Русский язык - Сборник диктантов и творческих работ 1 — 2 классы - В. П. Канакина Г. С. Щёголева 2014

2 класс
Имя существительное

Орфографические минутки

Варианты заданий: 1) обозначить ударение; 2) подчеркнуть проверяемые (непроверяемые) орфограммы; 3) указать число имён существительных; 4) подчеркнуть одушевлённые (неодушевлённые) имена существительные.

Свеча, кувшин, сказка, капуста, голубь, ружьё, врачи, уж;

сорока, встреча, стена, улыбка, пальто, бровь, воробьи;

доска, заяц, чаща, стрижи, дрозд, платье, земля, ягодки, ёрш;

медведь, змея, карандаш, цветы, травка, ученик, дуб, вьюга;

мальчик, блузка, этажи, кольцо, семья, завод, строчка, загадка;

девочка, чижи, чайка, щука, класс, шарф, друзья, берёзка;

зверёк, книжка, град, ошибка, чаща, братья, птенчик;

морковь, малина, росинка, собака, краб, чудо, воробьи, снег;

лягушка, обезьяна, иней, дорожка, яблоня, счастье.

Ответ

Комментированные (выборочные) диктанты1

1 Предложения могут быть использованы в качестве и комментированных, и выборочных диктантов.

1. Указать в предложениях (или выписать из предложений) имена существительные.

1) Грозно волны о берег бились. 2) Улыбнулись сонные берёзки. 3) Ветер по морю гуляет. 4) Проворонила ворона воронёнка. 5) Смелость города берёт, б) Весело зачирикали воробьи. 7) Декабрь — первый месяц зимы. 8) Трещит как сорока. 9) Земляника — вкусная ягода. 10) Хороший снежок урожай сбережёт. 11) Молоток лежал на столе. 12) Серый чиж сидел на ветке. 13) Дорога шла через поле. 14) Мальчики играли в футбол. 15) В саду цвели астры. 16) Кот Барсик спал на ковре.

Ответ

2. Указать (или выписать) собственные имена существительные.

Учитель Пётр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;

мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Пётр Щукин;

город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;

собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;

конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук.

Ответ

3. Указать нарицательные имена существительные и подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.

1) Россия — моя родина. 2) Город Москва стоит на реке Москве. 3) Корней Чуковский писал сказки для детей. 4) Петя Рыбаков был в гостях у рыбаков. 5) Гена Ростов поехал в город Ростов, б) Иванова Поля пришла с поля. 7) Витя Васильков собрал букет васильков. 8) Женя Морозов не боялся морозов. 9) Олег Иванов и Илья Петров — дежурные. 10) Доктор Айболит лечил зверей. 11) Собаки Стрелка и Белка побывали в космосе. 12) Таня получила письмо из Курска. 13) Река Волга широка и глубока. 14) Дядя Егор спешил на завод. 15) Во дворе жили петух Костя, собака Жучка, коза Милка.

Ответ

Творческий диктант

1. Записать имена существительные в единственном (во множественном) числе. Обозначить ударение.

Арбузы, камыши, стрижи, сапоги, тетради, зайцы, звёзды, свечи; воробей, торт, бант, этаж, карандаш, друг, брат, дерево.

Ответ

2. Подобрать к любому имени существительному имя существительное собственное.

Река ..., город ..., страна ..., село ..., улица ..., деревня ..., посёлок ..., девочка ...;

имя ..., отчество ..., фамилия ..., собака ..., корова ..., конь ..., телёнок ..., кошка ..., коза ..., попугай ... .

Ответ

3. Образовать и записать от полных имён неполные (разговорные) имена.

Александр — Саша, Елена, Екатерина, Борис, Василий, Дмитрий, Константин, Лев, Сергей, Евгения, Зинаида, Лидия.

Ответ

4. Образовать и записать от неполных (разговорных) имён полные имена.

Аня — Анна, Таня, Наташа, Люба, Даша.

Ответ

5. Образовать и записать от каждого слова имя существительное, обозначающее фамилию.

Рыбак — Рыбаков, петух, сахар, чайка, кузнец, васильки, заяц.

Ответ

Задания, на распознавание имён существительных и их признаков

1. Указать ряд, в котором все слова являются именами существительными.

□ зелень, зелёный, зеленеть □ работа, работать

□ совесть, стыд    □ бег, бежать, бегство

□ мороз, иней, солнце   □ красивый, красота

Ответ

2. Указать ряд, в котором все имена существительные одушевлённые.

□ обезьяна, обезьянник, лягушка

□ сорока, заяц, лиса, охотник

□ ученик, учительская, дежурный

□ петух, ребята, фамилия

Ответ

3. Указать ряд, в котором все имена существительные употребляются только в форме единственного числа.

□ мёд, сахар, творог   □ деревня, ветер, имя

□ яблоко, молоко, облако □ пальто, метро, кофе

Ответ

Занимательные задания

1. Назвать имена существительные из сказок «Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди» и др.

Ответ

2. Что могут обозначать имена существительные ключ, коса, нос, звезда, лук?

Ответ

3. Кто больше? Подобрать как можно больше: 1) имён существительных одушевлённых — например, имена людей, клички животных; 2) имён существительных неодушевлённых — названия, например, растений, одежды и др.

