Русский язык - Сборник диктантов и творческих работ 1 — 2 классы - В. П. Канакина Г. С. Щёголева 2014

2 класс
Повторение

Орфографические минутки

Записать под диктовку. Подчеркнуть буквы, написание которых надо проверять.

Этаж, хлеба, друзья, крыльцо, ручка, обувь, ванна;

зверьки, травка, сугроб, семья, тучка, пчела;

класс, Москва, утюг, ледок, друзья, жизнь, ягодка;

осина, Россия, чаща, лесник, берёзка, ночной, вьюга;

грибник, кормить, росинка, шарф, весной, льёт, ёрш;

лёгкий, деревья, русский, град, петух, птенчик;

Ольга, суббота, обезьяна, сестричка, сказка, робкий, хорёк;

по стене, за молоком, у реки, из ягод, на завод;

город Москва, река Нева, улица Мира, девочка Анна.

Ответ

Распределительные диктанты

1. Распределить слова в два столбика: в один — слова с проверяемыми орфограммами в корне, в другой — слова с непроверяемыми орфограммами.

Урожай, травинка, окуньки, капуста, яблоко, пищать;

рисунок, глазок, котята, сентябрь, посуда, летать;

молоток, лесной, грибной, месяц, метро, смотреть;

сапоги, журавли, товарищ, морковь, лентяй, скворец.

Ответ

2. Распределить слова в два столбика по правилам: 1) обозначения буквой безударного гласного звука; 2) обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука.

Гнездо, ножка, сливки, конец, вершина, жираф;

словарь, рыбка, узкий, больница, пастух, травка;

грядка, моряк, дуб, дожди, дарить, подружка;

любовь, тропинка, пятёрка, флажки, сказка, лесок;

светить, прыжки, низкий, водичка, бежать, крышка.

Ответ

3. Распределить слова в столбики по правилам: 1) обозначения мягкости согласных на письме мягким знаком (ь); 2) употребления разделительного мягкого знака (ь).

Вьюга, льдина, варенье, коньки, букварь, ночью;

обезьяна, пальто, ружьё, львы, горький, листья;

сильный, платье, окуньки, Дарья, копьё, учитель.

Ответ

Творческие диктанты,

1. Написать слова, употребив их: 1) в единственном числе; 2) во множественном числе.

1) Столбы, стрелы, дожди, чижи;

пироги, косы, хлеба, пчёлы, рукава, морозы.

2) Воробей, стриж, брат, море, ёрш, друг;

крыло, уж, перо, ряд, ландыш, стул.

Ответ

2. Написать, заменяя каждое слово синонимом.

Работа (труд), друг (товарищ), метель (вьюга), красный (алый), холодный (морозный), идти (шагать), баловаться (шалить).

Ответ

3. Написать, заменяя каждое слово антонимом.

Маленький (большой), весна (осень), говорить (молчать), тяжёлый (лёгкий), кислый (сладкий), провожать (встречать).

Ответ

Письмо по памяти

1) Весело сияет    2) Сквозь волнистые туманы

Месяц над селом,        Пробирается луна.

Белый снег сверкает   На печальные поляны

Синим огоньком.    Льёт печальный свет она.

   (И. Никитин)      (А. Пушкин)

Ответ

Контрольное списывание

А между тем заря разгорается. Уже золотые полосы протянулись по небу. В оврагах клубятся пары. Жаворонки звонко поют. Предрассветный ветер подул, и тихо всплывает багровое солнце. (26 слов)

(По И. Тургеневу)

Бекас — это болотная птичка, серая, величиной в два воробья. Нос длинный, в полкарандаша. Этим носом бекас в грязи достаёт себе червяков. (21 слово)

(М. Пришвин)

Вечный цветок

У памятника павшим солдатам лежит цветок. Это гвоздика, роза или ромашка. Лежит он даже зимой, когда всюду снег и стужа. Его приносят люди. Они уберут увядший и положат свежий. Наш народ не забывает героев. (36 слов)

(По А. Митяеву)

Кумушка-лиса

У лисы зубки остры, ушки на макушке. У кумушки-лисы тёплая шуба. Ходит она тихонько. Свой пушистый хвост носит бережно. Лиса смотрит ласково. Зубы белые показывает. Лисица роет норы глубокие. Много в них ходов и выходов. (36 слов)

(По К. Ушинскому)

Ответ

Контрольное списывание (с грамматическим заданием)

Подробное списывание.

Настала весна. Солнышко ярко светит. Проснулись пчёлки от зимнего сна. Полетели они за цветочным соком. На яблоньке, вишенке и тюльпане цветы ещё не раскрылись. Увидели пчёлки под кустиком тёмно-синий цветочек. Это была фиалка. Она открыла пчёлкам свою чашечку. Наелись, напились пчёлки сладкого сока и весёлые полетели домой. (47 слов)

(По К. Ушинскому)

Задания (по выбору учителя):

• Текстовое задание: озаглавьте текст.

