Русский язык - Сборник диктантов и творческих работ 1 — 2 классы - В. П. Канакина Г. С. Щёголева 2014

2 класс
Глагол

Орфографические минутки

1. Подчеркнуть изученные орфограммы. Объяснить, какие слова являются глаголами.

Урчат лягушки, мычат коровы, кричат обезьяны, трещат сороки;

льёт дождь, пью молоко, жду товарища, учу русский язык;

дежурю в классе, шью одежду, ищу ягоды, чищу посуду;

люблю Родину, весело работать, шёл быстро, дрожать от холода.

Ответ

2. Подчеркнуть орфограммы в корне слов и объяснить их написание.

Бежать, вертеть, делить, катать, качать, кроить, висеть, вязать;

дрожать, кидать, крепить, лепить, лечить, мирить, носить;

стоять, плясать, просить, молчать, следить, светить, тащить.

Ответ

Комментированное письмо

Подчеркнуть глаголы.

1) Светил месяц. 2) Журчал ручей. 3) Цвели ландыши. 4) Поспела малина. 5) Ребята вышли на улицу. 6) По небу плыли облака. 7) Ученики пришли в столовую на обед. 8) Собрали урожай капусты. 9) Снегирь сел на ветку осины. 10) Топор лежал на траве. 11) Вдруг подул сильный ветер. 12) Глеб Кузьмин шёл к товарищу. 13) На стене висит картина. 14) На дворе трещит мороз. 15) Таня надела пальто и шапку. 16) Иней украсил берёзку. 17) В магазин привезли мебель.

Ответ

Творческие словарные диктанты

1. Записать данные глаголы с частицей не.

Играть (не играть), кричать, прыгать, стучать, бросать.

Ответ

2. Образовать и записать однокоренные глаголы.

Работа, мороз, дежурный, обед, рисунок.

Ответ

3. Подобрать и записать глаголы противоположного значения (антонимы).

Говорить (молчать), начинать (кончать), бранить (хвалить).

Ответ

4. Записать глаголы в форме другого числа.

Кричит (кричат), пищит, дрожат, урчит, шьёт, льют, журчит.

Ответ

Задания на распознавание глаголов и их признаков

1. Найти и подчеркнуть лишнее слово.

Веселит, веселье, веселить;

сон, спать, проспать;

делить, решать, сложить.

Ответ

2. Подчеркнуть слова, которые могут быть и глаголами, и именами существительными. Составить с ними предложение.

Идти, печь, стричь, сияло, стекло, жить.

Ответ

3. Указать ряд, в котором все глаголы отвечают на вопрос что сделать?

□ дружить, разделить □ прочитать, написать

□ прилетел, сказал □ сверкнула, говорил

Ответ

Письмо по памяти

Пословицы.

1) Вода с гор потекла - весну принесла.

2) Вьюги да метели под февраль полетели.

3) Герой не умрёт — он вечно живёт.

Ответ

Контрольное списывание

Жаркий час

В полях тает снег. Пришёл жаркий час. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Вот другая ветка освободилась от снега и подпрыгнула. Зайцу стало страшно. (29 слов)

(По М. Пришвину)

Звуки весны

Последний снег с полей сходит. Звенят по оврагам ручейки. Ломают зимний лёд реки. Весной пахнет земля. На деревьях надулись смолистые почки. Ходят по полям и дорогам белоносые грачи. (30 слов)

(И. Соколов-Микитов)

Праздник

Цветёт ива — это праздник для насекомых. У нарядного куста шумно и весело, как на ёлке. Гудят шмели. Суетятся бестолковые мухи. Деловитые пчёлы перебирают тонкие нити тычинок, они собирают пыльцу. Порхают бабочки. Вот жёлтая с вырезными крылышками лимонница. Там рыжая глазастая крапивница. (43 слова)

(Н. Павлова)

Ответ

Проверочные диктанты

Наш урок

Идёт урок. Учительница Нина Павловна дала детям клей и бумагу. Школьники делают из бумаги розы. Хороши вышли розы. Дежурный Витя Зорин убрал клей в стол. Розы он поставил в вазу. (32 слова)

Весна

Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лёд. Над водой кружат быстрые чайки. Проснулся медведь. К реке вышли лось и лосёнок. Звонко стучат дятлы. Присел на пенёк заяц. Звери и птички рады теплу и весне. (38 слов)

Сторож

У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку водить к реке утят. Вот собака важно идёт к реке. Утята спешат за ней. Утята ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сторожит утят. (39 слов)

(По А. Седугину)

Слова для справок: однажды, потом, за ней.

