Русский язык - Сборник диктантов и творческих работ 1 — 2 классы - В. П. Канакина Г. С. Щёголева 2014

2 класс
Проверочные работы комплексного характера

Итоговые проверочные работы комплексного характера включают две части. Для выполнения заданий первой части потребуются формируемые на уроках русского языка и литературного чтения умения осмысленно работать с научно-познавательными текстами, выбирать предложения на определённую тему, подбирать к тексту заголовок, объяснять значения слова и выражения, а также потребуются некоторые знания из мира окружающей природы. Вторая часть заданий направлена на проверку конкретных достижений из разных разделов изучаемого курса русского языка содержательной линии «Система языка» и может предполагать выбор учащимися заданий из ряда предложенных для самостоятельного выполнения.

I

Прочитай диалог.

— Все меня, Куропатку, обидеть норовят: в лесу - волк серый, в поле — хорёк бурый, в воздухе — ястреб пёстрый. Хоть бы ты меня, Лиса, пожалела!

— А я что — рыжая, что ли?.. (29 слов)

(Н. Сладков)

Ответ

Проверочные задания

1. Кто участвует в разговоре? Кого так называют? Озаглавь текст словами — названиями этих животных.

Ответ

2. Прочитай и запиши слова Куропатки. Проверь свою запись.

Ответ

3. На кого жалуется Куропатка? Подчеркни названия этих животных.

Ответ

4. Впиши названия животных из диалога в предложение:

I _, _, _ — это звери, а__ , _ — птицы.

Ответ

5. Прочитай ответ Лисы. Подготовься сказать, как ты понимаешь ответ Лисы.

Ответ

Дополнительные задания (по выбору учителя или ученика)

1. Найди в тексте и подчеркни волнистой линией слова, отвечающие на вопрос какой?

Укажи знаком ٧, что обозначают эти слова:

□ предмет

□ признак предмета

□ действие предмета

Ответ

2. Найди в тексте слова, в которых звуков больше, чем букв. Выпиши эти слова.

Подчеркни в каждом слове букву, которая обозначает два звука.

Ответ

3. Выпиши слово, которое обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что сделала?

Раздели это слово на слоги. Подчеркни в слове буквы, которыми обозначены звонкие согласные звуки.

Ответ

4. Сделай звуковое обозначение слова хорёк.

[_ _ _ _ _]

II

Прочитайте начало сказки.

Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу. Хорошо летом в лесу, привольно! Быку и барану травы вволю. Кот ловит мышей. Петух собирает ягоды, червяков клюёт. Свинья под деревьями корешки да жёлуди роет. Только и худо бывало друзьям, ежели дождик пойдёт. (43 слова)

(Из сказки «Зимовье»)

Ответ

Проверочные задания

Вариант 1

1. Ответь устно: о ком говорится в тексте? о чём говорится в тексте?

Ответ

2. Каким предложением можно озаглавить текст? Отметь это предложение в тексте или запиши перед текстом.

Ответ

3. Найди в тексте и выпиши слова — названия зверей. Обозначь в словах ударение.

Ответ

4. Выпиши из текста предложение, в котором говорится, что делал петух. Проверь свою запись.

Ответ

5. Подчеркни в записанном предложении слово, которое соответствует схеме:

Ответ

6. Догадайся, под каким деревом свинья рыла жёлуди. Впиши в предложение пропущенное слово.

Жёлуди — это плоды ... (берёза, дуб, ель).

Ответ

7. Подбери слово, которым можно объяснить значение слова худо.

Худо — ...

Ответ

Вариант 2

1. Ответь устно: о ком говорится в тексте? о чём говорится в тексте?

Ответ

2. Каким предложением можно озаглавить текст? Отметь это предложение.

Ответ

3. Найди в тексте и выпиши слово — название птицы. Раздели это слово горизонтальной чертой на слоги.

Ответ

4. Выпиши из текста предложение, в котором говорится, что делал кот. Проверь свою запись.

Ответ

5. Подчеркни в записанном предложении слово, которое соответствует схеме:

Ответ

6. Догадайся, под каким деревом свинья рыла жёлуди. Впиши в предложение пропущенное слово.

Жёлуди — это плоды ... (берёза, дуб, ель).

Ответ

7. Подбери слово, которым можно объяснить значение слова вволю.

Вволю — ... .

Ответ

III

Прочитай. Озаглавь текст.

