Русский язык 10 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2019

Учимся писать сочинение: обозначение проблемы

Проблема, -ы, ж. 1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. (С. И. Ожегов.)

Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка. Неверно поставленная проблема или псевдопроблема уводят в сторону от разрешения подлинных проблем (БСЭ).

Проблема - это тот вопрос, который интересует автора текста, вызывает его раздумья и размышления.

Если в тексте затрагивается сразу несколько проблем, нужно сосредоточиться на той проблеме, которая находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, является главной, а не второстепенной.

По поводу именно главной проблемы высказывает свою позицию автор текста (на это тоже можно ориентироваться). Вы можете задать себе вопрос: по поводу какой проблемы автор выражает свою позицию? Ответом на этот вопрос и будет указание на главную проблему.

Можно сформулировать проблему повествовательным предложением или вопросительным:

1) В данном тексте автор поднимает проблему наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию.

2) Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Эту сложную проблему поднимает NN в своём тексте.

Каждый год ФИПИ включает в состав КИМов ЕГЭ по русскому языку новые тексты. Они разнообразны по своему содержанию, однако затронутые в них проблемы нередко повторяются. Приведённый ниже перечень проблем, предлагаемых в сочинении на ЕГЭ, поможет вам научиться формулировать проблему:

1) Проблема поиска смысла жизни. (В чём смысл жизни человека?)

2) Проблема ценности времени в жизни молодого человека. (Может ли человек в молодости бездумно тратить собственное время?)

3) Проблема формирования привычки к труду. (Почему человек должен стремиться формировать у себя привычку к труду?)

4) Проблема взаимоотношений между человеком и животными. (На чём должны строиться взаимоотношения человека и его «братьев меньших»?)

5) Проблема истинных нравственных ценностей, отношения к ним. (Как ввести в нашу жизнь понятия долга, чести, благородства?)

6) Проблема восприятия мира детства взрослыми людьми. (Почему детство взрослые традиционно называют «золотой порой»?)

7) Проблема роли детства в становлении личности человека. (Как влияют детские годы на формирование человеческой личности?)

8) Проблема определения целей процесса учения. (Какова цель учения? Чему должно служить познание?)

9) Проблема жизненных ценностей. (Какие жизненные ценности являются истинными?)

10) Проблема роли книги в жизни человека при условии развития современных информационных технологий, Интернета. (Сохранит ли литература в привычном формате книги своё влияние на человека?)

11) Проблема влияния Интернета на человека. (Какова роль Интернета в жизни человека?)

12) Проблема человеческого равнодушия. (Может ли человек позволить себе быть равнодушным?)

13) Проблема нравственной ответственности за свои поступки. (Необходимо ли помогать людям в трудной ситуации?)

14) Проблема подлинной интеллигентности. (Кого можно считать подлинным интеллигентом?)