Русский язык 10 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2019

Учимся писать сочинение: составление плана сочинения
Правописание непроизносимых согласных

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  Опираясь на текст данного задания, давайте составим план экзаменационного сочинения:

1) Напишите вступление.

2) Сформулируйте проблему.

3) Прокомментируйте проблему, напишите о том, как автор раскрывает эту проблему в тексте:

  а) приведите первый пример из прочитанного текста, который важен для понимания проблемы;

  б) приведите второй пример из прочитанного текста.

  Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

4) Определите позицию автора исходного текста по данной проблеме.

5) Заявите ваше согласие или несогласие с позицией автора.

6) Выскажите собственное мнение (тот тезис, который вы должны обосновать).

7) Обоснуйте своё мнение, то есть приведите аргумент, в доказательство справедливости собственного мнения, он может опираться на читательский опыт или на знания и жизненные впечатления.

8) Напишите заключение - краткий итоговый вывод.

Помните, что раскрытие каждого пункта сочинения предполагает новый абзац.

Кроме того, внутри абзаца, если к этому располагает ваше письменное высказывание, тоже может быть абзац.

Упражнение № 22

Подберите к данным словам проверочные и определите, пропущена ли буква в слове или нет.

со...нце -

напрас...ный -

учас...ник -

чудес...ный -

сер...це -

прекрас...ный -

вес...ник -

искус...ный -

ус...ный -

интерес...ный -

здра...ствуйте -

небес...ный -

безмол....ствовать -

безопас...ный -

ужас...ный -

безвкус...ный -

опас...ный -

високос...ный -

прелес...ный -

влас...ный -

доблес...ный -

словес...ный -

горес...ный -

ежечас...ный -

извес...ный -

злос...ный -

корыс...ный -

доблес...ный -

лес...ный -

совмес...ный -

президен...ский -

хулиган...ский -

гиган...ский -

парламен...ский -

снос...ный

завис...ник -

Не пропускайте в написании нужную букву!

Не вставляйте лишнюю букву!

сверстник (одинаковый по возрасту)

ровесник (тот, кто родился одной весной с тобой)

шефствовать (быть шефами над кем-то)

шествовать (от «идти с шестом»)

явственно (наяву)

яства (кушанья; от ясти = кушать)

костный мозг (в кости)

косные взгляды (= отсталые, непрогрессивные)

чувствовать

участвовать (быть частью чего -либо, какого-либо процесса)

Рос ровесник всю весну,

Сверстник вырастет с версту.

Упражнение № 23

Вставьте необходимые буквы на месте пропусков.

Ровес...ник наез...ника; вкус...ные я...ства; бесхитрос...ные слова сверс...ника; чу...ствовать опас...ность; ше...ствовать по площади; уча...ствовать в спектакле; кос...ные взгляды; я...ственно представил, ис...ледовать кос...ный мозг, ше...ствовать над детским садом.