Русский язык - Сборник диктантов и творческих работ 1 — 2 классы - В. П. Канакина Г. С. Щёголева 2014

2 класс
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн, чт, щн, нч

Фонетико-графические задания

1. Найти лишний звук в каждой группе звуков.

1) [щ'], [м'], [р'];

2) [ж], [к], [з], [в].

Ответ

2. Подчеркнуть слова, которые начинаются с непарного мягкого согласного звука.

Цифра, чайник, шишки, мячик, щавель, речка.

Ответ

3. В какие группы можно распределить данные звуки?

[к'], [щ'], [н'], [ж], [р], [ц], [в], [ч'], [ш], [м], [с'].

Ответ

Орфографические минутки

1. Подчеркнуть в словах буквосочетания с твёрдым непарным шипящим согласным звуком.

Ежи, чижи, этажи, камыши, уши, жир;

пружина, ошибка, душистый, житель, шишки;

жирный, шить, пушистый, шило, снежинка, ерши;

дружить, лужи, ландыши, мыши, лыжи, жизнь.

Ответ

2. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким непарным шипящим согласным звуком.

Час, чай, чайник, чайка, чаща, часть, свеча, чашка;

прощать, площадка, мочалка, саранча, перчатка;

встречать, кричать, ворчать, молчать, пищать, трещать;

чадо, чары, чайный, частый, чаша, качать, журчать;

туча, задача, удача, тысяча, куча, встреча, щавель;

щука, щурёнок, чугун, чучело, ворчун, чудо, чуткий, чулки;

чулан, чудный, чужой, щупальца, щуриться, чищу;

кричу, ищу, пищу, плачу, молчу, лечу, стучу, тащу.

Ответ

3. Подчеркнуть в словах буквосочетания чк, чн, нч, чт, щн.

Бочка, точка, девочка, ручка, тачка, строчка, дочка, свечка;

колючка, сестричка, курочка, уточка, дудочка;

что, чтобы, почта, мачта, мечта, прочти, чтение;

точный, вечный, срочный, мрачный, отличный, речной;

помощник, хищник, хищный, овощной (суп);

мощный (удар), женщина, каменщик, барабанщик.

Ответ

Выборочные диктанты

1. Записать только слова с буквосочетаниями жи, ши.

1) У реки растут камыши. 2) После дождя во дворе лужи. 3) Цветут ландыши. 4) Поют чижи. 5) Улетели стрижи. 6) Ерши живут в реке, моржи — в море, ежи — в лесу. 7) Лыжи натёрли жиром. 8) У Лены карандаши. 9) Мой чище уши. 10) Хороши душистые розы. 11) У розы шипы. 12) Пиши без ошибок. 13) Пиши, да не спеши. 14) Кружились снежинки.

Ответ

2. Записать только слова с буквосочетаниями ча, ща, чу, щу.

1) Частый дождик во дворе. 2) Юра Чайкин решил задачу. 3) Вороны громко кричали. 4) Над водой кружились чайки. 5) Рыбаки поймали леща и щуку. 6) Птицы ищут пищу. 7) У галки галчата. 8) У волка волчата. 9) Чашка и чайник — посуда. 10) Дети пришли в рощу. 11) Сороки трещат. 12) Коровы мычат. 13) Мыши пищат. 14) Дятлы стучат. 15) На лугу рос щавель. 16) Чайки и щурки — птицы.

Ответ

Творческие диктанты

1. Записать, изменяя число предметов.

Малыш — малыши, стриж, этаж, ёрш, морж, ландыш;

груша, карандаш, ёж, уж, камыш, ухо, лужа, нож.

Ответ

2. Подобрать и записать по памяти слова с буквосочетанием жи (ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн).

Ответ

Орфоэпическое задание

Произнести слова правильно.

Чтобы, скучно, нарочно, конечно, подсвечник, скворечник, яичница.

Ответ

Письмо по памяти

Пословицы.