• Орфографическое и оценочное задания: проверьте написанное и оцените результат списывания (нет ли пропусков букв, слогов, знаков внутри предложений; нет ли замены одной буквы другой; все ли слова написаны правильно).

• Грамматические задания (по выбору учителя): 1) подчеркните в первом (втором или третьем) предложении главные члены: подлежащее и сказуемое; 2) укажите над каждым словом третьего предложения часть речи; 3) найдите нераспространённое предложение, подчеркните в нём подлежащее; 4) найдите одушевлённое имя существительное, укажите над ним число (ед. ч., мн. ч.); 5) выпишите выделенное имя прилагательное вместе с тем словом, с которым оно связано по смыслу; 6) найдите в тексте однокоренные слова, выделите в них корень; 7) найдите в восьмом предложении слово, в котором все согласные звуки глухие; подчеркните в этом слове буквы глухих согласных звуков; 8) назовите в слове пчёлки буквы и запишите эти буквы в алфавитном порядке.

Ответ

Проверочные диктанты

Наша дача у лесочка. Там речка Щур. Был июль. Утро. Мы ловили рыбу на реке. Кот Васька спал в траве. Мы поймали окунька и щуку. Первую рыбку дали коту. (29 слов)

Дети играли в школу. Таня была учительница. Был урок русского языка. Петя принёс ручку и тетрадь. Он писал слова и делил их по слогам. Игорь называл буквы алфавита. Анна читала стихи. Все хорошо работали. (34 слова)

Осень. Давно улетели на юг журавли. В лесу смолкли птичьи песни. Часто льют дожди. Сильный ветер рвёт листья с деревьев. Над елью кружили клесты. Вот качнулась ветка. Это прыгнула белка. В сучьях сосны жильё зверька. (35 слов)

Декабрь. Новый год у ворот. Сторожка лесника. Дядя Ваня и ребята идут в лес. Они несут подарки. Для зайца морковку и листья капусты. Для лосей соль. Для птиц зерно и ягоды рябины. Лесные жители будут рады гостям. (37 слов)

Май. Зелёной листвой покрыты деревья. Дует лёгкий ветерок. Далеко слышны весёлые голоса птиц. Расцвёл душистый ландыш. На лугу сочная травка. Жужжат пчёлы. Под ногами у ручья скачут лягушки. На полянках зреют ягодки земляники. Около норы играют лисята. (37 слов)

У лесника

Мой дед — лесник. Он изучал жизнь птиц. Ворону он научил говорить. Летом я живу у деда в лесу. Утром бегу на речку. Я умываюсь речной водой. По пути рву лесные ягоды. Дедушка научил меня узнавать птиц по пению. (40 слов)

Слова для справок: научил, меня, говорить, узнавать.

Старый Полкан

Жили добрый пёс Полкан и кошка. У кошки родились котята. Вот кошка ушла. Полкан играет с котятами. Котята влезут на спину Полкана и пищат. Пёс рад. Тут пришла кошка и стала урчать. Полкан уполз под крыльцо. Скучно Полкану без маленьких котят. (43 слова) (По А. Седугину)

Слова для справок: родились, играет, скучно.

Картина

Июнь. Лесное озеро. Яков Петров сидит на берегу. Он рисует картину. Что он рисует? Я вижу небо и белые облака. Вдали берёзовая роща. Вот большое озеро. Кружат белые чайки. По воде плывёт лодка. Рыбаки удят рыбу. Хорош рисунок! В сентябре Яков принесёт картину в класс. (46 слов)

Слова для справок: на берегу, рисует, вдали.

Дождь

Летний денёк. Мы шли домой через лес. Вдруг набежала тучка. Подул ветер. Хлынул сильный дождь. Закачались деревья и кусты. Мы спрятались под густой елью. На земле по травинкам ползли муравьи. Пробежал ёж. Скоро дождик кончился. На листьях заблестели водяные капли. Над цветами стали кружить золотистые шмели. (46 слов)

Слово для справок: кончился.

Бобёр

Лесная речка. Там живёт бобёр. Хороша у бобра хатка. Кто сделал хатку? Бобёр сам деревья пилил. Сам их в воду таскал. Сам складывал стены и крышу. У бобра тёплая шубка. Хороши у бобра уши. Они всё слышат. Вот в воде бьёт хвостом рыбка. Только глаза у бобра слабые. Слеповат бобёр. (51 слово)

Слова для справок: слышат, складывал.

Учитель объясняет знаки препинания в последнем предложении.

Ответ

Задания творческого характера

1. Из слов каждой строчки составить предложение. Дать название составленному тексту.

1) Лёд, солнышко, на, взломало, речке;

ручейки, в, понеслись, речку, звонкие;

вода, леса, луга, и, затопила, талая;

птицы, юга, с, летели;

примеряли, летние, звери, шубки.

    (По И. Константинову)

Ответ

2) Ваня, лесом, любовался;

деревья, праздничные, стояли;

соком, налилась, алым, земляника;

были, ягодки, похожи, серьги, на, красные;

Ваня, собирать, землянику, стал;

угостил, ягодами, он, сладкими, бабушку, свою.