Ласточка день начинает, соловей кончает. А между ласточкой и соловьём любит петь скворец. В песне скворчиной чего не услышишь: есть там ласточка, есть соловей и много других птиц. И никого это не удивляет: все знают, что скворец пересмешник. (38 слов)

(Н. Сладков)

Ответ

Проверочные задания

1. Составь и напиши ответ на вопрос: «В какое время суток поёт скворец (ласточка, соловей)?»

Слова для справок: утром, вечером, днём.

Ответ

2. Выпиши из текста предложение, которое будет ответом на вопрос: «Почему скворца называют пересмешником?» Проверь свою запись.

Ответ

3. Запиши названия птиц из текста в алфавитном порядке. Обозначь в словах ударение.

Ответ

4. Найди предложение, в котором есть противоположные по значению глаголы. Подчеркни эти слова.

Ответ

5. Найди сходство и различие в звуко-буквенном составе слов день и петь. (Сходство и различие определяются по следующим параметрам: количество слогов, звуков, букв; качество звуков: какие звуки одинаковы и какими звуками различаются; звуки поместить в звуковые домики.)

Сходство: ...

Различие: ...

Ответ

IV

Прочитай.

Как отличить жабу от лягушки? У лягушки кожа гладкая и влажная, а у жабы пупырчатая и сухая. Лягушка прыгает, а жаба ходит, переваливаясь, потому что у лягушек задние лапки длинные, а у жаб короткие. У лягушки есть зубки, а у жаб нет. Зато у жаб по бокам головы расположены специальные железы, которые выделяют ядовитую жидкость. Человеку она вреда не принесёт, а животному, которое захочет схватить её и съесть, может не поздоровиться. Эта жидкость сильно жжётся. (75 слов)

(Т. А. Кудрявцева)

Ответ

Проверочные задания

Вариант 1

1. О ком и о чём говорится в тексте? Напиши.

В тексте говорится о том, ...

Ответ

2. Выбери из текста предложения для описания лягушки по вопросам:

Какая кожа у лягушки?

Какие у неё лапки?

Как она передвигается?

Есть ли у неё зубки?

Запиши составленные ответы на вопросы. Проверь правильность записи.

Ответ

3. Подготовь устно ответ на вопрос: «Как ты понимаешь выделенное в тексте выражение?».

Ответ

4. Выпиши из текста по одному слову следующих частей речи:

Имя существительное одушевлённое: ...

Имя прилагательное, которое отвечает на вопрос какие?: ...

Глагол, который отвечает на вопрос что делает?: ...

Предлог: ...

Ответ

5. Найди и подчеркни в словах первого предложения из текста буквы, которыми обозначены звонкие согласные звуки.

Ответ

Вариант 2

1. О ком и о чём говорится в тексте? Напиши.

В тексте говорится о том, ...

Ответ

2. Выбери из текста предложения для описания жабы по вопросам:

Какая кожа у жабы?

Какие у неё лапки?

Как она передвигается?

Есть ли у неё зубки?

Запиши составленные ответы на вопросы. Проверь правильность записи.

Ответ

3. Подготовь устно ответ на вопрос: «Как ты понимаешь выделенное в тексте выражение?»

Ответ

4. Выпиши из текста по одному слову следующих частей речи:

Имя существительное неодушевлённое: ...

Имя прилагательное, которое отвечает на вопрос какая?: ...

Глагол, который отвечает на вопрос что делают?: ...

Предлог: ...

Ответ

5. Найди и подчеркни в словах первого предложения из текста буквы, которыми обозначены глухие согласные звуки.

Ответ

Содержание

Введение

1 класс

Текст. Предложение. Диалог

Слова, слова, слова

Слово и слог. Ударение. Перенос слов

Звуки и буквы

Русский алфавит, или Азбука

Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Буквы Й и И. Твёрдые и мягкие согласные звуки

Глухие и звонкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Шипящие согласные звуки. Буквосочетания чк, чн, чт, жи — ши, ча — ща, чу — щу

Заглавная буква в словах

Повторение

2 класс

Текст

Предложение

Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения

Слово и его значение

Однокоренные слова

Слог. Ударение. Перенос слова

Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука

Гласные звуки и буквы для их обозначения

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне Согласные звуки и буквы для их обозначения. Удвоенные согласные

Буквы Й и И

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн, чт, щн, нч

Звонкие и глухие согласные звуки и буквы для их обозначения

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным

Разделительный мягкий знак (ь)

Имя существительное

Глагол

Имя прилагательное

Предлоги

Повторение

Проверочные работы комплексного характера