Русский язык - Сборник диктантов и творческих работ 1 — 2 классы - В. П. Канакина Г. С. Щёголева 2014

2 класс
Слог. Ударение. Перенос слова

Фонетико-графические задания

1. Прочитать. Обозначить в словах ударение. Разделить слова вертикальными чёрточками на слоги.

Чудесное зимнее утро. Иней опушил ветви елей.

Ответ

2. Записать слова в порядке увеличения в них количества слогов.

Радио, маяк, телевизор, стол, клавиатура.

Ответ

3. Подобрать и написать слова, в которых:

1) три слога и ударение падает на второй слог;

2) два слога и ударение падает на первый слог.

Ответ

4. Подобрать слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному и имеют разный смысл (кру́жки — кружки́).

Ответ

5. Написать три слова, в которых два слога, но перенести части этих слов с одной строки на другую нельзя.

Урок, ...

Ответ

Орфографические минутки

1. Подчеркнуть в каждом слове слог, в котором есть непарный твёрдый шипящий согласный звук.

Карандаши, лыжи, чижи, малыши, ландыши, дружить.

Ответ

2. Подчеркнуть в каждом слове слог, в котором есть непарный мягкий шипящий согласный звук.

Встреча, роща, чудо, чайник, щука, печать.

Ответ

3. Подчеркнуть в каждом слове слог, в котором есть безударный гласный звук.

Пальто, язык, ветер, мороз, сахар, платок.

Ответ

4. Обозначить в словах ударение. Подчеркнуть в каждом слове слог, в котором надо запомнить написание гласной буквы.

Ученик, ребята, заяц, корова, собака, дорога;

воробей, деревня, работа, пенал, молоко.

Ответ

5. Записать, разделяя слова для переноса.

Сентябрь, ветер, быстро, прощай, рисунок, пальто;

яблоня, ягода, ученик, лопата, пенал, чайник;

дорога, осина, капуста, жёлтый, коньки;

русский, суббота, заяц, платок, медведь, учитель.

Ответ

Орфоэпические задания

1. Обозначить в словах ударение. Отметить ряд, в котором во всех словах ударение падает на первый слог.

□ Звонить, клеить, щавель.

□ Торты, шарфы, краны.

Ответ

2. Обозначить в словах ударение. Подчеркнуть ударный слог.

Арбузы, банты, звонить, торты, туфля, щавель.

Ответ

3. Записать только те слова, которые соответствуют данной схеме.

Алфавит, шарфы, туфля, шкафы, щавель, торты.

Ответ

Письмо по памяти

1) Был бы друг, будет и досу́г. (Пословица.)

2) Телефон опять звонит!

От него в ушах звенит!

     (А. Барто)

Ответ

Контрольное списывание (с заданием)

1. Списать. Обозначить в словах ударение.

Косит косец, а зайчишка косит.

Трусит воришка, а ослик трусит. (10 слов)

     (Я. Козловский)

Ответ

2. Списать. Обозначить в словах ударение. Подчеркнуть слова, которые нельзя разделить для переноса.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведёрко руку окуни,

Не бойся: это окуни! (17 слов)

    (Я. Козловский)

Ответ

Проверочные диктанты

На море

Был июль. Мы приехали на море. Дул морской ветер. Над водой кружили чайки. По морю плыли суда. (19 слов)

Бабушка и внуки

У Димы и Яши была бабушка. Бабушка купила внукам азбуку. Дети рады. Мальчики стали учить буквы. (19 слов)

Слова для справок: Яши, бабушка, внукам.

Ответ

Занимательные задания

1. По слогу узнай слово!

_чик, _ник, _жи, _ча, _ка.

Ответ

2. Составить из слогов слова.

ка, мыш

ней, ли, ка

у, ца, ли

вар, са, мо

Ответ

3. Добавить слог, чтобы получилось слово — имя девочки или мальчика.

_ля, _ня, _ша, _ра.

Ответ

4. Дописать слог, чтобы получилось слово из словаря.

_робей, _нал, _роз, _вод, за_, _пата, ве_, _пуста, _пор, _суда, ме_.

Ответ

5. Составить из слогов слова, а из слов предложение-пословицу.

у-ме-лы-е-ру-ки-не-зна-ют-ску-ки

Ответ

6. Отгадай слово!

Я травянистое растение с цветком сиреневого цвета,

но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету.

(И́рис - ири́с.)

        (А. Арсирий)

Ответ

Задания творческого характера

1. Составить из слов каждой строчки предложение, чтобы получился текст. Написать текст, озаглавить.

Шли, девочки, лес, через.

Лесу, было, и, тихо, в, нарядно.

Густо, ёлочки, зеленели.

Золотые, светились, берёзках, искорки, на.

     (По Л. Воронковой)

Ответ

2. Написать текст. Выделить в тексте начало, основную часть и концовку.

Необычный концерт

В этом театре на сцене выступают не люди, а звери. Умная собачка Штучка решает задачи. Енот Тишка стирает платок. Козёл Арчи исполняет вальс. Ворона Варя считает колечки. Все звери работают отлично. Ребята в зале то и дело хохочут от души.

(По В. Дурову)

Ответ

3. Составить письменный ответ на вопросы к тексту (текст записан на доске).

Кто хозяин Жука?

У Жоры и Захара жила собака Жук. Каждый хотел стать хозяином Жука. Однажды мальчики гуляли в лесу. На Жука напали овчарки. Жора испугался и залез на дерево. Захар взял палку и стал защищать Жука. Кто же хозяин Жука?

Вопросы:

1. Где гуляли мальчики?

2. Кто напал на собаку?

3. Что сделал Жора?

4. Кто стал защищать Жука?

Ответ