Дежурные

Игорь и Илья — дежурные. Они пришли в класс рано. Был тёплый день. За окном зелёные берёзки. В ветвях чирикали воробьи. Солнечный зайчик играл на стене. Игорь стал поливать цветы. Илья смочил тряпку водой и вытер доску. Учительница Анна Ивановна похвалила ребят. (42 слова)

Слова для справок: рано, солнечный.

Учитель орфографически проговаривает приставки в глаголах.

В лесу

Хорошо летом в лесу! Кукуют кукушки. Поют чижи и стрижи. Свистят иволги. Муравей тащит травинку. Ёж шуршит под елью. Пчёлка летит к цветку. Ручей журчит по камням. К воде ползёт уж. У воды урчат лягушки. У корней ивы лежит уж. (43 слова)

Слова для справок: летом, иволги, прыгают, тащит.

Дружная работа

У школы сад. Там растут яблони и груши. Весной ученики пришли в сад. Ребята стали работать. Коля и Глеб убрали старую траву. Мальчики копали грядки. Девочки сажали цветы. Учитель Пётр Кузьмич налил воду в лейки. Дима и Илья стали поливать цветы. Хорошо поработали ребята! (46 слов)

Ответ

Задания творческого характера

1. Составить с любым словом два предложения: в одном употребить глагол в прямом значении, в другом — в переносном значении.

Идёт, бегут, горят, играет.

Ответ

2. Вставить подходящие по смыслу слова так, чтобы получилось стихотворение.

... ветры в феврале,

... в трубах громко.

Змейкой ... по земле

Лёгкая позёмка.

   (С. Маршак)

Слова для справок: мчится, воют, дуют.

Ледоход: лёд ... .

Вышел на берег народ,

..., как река ...,

Лёд в кусочки ... .

   (Народная потешка)

Слова для справок: разбивает, идёт, играет, смотрит.

Ответ

3. Вставить в текст подходящие по смыслу слова. Использовать слова для справок.

На небе ...чи. ..ром. ... молния. тёплый дождь. _ солнышко. Дождь Трава В небе радуга_______________________

Слова для справок: загремел, сверкнула, полил, появились, горит, блестит, прошёл, выглянуло.

_ лиса с журавлём. И_ лиса его в гости. Журавль _ Лиса _ каши, _ по тарелке. Журавль _ носом по тарелке. А лиса себе _ да _ кашу. Так всю кашу сама и _.

Слова для справок: приходит, подружились, наварила, зовёт, размазала, лижет, стучит, скушала.

Ответ

4. Составить небольшой текст, используя данные слова.

На реке

Светит, треснул, поплыли, кружатся, сталкиваются, ломаются, кричат, хлынул.

Ответ

5. Изложение по вопросам и опорным словам.

Чук

Ночь. Границу стережёт от врагов пограничник. Рядом с ним притаился пёс Чук. Вдруг пёс вздрогнул. Чук почуял врага. Пограничник спускает собаку с поводка. Пёс стрелой мчится в темноту и бросается к нарушителю. Враг остановлен. (35 слов)

Вопросы:

1. Кто стережёт границу?

2. Кто притаился рядом с ним?

3. Что почуял пёс?

4. Что сделал пограничник?

5. Как Чук остановил врага?

Ответ

6. Изложение по обобщённым вопросам.

Как Мишка стал плавать

Стояли жаркие дни. Медведица повела Мишку к реке.

Мать вошла в воду и стала звать Мишку. Но малыш испугался. Он уселся на траву и не хотел вставать.

Тогда мать бросила его в реку. Мишка завизжал. Потом стал драться с водой. Он бил по воде лапами.

К берегу он подплыл спокойно. Будто всегда умел плавать. (54 слова)

(По Н. Смирновой)

Вопросы:

Куда мать повела Мишку?

Чего испугался малыш?

Как Мишка дрался с водой?

Как Мишка подплыл к берегу?

Ответ

7. Сочинение по вопросам и опорным словам.

Вопросы:

1. Какой салат приготовим?

2. Какие продукты возьмём для салата? (Морковь, капуста, соль, масло.)

3. Как приготовим салат? (Сначала, затем, потом, натрём, нарежем, посолим, польём.)

4. Какой получился салат? (Полезный, вкусный.)

Ответ