Ответ

2. Составить рассказ из 3 — 4 предложений на следующие темы, используя данные слова.

За грибами

Ребята, грибы, подберёзовик, подосиновик, маслята, росли, грибной суп.

Берёзовый сок

Весна, берёзка, дятел, бьёт по коре, сладкий сок, прилетели насекомые.

Моя кошка

Кошка, шерсть, глаза, лапки, коготки, усы, молоко, котята.

Ответ

3. Составить текст, который можно закончить любой из данных пословиц.

1) Истинный друг познаётся в беде. 2) Кончил дело — гуляй смело. 3) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. 4) Язык до Киева доведёт.

Ответ

4. Прочитать текст. Выписать из него предложения, в которых даются ответы на вопросы.

Эти удивительные птицы на других не похожи. Пингвины летают в воде, а не по воздуху. Нырнут и так летят под водой, что рыбу догоняют. А ходят пингвины столбиками. Издали кажется, что человек идёт в чёрном пиджаке и белом жилете.

(По Е. Чарушину)

Вопросы:

Где летают пингвины?

Как ходят пингвины?

Ответ

5. Изложение по опорным словам к частям текста.

Курица и утята

Решила хозяйка развести утят. Положила она утиные яйца под курицу. Вывелись утята. Курица по двору их водит и корм ищет.

Однажды пошла курица с утятами к пруду. Утята сразу в воду побежали. Курица испугалась.

А малыши плавают и выходить не хотят. (41 слово)

(По К. Ушинскому)

Опорные слова: решила, хозяйка, развести, положила, под курицу, вывелись, водит, ищет, однажды, с утятами, побежали, испугалась, плавают, выходить, не хотят.

Ответ

6. Изложение по опорным словам к каждому предложению.

Как слон спас хозяина от тигра

Один индус был со слоном в лесу.

Вдруг слон перестал слушаться хозяина. Хозяин рассердился. А слон поднял его хоботом себе на спину.

Тут выскочил огромный тигр. Слон схватил тигра и растоптал его. Хозяин вынул из сумки хлеб и весь отдал слону. (41 слово)

(По Б. Житкову)

Опорные слова: один, индус, со слоном, перестал, слушаться, рассердился, поднял, хоботом, выскочил, тигр, схватил, растоптал, вынул, отдал.

Ответ

7. Изложение по коллективно составленному плану и опорным словам.

Маша-растеряша

Маша проснулась. Пора в детский сад.

Стала она чулки искать. И под стулом нет, и на стуле нет. А чулки у куклы в кроватке. Ищет Маша платье. А оно за комод закинуто.

Так и опоздала Маша. Маша-растеряша! (38 слов)

(По Л. Воронковой)

Примерный план:

1. Пора в детский сад.

2. Где чулки и платье?

3. Опоздала!

Опорные слова: ищет, комод, закинуто.

Ответ

8. Изложение по обобщённым вопросам и опорным словам.

Курочка

Ходила курочка с цыплятами по двору.

Вдруг пошёл дождик. Курочка на землю присела и перышки растопырила. Цыплята к ней под крылышки залезли.

А два цыплёнка не спрятались. Пищат и удивляются. Что это на них капает? (36 слов)

(По Е. Чарушину)

Вопросы:

1) Где ходила курица с цыплятами?

2) Куда залезли цыплята?

3) Чему удивляются два цыплёнка?

Опорные слова: пошёл, присела, пёрышки, растопырила, под крылышки, залезли; не спрятались.

Ответ

9. Изложение по коллективно составленному плану.

Про снежный колобок

Алёша слепил снежный колобок. Сделал глаза из угольков. Взял две палочки. Это нос и рот.

Жалко Алёше колобок во дворе оставлять. Он его положил в карман. А шубу повесил в шкафчик.

После обеда прибежал Алёша. Около шкафчика лужа. А в мокром кармане лежат два уголька и две палочки. А колобок где? (54 слова)

(По Н. Калининой)

Примерный план:

1. Снежный колобок.

2. Колобок в кармане.

3. У шкафчика лужа.

Ответ

10. Изложение по коллективно составленному плану и опорным словам.

Страшный клад

После войны в городе шла большая стройка. Однажды экскаватор копал канаву. Вдруг ковш замер! В земле лежали мины.

Приехали минёры. Они осторожно вынесли мины в поле и взорвали их.

Теперь город живёт спокойно. Спасибо нашим солдатам! (38 слов)

(По С. Баруздину)

Примерный план:

1. Страшная находка.

2. Опасная работа солдат.

3. Спасибо солдатам.

Опорные слова: война, однажды, экскаватор, канава, приехали, осторожно, вынесли, взорвали, спокойно.

Ответ

11. Сочинение-миниатюра по воображению.

Составить небольшой текст на любую из тем: «Лесная полянка», «На реке», «На уроке», «На даче».

Ответ