Русский язык - Сборник диктантов и творческих работ 1 — 2 классы - В. П. Канакина Г. С. Щёголева 2014

2 класс
Гласные звуки и буквы для их обозначения

Фонетико-графические задания

1. Произнести гласные звуки и поместить их в звуковые домики.

Гласные звуки: [ ] ...

Ответ

2. Написать буквы, которыми обозначаются на письме гласные звуки.

Ответ

3. Ответить на вопросы.

1) Какой звук обозначен выделенной буквой в слове сорока! Подчеркнуть слова для ответа.

Ударный, безударный, звук [а], звук [о].

2) Одинаковы ли гласные звуки в словах?

Роза — роса, ворота — сорока; лить — жить.

3) Над какой буквой, обозначающей гласный звук, не ставится знак ударения?

4) В каком слове выделенная буква обозначает ударный гласный звук?

а) Алфавит;

б) банты;

в) облако.

5) Указать правильный ответ.

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука (звук [й'] и последующий гласный звук):

а) в начале слова;

б) после согласного;

в) после гласного;

г) после разделительных твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков.

Ответ

4. Подчеркнуть в словах буквы, обозначающие два звука.

1) Есть терпенье — есть и уменье. 2) Язык и до Киева доведёт. 3) Не змея страшна, а её жало. 4) Умную речь хорошо и слушать.

Ответ

5. Написать буквы, обозначающие гласные звуки, которые на письме могут указывать на твёрдость (или мягкость) предшествующего согласного звука.

Ответ

Орфографические минутки

1. Подчеркнуть в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

Хорошо, тетрадь, родина, берёза, яблоня, рисунок.

Ответ

2. Определить, какую работу в слове выполняет каждая выделенная буква.

Машина, ягода, девочка, ёлка, осина.

Ответ

3. Подчеркнуть буквы, обозначающие ударные гласные звуки.

Щавель, стакан, магазин, туфля, алфавит, свёкла, шофёр.

Ответ

4. Изменить слова так, чтобы ударный гласный звук в этом же слове стал безударным.

Слоны, стена, трава, письмо, ряды, щека, вода.

Ответ

Письмо по памяти

1) На шесте дворец,

Во дворце певец.

   (Скворец.)

2) По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан.

   (Овца.)

Ответ

Контрольное списывание

Озаглавить текст и подчеркнуть слова, которые начинаются с гласного звука.

Прогремел первый гром за рекой. И каждый из зверят стал думать:

«А что это такое?»

Думали, думали, и наконец умный Медвежонок сказал:

«Наверное, большая погремушка родилась. А теперь её ветер на руках укачивает — бом-бом-бом!»

     (Г. Цыферов)

Ответ

Занимательные задания

1. Кто больше?

1) Кто больше за условленное время подберёт слов, которые начинаются со звука [а] ([о], ...)?

2) Кто больше назовёт слов, где буква я (ю, е, ё) обозначает два звука?

Ответ

2. Угадай слово!

а) Д_м; с_м; р_к_; б_лк_;

б) _о_о_а; _о_а; _о_е.

Ответ

3. Ответь на вопросы:

1) Какое слово получится, если произнести все звуки в слове лён в обратном порядке? (Ноль.) 2) В каком слове 40 букв а? (Сорока.) 3) В каком слове 7 букв я? (Семья.)

Ответ

Задания творческого характера

1. Выбрать и написать заголовок, который отражает то главное, что хотел сказать автор.

Пришла зима — спасайся кто может! А кто не может? Вот мы, синицы и воробьи. Нам каждый день надо есть. А еда вся под снегом! Помогите нам!

(По Н. Сладкову)

Заголовки для выбора: «Синицы и воробьи», «Спасайся кто может!», «Еда под снегом», «Помогите!».

Ответ

2. Определить порядок частей в тексте. Озаглавить. Написать текст.

Но тридцать лет назад на севере России нашли мамонтёнка. Его назвали Димой. Вечная мерзлота сохранила шкуру и шерсть этого животного.

Теперь чучело мамонтёнка Димы путешествует по всему миру.

В далёкие времена жили на земле огромные мамонты. Потом они вымерли.

(По С. Дубилину)

Ответ

3. Составить ответы на вопросы к тексту.

Пеликан

По берегу ходила птица. На маленьких ножках и очень толстая. У неё клюв очень большой. И под всем клювом кожа висит, как мешок. Это пеликан. Он клювом рыбу ловит и в этот мешок под клювом складывает. А потом ест.

(По М. Пришвину)

Вопросы:

1) Какой у пеликана клюв?

2) Как пеликан ловит рыбу?

Ответ