Ответ

Письмо по памяти

Скороговорки.

1) Дал Макар Роману карамельки,

А Роман Макару — карандаш.

2) Клим из Клина ехал в Крым.

Ким из Крыма ехал в Клин.

3) Лёля и Лиля Леденцы делили.

Ответ

Контрольное списывание

Москва

Самолёт поднялся в воздух. У Димы захватило дух. Под нами лежал огромный город — площади и улицы, дома и парки. Это была Москва. Велика Москва и красива. Самолёт летел над Москвой-рекой. Москва — главный город страны. (35 слов)

(По С. Баруздину)

Волга

Светлая вода из родника течёт ручейком. Так берёт начало великая река Волга. Через всю страну она несёт свои воды. На берегу Волги стоит много городов. Стоят на волжском берегу Самара, Кострома, Ярославль. (33 слова)

Дядя Кузя и солнышко

По утрам дядя Кузя подметает наш сквер. В тенистых аллеях никого нет. Хозяин здесь дядя Кузя. А в голубом небе блестит солнышко. Оно просовывает свои золотые прутики сквозь зелёные листья и помогает подметать дяде Кузе. Так и работают — дядя Кузя и солнышко. (46 слов)

(А. Глебов)

Ответ

Проверочные диктанты

Речку назвали Лось. За речкой деревня Дубки. Там на улице Мира живут Игорь и Люба Орловы. У Игоря есть собака Жучка. У Любы — кошка Снежинка. Ребята любят животных. (28 слов)

Друзья

Алёша принёс домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко, суп и хлеб. Скоро он стал большой собакой. Часто друзья играли в парке. Вот Алёша бросил палку за куст. Бим несёт мальчику палку. (35 слов)

Слова для справок: принёс, щенок, бросил.

Каток

Зима. Был тёплый день. Ребята вышли во двор. На катке снег. Олег взял лопату. У Никиты в руках метла. Мальчики стали чистить каток. Дядя Степан принёс шланг. Он залил лёд водой. Скоро мальчики скользили по льду на коньках. (39 слов)

Слова для справок: принёс, скользили.

Рыбалка

Вот река Окуньки. Утро. Дует тёплый ветерок. У воды урчат лягушки. На берегу Игорь и Алёша. Братья ловят рыбу. В траве сидит кот Васька. Скоро Игорь поймал окунька. Рыбку дали коту. Васька был рад. Алёша вытащил щуку. Отец похвалил ребят. (41 слово)

Родной край

Как хорошо в родном краю! Мы живём в селе Дубки. Село стоит на берегу реки. В реке много окуней и щук. В воде цветут жёлтые кувшинки. Кругом леса и поля. В полях растут хлеба. В садах зреют чудные плоды яблонь и груш. (44 слова)

Слова для справок: много, кувшинки, растут.

Помощники

Мы живём в селе Чайка. В конце села есть ферма. Ученики помогают взрослым. У коровы Зорьки родился телёнок Дружок. У Дружка гладкая шерсть. На спине белое пятно. Девочка Галя дала малышу тёплое молочко. Коля принёс для коровы душистое сено. Юра и Глеб часто пасли коров на лугу у реки. (50 слов)

Слова для справок: помощники, у Зорьки, телёнок.

Ответ

Задания творческого характера

1. Определить, сколько предложений в тексте. Написать, обозначая начало и конец предложений. Подобрать название к тексту.

Стало теплее пришли летние тучи грянул первый гром полил тёплый дождь Петя поставил в пруду сети солнце село началась ночь Петя утром вынул сеть в ней были караси.

(По К. Паустовскому)

Ответ

2. Составить предложения, начиная с выделенных слов.

Стал, разгуливать, болоту, по, журавль; кукушка, бору, куковала, в;

пролетела, цветами, над, бабочка, пёстрыми;

парил, в, высоко, воздухе, коршун.

Ответ

3. Расположить предложения так, чтобы получился рассказ. Дать название рассказу. Вместо чёрточки вписать имя и отчество доктора.

Она подавилась косточкой.

Девочка Валя ела рыбу.

Приехал доктор ...

У Вали из глаз текли слёзы.

Он достал щипчики и вынул из горла косточку.

(По Б. Житкову)

Ответ

4. Составить ответы на вопросы.

Кто учит детей в школе?

Как зовут твою учительницу?

Кто первым полетел в космос?

Кто твой лучший друг?

Как зовут героя твоей любимой книги?

Ответ

5. Написать изложение текста по вопросам и опорным словам. Дать название тексту.

Я и собака Шарик были в лесу. Вот собака бросилась к кустам. Она стала раскапывать кучу листьев. В сухих листочках копошились три маленьких ёжика. Ежиха стала защищать своих детей. Она громко пищала и пыталась укусить собаку. Я отозвал Шарика. Мы ушли. Ежиха успокоилась. (43 слова)

Вопросы:

1. Где это было?

2. Что стала делать собака? (Бросилась, раскапывать.)

3. Кто копошился в сухих листьях? (Защищать.)

4. Когда ежиха успокоилась? (Отозвал.)

Ответ