Русский язык - Сборник диктантов и творческих работ 1 — 2 классы - В. П. Канакина Г. С. Щёголева 2014
2 класс
Проверочные работы комплексного характера
Итоговые проверочные работы комплексного характера включают две части. Для выполнения заданий первой части потребуются формируемые на уроках русского языка и литературного чтения умения осмысленно работать с научно-познавательными текстами, выбирать предложения на определённую тему, подбирать к тексту заголовок, объяснять значения слова и выражения, а также потребуются некоторые знания из мира окружающей природы. Вторая часть заданий направлена на проверку конкретных достижений из разных разделов изучаемого курса русского языка содержательной линии «Система языка» и может предполагать выбор учащимися заданий из ряда предложенных для самостоятельного выполнения.
I
Прочитай диалог.
— Все меня, Куропатку, обидеть норовят: в лесу - волк серый, в поле — хорёк бурый, в воздухе — ястреб пёстрый. Хоть бы ты меня, Лиса, пожалела!
— А я что — рыжая, что ли?.. (29 слов)
(Н. Сладков)
Ответ
Проверочные задания
1. Кто участвует в разговоре? Кого так называют? Озаглавь текст словами — названиями этих животных.
Ответ
2. Прочитай и запиши слова Куропатки. Проверь свою запись.
Ответ
3. На кого жалуется Куропатка? Подчеркни названия этих животных.
Ответ
4. Впиши названия животных из диалога в предложение:
I _, _, _ — это звери, а__ , _ — птицы.
Ответ
5. Прочитай ответ Лисы. Подготовься сказать, как ты понимаешь ответ Лисы.
Ответ
Дополнительные задания (по выбору учителя или ученика)
1. Найди в тексте и подчеркни волнистой линией слова, отвечающие на вопрос какой?
Укажи знаком ٧, что обозначают эти слова:
□ предмет
□ признак предмета
□ действие предмета
Ответ
2. Найди в тексте слова, в которых звуков больше, чем букв. Выпиши эти слова.
Подчеркни в каждом слове букву, которая обозначает два звука.
Ответ
3. Выпиши слово, которое обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что сделала?
Раздели это слово на слоги. Подчеркни в слове буквы, которыми обозначены звонкие согласные звуки.
Ответ
4. Сделай звуковое обозначение слова хорёк.
[_ _ _ _ _]
II
Прочитайте начало сказки.
Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу. Хорошо летом в лесу, привольно! Быку и барану травы вволю. Кот ловит мышей. Петух собирает ягоды, червяков клюёт. Свинья под деревьями корешки да жёлуди роет. Только и худо бывало друзьям, ежели дождик пойдёт. (43 слова)
(Из сказки «Зимовье»)
Ответ
Проверочные задания
Вариант 1
1. Ответь устно: о ком говорится в тексте? о чём говорится в тексте?
Ответ
2. Каким предложением можно озаглавить текст? Отметь это предложение в тексте или запиши перед текстом.
Ответ
3. Найди в тексте и выпиши слова — названия зверей. Обозначь в словах ударение.
Ответ
4. Выпиши из текста предложение, в котором говорится, что делал петух. Проверь свою запись.
Ответ
5. Подчеркни в записанном предложении слово, которое соответствует схеме:
Ответ
6. Догадайся, под каким деревом свинья рыла жёлуди. Впиши в предложение пропущенное слово.
Жёлуди — это плоды ... (берёза, дуб, ель).
Ответ
7. Подбери слово, которым можно объяснить значение слова худо.
Худо — ...
Ответ
Вариант 2
1. Ответь устно: о ком говорится в тексте? о чём говорится в тексте?
Ответ
2. Каким предложением можно озаглавить текст? Отметь это предложение.
Ответ
3. Найди в тексте и выпиши слово — название птицы. Раздели это слово горизонтальной чертой на слоги.
Ответ
4. Выпиши из текста предложение, в котором говорится, что делал кот. Проверь свою запись.
Ответ
5. Подчеркни в записанном предложении слово, которое соответствует схеме:
Ответ
6. Догадайся, под каким деревом свинья рыла жёлуди. Впиши в предложение пропущенное слово.
Жёлуди — это плоды ... (берёза, дуб, ель).
Ответ
7. Подбери слово, которым можно объяснить значение слова вволю.
Вволю — ... .
Ответ
III
Прочитай. Озаглавь текст.
