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. (21 слово)

Пришёл весёлый месяц май. Лес оделся. Все цветы цветут. Все пташки поют. Солнце теперь всех обогрело и светлую всем радость дало. (21 слово)

(В. Бианки)

Зяблики

В апреле прилетели в лес зяблики. У птиц розовая грудка и яркие белые полоски на крыльях. Всюду раздаются звонкие песни зябликов. (22 слова)

Дятел

Стоял в лесу дуб. Прилетел к дубу дятел. Он выдолбил в стволе глубокое дупло. Лето в нём пожил, детей вывел и улетел. (23 слова)

Весна

Поле вокруг — зелёное. Небо над полем — синее. В синем небе — красное солнышко. А под солнышком - жаворонок поёт. Землю родную видит — вот и поёт. (24 слова)

(Н. Сладков)

Ответ

Проверочные диктанты

У Димы есть брат и сестра. Дима учил уроки. Оля читала стихи Пушкина. Юра писал письмо. (16 слов)

Мне семь лет. Я учусь в школе. Идёт урок. Мы учим русский язык. Ученики работают хорошо. (16 слов)

Ученики идут на стройку. Там гудят машины. Рабочие строят дом. У стены кран. Кран поднял груз. (16 слов)

Утро. Весело кричал петух. У крыльца сидела собака Жучка. Кот Пушок пил молоко. Девочка дала козе хлеб. (17 слов)

Весна. В лесу ландыши. Поют чижи и дрозды. В траве шуршит ёж. На пеньке змея. На цветке пчела. (18 слов)

Весна

Весна. Тёплый денёк. Весело кричат грачи. Журчат ручейки. Ребята идут на речку. По воде плывут льдины. Над водой чайки. (20 слов)

Слова для справок: кричат, ручейки.

Июль. Деревня Чайка. Вот луг. Там корова Зорька. Она жуёт сочную траву. У тропы дуб. Тут сидит Алёша. Мальчик играл в рожок. (22 слова)

Утро

Утро. Весело пели птички. Петух и куры клевали зерно. Кот Васька пил молоко. У крыльца собака Жучка. Жучка и мальчик Юра будут играть. (24 слова)

Слово для справки: клевали.

Рыбалка

Утро. Мы идём на рыбалку. Вот река Волга. Ребята стали удить рыбу. Ваня поймал щуку и леща. Глеб поймал двух окуньков. Хороша будет уха! (25 слов)

Слова для справок: поймал, будет.

Летом

Хороша наша дача! Кругом цветы. Весело поют птички. В траве спит кот Вася. Белка прыгнула на дуб. Мы идём на озеро. Там цветут кувшинки. (25 слов)

Слова для справок: кувшинки, прыгнула.

Летом

Лето. Вот деревня Чайка. На лугу корова Зорька. Она ест сочную траву. Наша дача у реки. Мы там ловим рыбу. Алёша поймал щуку и леща. (26 слов)

Слово для справки: ловим.

Работа

Ребята любят труд. На столах глина. Таня лепит чашку. Игорь Чайкин лепит собачку. У Кузьмы получился заяц. Денис слепил лису. Учитель был рад. Хороши игрушки! (26 слов)

Слова для справок: Чайкин, лепит.

Май

Май. Хорошо в лесу! Поют чижи и дрозды. Цветут ландыши. В траве шуршит ёж. На цветке сидит пчела. У тропы сосна и дуб. На сосне белка. (27 слов)

Слова для справок: сидит, цветут.

Кот

У Славы жил кот. Звали кота Васька. Хорош был кот! Уши белые. Шейка серая. На груди белое пятно как галстук. Хвост пушистый. Васька поймал во дворе мышку. (28 слов)

Слова для справок: белое, пушистый, поймал.

Тёплые деньки

Весна. Снег тает. Цветёт ива. С горы бежит ручей. Весело кричат грачи. Ребята бегут на речку. По воде плывут льдины. Над водой чайки. Летят на родину журавли. (29 слов)

Слова для справок: тает, цветёт, бежит, кричат.

После школы

Настя пришла из школы домой. Там были мама и брат Коля. Коля играл с котом.

Все стали пить чай. Кот Васька пил молоко. Потом Настя читала брату сказку. (30 слов)

Слова для справок: после, пришла, все, потом, сказку.

Май

Ребята идут на луг. Весело поют птички. Кругом цветы. В траве цвёл душистый ландыш. Пчела села на цветок. У дуба нора. Зимой там жил ёж. На сосне Оля увидела белку. (31 слово)

Слово для справки: увидела.

Урок

Утро. Дима идёт в школу. Первый урок - русский язык. Ученики сели за парты. Дима вынул из пенала карандаш и ручку. Учитель написал на доске слова. Эти слова ребята записали в тетрадь. (32 слова)

Слова для справок: записал, написала.

Учитель должен указать на тире в предложении.

Кто чем занят?

Мама и папа ушли на работу. Сестра мыла посуду. Бабушка вязала шарф. Дед Кузьма читал. Я учил уроки. Кот пил молоко. Собака Жучка грызла кость. Корова Чайка ела траву. (32 слова)

Слова для справок: занят, вязала, посуда.

На реке

Июнь. Красив вид на реку. Плывут по волнам лодки. Белеет парус яхты. Над водой кружат чайки. Вот пляж. Там много детей. Мальчики сняли обувь. Они бегут к воде. Хороша водичка! (32 слова)

Слово для справки: белеет.

Наша семья

Юра — мой брат. Брату семь лет. Таня — моя сестра. Сестре пять лет. Я и Юра — ученики первого класса. Юра любит спорт. Я люблю читать. Таня любит слушать музыку. (32 слова)

Слова для справок: семья, первого, любит, слушать, читать.

Учитель должен указать на тире в предложениях.

Ответ

Задания творческого характера

1. Списать текст. Поставить точки в конце предложений. Первое слово в предложениях написать с заглавной буквы.

В мае все хотят петь совы бубнят шмель гудит басом аист клювом трещит

(По Н. Сладкову)

Ответ

2. Написать предложения в таком порядке, чтобы получился текст.

Ну и ворона! Схватила его и полетела к луже. Нашла ворона сухарь. Стала она макать сухарь в воду и клевать.

(По Г. Снегирёву)

Выбрать самый точный заголовок к тексту. Написать заголовок над текстом.

Заголовки для выбора: «Сухарь», «Умная ворона», «Лужа».

Ответ

3. Вставить слова в текст.

... роет себе глубокую нору. Широкими лапами ... быстро копает землю. Ночью ... выходит на охоту.

Слова для вставки: зверёк, он, барсук.

Ответ