1) Жизнь дана на добрые дела. 2) Жить — Родине служить. 3) Увидал грача — весну встречай. 4) Делу время — потехе час. 5) Волки рыщут, пищу ищут. 6) Хороша кашка, да мала чашка.

Скороговорки.

1) Навещала щука щуку в середине суток. Угощала щука щуку щавелевым супом. (А. Фёдорова) 2) Прокололи шилом шину. Во дворе шипит машина. Ты, машина, не тужи, скоро будут гаражи! (М. Грозовский) 3) Были галчата в гостях у волчат. Были волчата в гостях у галчат. Нынче волчата галдят, как галчата, и, как волчата, галчата молчат. (М. Богородицкая) 4) Уколешься о шипы — на шиповник не шипи. (В. Борисов) 5) Тучки-овечки пьют воду из речки. (Э. Красноруцкий)

Ответ

Контрольное списывание (с заданием)

Подчеркнуть в словах буквосочетания, написание которых нужно запомнить.

Клесты

Клесты не похожи на других птиц. Клюв у них как щипцы. Зачем клесту такой чудной клюв? Клёст им из еловой шишки семечки достаёт. Сам семечки ест и птенцов угощает. (29 слов)

(По Б. Павлову)

Енот

Енот очень похож на собачку. У него короткие ноги и пушистый мех. Енот живёт в дуплах и норах. Норы он любит рыть сам. Часто енот делает их у речки. (30 слов)

Ответ

Проверочные диктанты

Заяц и кот

У Димы жил пушистый зайка. Наш кот Васька и зайка дружили. Кот любил молочко. Заяц хрустел капустой. Весной зайка стал скучать. Мальчик отпустил зверька в лес. (29 слов)

Слово для справки: отпустил.

В роще

Как хорошо весной! Мы идём в дубовую рощу. Тут весело поют чижи и дрозды. Громко кричат грачи. Стучат пёстрые дятлы. Трещат шустрые сороки. Над цветком жужжит пчела. (29 слов)

Летом

Наша дачка у лесочка. Там речка Щур. Был июль. Утро. Мы ловили рыбу на реке. Кот Васька спал в траве. Мы поймали окунька и двух лещей. Окунька мы дали коту. (31 слово)

Зимой

Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чащу. Но ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка. На льду сидят рыбаки. Мой товарищ поймал большую щуку. (34 слова)

Ответ

Задания творческого характера

1. Дописать подходящие по смыслу слова.

Как назвать детёнышей?

У скворушки — скворчата. У волчихи — ... . У крольчихи — ... . У зайчихи — ... .

Ответ

2. Определить порядок предложений в тексте.

□ В мутной воде щука сама попалась на удочку.

□ Щука хотела поймать леща.

□ Жила в пруду щука.

□ Она стала мутить воду.

Варианты выполнения задания: 1) указать порядок предложений в тексте; 2) записать текст, расположив предложения в правильном порядке.

Ответ

3. Составить из слов каждой строчки предложение.

Солнце, вершины, елей, освещало.

Стайка, кружилась, над, клестов, ельником.

Крупные, на, были, шишки, ели.

Клесты, пищу, искали.

Ответ

4. Составить текст по опорным словам на любую из тем.

В гостях

Душистый чай, чайник, чашка, хозяйка, встретила, угощала, торт, конфеты.

В чаще леса

Чаща, хлопочут, звучат, делают, гнёзда, жилища, весело, щебечут, пищат, кричат, жужжит.

Ответ

5. Изложение по обобщённым вопросам.

Как Томка научился плавать

Щенка Томку взяли на озеро. Дети бросали камешки в воду. А Томка играл с мячиком.

Никита взял мячик и оросил его в озеро, Томка побежал за любимой игрушкой. Он доплыл до мячика, цап его в зубы и обратно.

Так Томка научился плавать. (46 слов)

(По Е. Чарушину)

Вопросы:

1. С чем играл Томка на озере?

2. Как Томка достал из воды любимую игрушку?

3. Чему научился Томка?

Ответ