Ласточка день начинает, соловей кончает. А между ласточкой и соловьём любит петь скворец. В песне скворчиной чего не услышишь: есть там ласточка, есть соловей и много других птиц. И никого это не удивляет: все знают, что скворец пересмешник. (38 слов)
(Н. Сладков)
Ответ
Проверочные задания
1. Составь и напиши ответ на вопрос: «В какое время суток поёт скворец (ласточка, соловей)?»
Слова для справок: утром, вечером, днём.
Ответ
2. Выпиши из текста предложение, которое будет ответом на вопрос: «Почему скворца называют пересмешником?» Проверь свою запись.
Ответ
3. Запиши названия птиц из текста в алфавитном порядке. Обозначь в словах ударение.
Ответ
4. Найди предложение, в котором есть противоположные по значению глаголы. Подчеркни эти слова.
Ответ
5. Найди сходство и различие в звуко-буквенном составе слов день и петь. (Сходство и различие определяются по следующим параметрам: количество слогов, звуков, букв; качество звуков: какие звуки одинаковы и какими звуками различаются; звуки поместить в звуковые домики.)
Сходство: ...
Различие: ...
Ответ
IV
Прочитай.
Как отличить жабу от лягушки? У лягушки кожа гладкая и влажная, а у жабы пупырчатая и сухая. Лягушка прыгает, а жаба ходит, переваливаясь, потому что у лягушек задние лапки длинные, а у жаб короткие. У лягушки есть зубки, а у жаб нет. Зато у жаб по бокам головы расположены специальные железы, которые выделяют ядовитую жидкость. Человеку она вреда не принесёт, а животному, которое захочет схватить её и съесть, может не поздоровиться. Эта жидкость сильно жжётся. (75 слов)
(Т. А. Кудрявцева)
Ответ
Проверочные задания
Вариант 1
1. О ком и о чём говорится в тексте? Напиши.
В тексте говорится о том, ...
Ответ
2. Выбери из текста предложения для описания лягушки по вопросам:
Какая кожа у лягушки?
Какие у неё лапки?
Как она передвигается?
Есть ли у неё зубки?
Запиши составленные ответы на вопросы. Проверь правильность записи.
Ответ
3. Подготовь устно ответ на вопрос: «Как ты понимаешь выделенное в тексте выражение?».
Ответ
4. Выпиши из текста по одному слову следующих частей речи:
Имя существительное одушевлённое: ...
Имя прилагательное, которое отвечает на вопрос какие?: ...
Глагол, который отвечает на вопрос что делает?: ...
Предлог: ...
Ответ
5. Найди и подчеркни в словах первого предложения из текста буквы, которыми обозначены звонкие согласные звуки.
Ответ
Вариант 2
1. О ком и о чём говорится в тексте? Напиши.
В тексте говорится о том, ...
Ответ
2. Выбери из текста предложения для описания жабы по вопросам:
Какая кожа у жабы?
Какие у неё лапки?
Как она передвигается?
Есть ли у неё зубки?
Запиши составленные ответы на вопросы. Проверь правильность записи.
Ответ
3. Подготовь устно ответ на вопрос: «Как ты понимаешь выделенное в тексте выражение?»
Ответ
4. Выпиши из текста по одному слову следующих частей речи:
Имя существительное неодушевлённое: ...
Имя прилагательное, которое отвечает на вопрос какая?: ...
Глагол, который отвечает на вопрос что делают?: ...
Предлог: ...
Ответ
5. Найди и подчеркни в словах первого предложения из текста буквы, которыми обозначены глухие согласные звуки.
Ответ
Содержание
Введение
1 класс
Текст. Предложение. Диалог
Слова, слова, слова
Слово и слог. Ударение. Перенос слов
Звуки и буквы
Русский алфавит, или Азбука
Гласные звуки и буквы для их обозначения.
Согласные звуки и буквы для их обозначения. Буквы Й и И. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Глухие и звонкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания чк, чн, чт, жи — ши, ча — ща, чу — щу
Заглавная буква в словах
Повторение
2 класс
Текст
Предложение
Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения
Слово и его значение
Однокоренные слова
Слог. Ударение. Перенос слова
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука
Гласные звуки и буквы для их обозначения
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне Согласные звуки и буквы для их обозначения. Удвоенные согласные
Буквы Й и И
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн, чт, щн, нч
Звонкие и глухие согласные звуки и буквы для их обозначения
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным
Разделительный мягкий знак (ь)
Имя существительное
Глагол
Имя прилагательное
Предлоги
Повторение
Проверочные работы комплексного характера