Русский язык - Сборник диктантов и творческих работ 1 — 2 классы - В. П. Канакина Г. С. Щёголева 2014

2 класс
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Фонетико-графические задания

1. Подчеркнуть те буквы, которыми могут быть обозначены парные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

Щ, в, ж, м, ч, т, з, ц, к, б, ш, й, п, л, н.

Ответ

2. Написать по памяти буквы, которыми могут быть обозначены непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

Ответ

3. Написать буквы, которые, находясь после согласной буквы, указывают на мягкость предшествующего согласного звука (е, ё, и, ю, я, ь).

Ответ

4. Какими звуками различаются слова? Указать их в скобках.

Угол[ ] — уголь[ ], мел[ ] — мель[ ], уголки[ ] — угольки[ ], банька[ ] — банка[ ], кость[ ] — кисть[ ], круг[ ] — крюк[ ], мишка[ ] — мышка[ ].

Ответ

5. Подчеркнуть слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Гусь, июнь, кольцо, звезда.

Ответ

6. Подобрать и записать слова, в которых все согласные звуки мягкие (твёрдые).

Ответ

Занимательные задания

1. Есть ли твёрдые согласные звуки в скороговорке?

Летели лебеди с лебедятами.

Ответ

2. Сколько твёрдых согласных в каждом слове?

Житель, циркач, весна.

Ответ

3. Названия каких месяцев года оканчиваются мягким согласным звуком?

Ответ

4. Отгадай слова!

1) Со звуком [л] — огородное растение, со звуком [л'] — отверстие на дороге, прикрываемое крышкой.

2) Со звуком [р] — коллектив певцов, со звуком [р'] — хищный зверёк с ценным мехом.

Ответ

Орфографические минутки

1. Подчеркнуть буквы, которыми обозначены мягкие (твёрдые) согласные звуки.

Лёва, ключи, тетрадь, сентябрь, ребята, деревня;

коньки, ученик, медведь, товарищ, снегирь, воробей.

Ответ

2. Подчеркнуть буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

Щавель, октябрь, извините, люстра, серьги, берёза.

Ответ

3. Подчеркнуть буквы, которыми обозначены непарные твёрдые (или непарные мягкие) согласные звуки.

Пружина, машина, цирк;

плащ, печать, майка.

Ответ

4. Подчеркнуть в словах слоги, в которых есть твёрдые согласные звуки.

Воробей, весело, лисица, пальто, учительница, язык;

учитель, пенал, осина, дежурный, ветер, рисунок.

Ответ

5. Подчеркнуть в словах слоги, в которых есть мягкие согласные звуки.

Осень, июль, июнь, зорька, журавль, олень, карась, письмо, сухарь;

кольцо, рельсы, тюльпан, сильный, капель, корабль, корень, крыльцо.

Ответ

6. Подчеркнуть в словах букву, которая звука не обозначает, а указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Альбом, мальчик, бульвар, букварь, шмель, ель, ельник; школьник, мебель, сосулька, больница, льдина, львёнок;

банька, рубль, сталь, стальной, боль, больной, больница;

жить, кричать, бросать, шить, рвать, пищать, служить;

тетрадь, коньки, пальто, учитель, учительница, медведь.

Ответ

7. Записать числа словами.

5, 6, 7, 8, 9, 10.

Ответ

8. Написать по памяти названия осенних (зимних) месяцев года (сентябрь, октябрь, ноябрь, ...).

Ответ

Задания словообразовательного характера

1. Дописать к каждому слову слог так, чтобы получилось родственное слово с уменьшительно-ласкательным значением.

Окунь — окуньки, огонь — ..., пень — ..., день — ..., зверь — ... .

Ответ

2. Написать к каждому слову однокоренное слово, от которого образовалось данное слово.

Метелица — метель, пылинка, уголёк, тетрадка, фонарик.

Ответ

Письмо по памяти

1) Опять пять ребят нашли пять опят. (Скороговорка.)

2) Конь стальной, хвост льняной. (Загадка.)

3) Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет. (А. Пушкин)

4) В любом краю любой страны

Ребята не хотят войны. (Е. Трутнева)

Пословицы.

1. Мало хотеть, надо уметь.

2. Есть слёзы, есть и совесть.

3. Слову верь, а дело проверь.

4. Маленький, да удаленький.

5. Повторять да учить — ум точить.

Ответ

Предупредительные (объяснительные) диктанты

1) На льду реки звенят коньки. 2) Мальчики пошли удить рыбу. Они поймали трёх окуньков. 3) Стоят тёплые деньки. Кот Васька спит на крыльце. 4) У кольца нет конца. 5) Корова Зорька живёт во дворе. У коровы большие рога, 6) Дядя Кузьма идёт на завод. Он токарь. 7) Мела метель. Сильный ветер качал ель. 8) Лось — лесной житель. 9) Ольга любит шить. Она сшила для куклы шляпу и пальто. 10) Корабль сел на мель. 11) Мальчик сел писать письмо другу Кузьме.

Ответ

Контрольное списывание

Подснежник

Разбудило солнышко лес. Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую листву. Там, где она упала, показалась зелёная стрелочка. А на ней расцвёл голубой колокольчик. Колокольчик смотрит на снег и удивляется: «Не рано ли я проснулся?» (43 слова)

(По В. Сухомлинскому)

Ответ

Проверочные диктанты

Был тёплый день. Идёт мокрый снег. Лёва и Петя идут гулять. Вот двор. Там играли малыши. Мальчики слепили для детей снежную крепость. (22 слова)

Витя и Игорь — ученики. Они пришли в класс. Мальчики сели за парты. Вот открылась дверь. Вошла учительница. Она учит ребят писать, читать, любить русский язык. (27 слов)

Зимой в лесу

Зима. В лесу тихо. У дуба старый пень. Он весь в снегу. На пне соль. Соль любит лось. Вот ель. Пушистый зверь прыгнул на ель. Это рысь. (30 слов)

Морозный денёк. Петя надел пальто и взял коньки. Он бежит на каток. Там много ребят. Они под музыку скользят по льду. Игорь и Яна на лыжах идут в парк. Малыши играют в снежки. Как весело зимой! (37 слов)

Ответ

Задания творческого характера

1. Расшифровать предложения текста. Написать текст. Озаглавить.

дождьзаокномстих

улыбнулосьиз-затучсолнышко

ребятавыбежаливодвор

онисталибегатьполужам

(По И. Соколову-Микитову)

Ответ

2. Составить ответы на вопросы к тексту.

Шиповник колюч, как ёжик, и красив, как роза. Это и есть роза, только дикая. В плодах шиповника много витаминов. Из них делают соки, готовят сиропы и кисели.

(По В. Зотову)

Вопросы:

1. Какой кустарник называют дикой розой?

2. Что делают из плодов шиповника?

3. Изложение по опорным словам.

Помощница

Утро. Солнышко светит. Зовёт Катя маму в парк гулять. А у мамы много дел. Она пошла обед варить.

Тогда Катя навела порядок на полке с игрушками. Полила цветы. Даже пол подмела.

Обрадовалась мама и позвала Катю в парк. (39 слов)

(По Н. Павловой)

Опорные слова: солнышко, зовёт, обед, варить; навела, порядок, полила, подмела; обрадовалась, позвала.

Ответ