Русский язык - Сборник диктантов и творческих работ 1 — 2 классы - В. П. Канакина Г. С. Щёголева 2014

2 класс
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Орфографические минутки

1. Подчеркнуть букву, обозначающую безударный гласный звук. Объяснить её написание.

Бревно, глаза, дворы, зерно, кроты, мосты, ряды;

ведро, гнездо, зима, леса, ножи, село, щека;

вода, гора, дома, змея, лиса, нора, следы, слеза;

война, гроза, доска, коза, листы, окно, трава;

враги, звезда, копна, лицо, перо, сова;

врачи, гряда, роса, моря, плита, стога, земля;

стена, стрела, хлеба, холмы, число, шаги, грачи;

ядро, седло, сады, оса, стекло, спина, весна;

зверёк, листок, медок, грибок, денёк, пенёк;

птенец, грибной, лентяй, лесник, моряк, травинка;

котята, слонёнок, тигрица, лосята, волчица.

Ответ

2. Записать, изменяя каждое слово так, чтобы в нём ударный гласный звук стал безударным.

Столб, мяч, герб, зёрна, козы, край, ли́ца, место;

море, нож, реки, свечи, сёстры, стрелы, стриж;

шаг, хвост, озёра, пятна, парус, кольца, ёж.

Ответ

3. Подчеркнуть в словах буквы, написание которых надо запомнить.

Берёза, ветер, ворона, город, заяц, сентябрь;

яблоко, ягода, ребята, пальто, тетрадь, деревня;

рисунок, ученик, весело, карандаш, работа, дорога.

Ответ

Комментированное письмо

1) В саду цветут розы. 2) Вода в морях солёная. 3) Котёнок Васька сидел на полу. 4) На скале стоял горный козёл. 5) У кольца нет конца. 6) Во дворе играли котята. 7) Под сосной была нора лисы. 8) Поля и холмы покрыты снегами. 9) По реке плыли деревья. 10) В гнезде пищали птенцы.

Ответ

Выборочный диктант

1. Записать слова, в которых написание буквы, обозначающей гласный звук, надо запомнить.

1) Не бросай слов на ветер! 2) Весело зачирикал воробей. 3) Машина любит чистоту. 4) Тетрадь и пенал — школьные принадлежности. 5) Корова в тепле — молоко на столе, б) Москва — столица России. 7) Зимой заяц белый. 8) Улыбнулись сонные берёзки. 9) Цветные карандаши я положил в пенал. 10) Всякая работа мастера хвалит.

Ответ

2. Записать слова, в которых написание буквы, обозначающей гласный звук в корне, надо проверять.

Зима — зимушка, коврик — ковёр, свеча — свечка, длина — длинный, пчела — пчёлка, лист — листик, холмик — холм, трава — травка, дарить — подарок, ослик — осёл, линия — линейка, болеть — боль.

Ответ

Письмо по памяти

1) Март — с водой, апрель — с травой, а май — с цветами.

2) В лесу под сосной нора лисы. В норе живёт лиса с лисятами.

Ответ

Контрольное списывание

Идёт жизнь

Цветут сады. Поля и луга похожи на пёстрые ковры. В яркой траве и на кустах цветы. Весело поют чижи и дрозды. В лесу кукует кукушка. Всюду идёт жизнь. (30 слов)

Ответ

Проверочные диктанты

Сентябрь. Кругом жёлтые цвета. Деревья и трава золотые. В лесу грибы. В октябре часто идут дожди. Берёзы и осины голые. В ноябре на земле лежит снег. (26 слов)

Осень. Лесная дорога. Дует холодный ветер. Жёлтый лист шуршит под ногами. Весело свистят дрозды. Они клюют ягоды рябины. Летит стайка птиц. Это клесты ищут сосновые шишки. (26 слов)

Хорошо летом в лесу! Мы идём по густой сочной траве. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села пчела. У тропы кучка рыхлой земли. Это нора крота. (26 слов)

Хорошо в лесу в сентябре! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с сосны. Скоро наступит осень. (32 слова)

Сильные морозы сковали озёра и реки. Снега засыпали землю. Тихо в лесах и полях. Природа уснула до весны. Холодный ветер гуляет кругом. Зимой птицам трудно добывать еду. Они летят к людям. Покормите птиц! (33 слова)

Ответ

Задания творческого характера

1. Из слов каждой строчки составить предложения- загадки про мел, сахар, скворца.

Белый, растаял, камушек, и, оставил, доске, следы, на.

Камень, в, белый, тает, воде.

На, дворец, шесте, а, дворце, во, певец.

Ответ

2. Вставить подходящие по смыслу слова.

Вечером поднялась ... . Засвистал в соснах ... . Сухой ... закружился по земле белыми змейками. С неба повалили белые__________ ... .

Слова для справок: хлопья, снег, метель, ветер.

Кто чем поёт?

... надули пузыри, рты приоткрыли й заквакали. ... поднял клюв и застучал, затрещал одной половинкой о другую. ... хвостом упёрся да как задолбит носом по суку.

(По В. Бианки)

Слова для справок: аист, лягушки, дятел.

Ответ

3. Составить и написать небольшой рассказ по опорным словам.

На катке

Алёша, коньки, научился кататься, на каток, ледовая дорожка, бежит, весело.

Ответ

4. Прочитать текст. Составить ответы на вопросы.

Оляпка

Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она искала пищу. Через минуту птичка выскочила на лёд. Она снова весело запела. Это оляпка. Ей не холодно. Перья птички покрыты слоем жира.

(По В. Бианки)

Вопросы:

1) Что делала на льду оляпка?

2) Куда птичка прыгнула?

3) Что она там делала?

4) Почему оляпке зимой не холодно?

Ответ

5. Изложение по опорным словам к каждому предложению.

Следы на снегу

В зимнем лесу много следов на снегу.

Тут ямки в снегу. Это ночевали рябчики. Выдра вырыла своим брюшком канавку. А след соболя ведёт к высокой рябине. Зверёк любит её ягоды.

Сколько интересного можно узнать по следам на снегу! (41 слово)

(По М. Звереву)

Опорные слова: в зимнем, много, следов; ямки; ночевали, рябчики; выдра, вырыла, брюшком, канавку; след, соболя, ведёт, высокой, рябине; любит, ягоды; сколько, интересного, можно, по следам.

Ответ

6. Изложение по вопросам к частям текста.

Кошка на верёвочке

Была суровая зима. Птицы гибли без пищи.

Витя принёс домой полуживую птичку. Дал бедняжке корм и согрел её.

Кошка хотела поймать птичку. Мальчик посадил разбойницу на верёвочку. (27 слов)

(По И. Недоле)

Вопросы:

1. Почему гибли птицы?

2. Как Витя спасал полуживую птичку?

3. Почему мальчик посадил кошку на верёвочку?

Ответ