Русский язык 10 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2019

Итоговые тесты в формате ЕГЭ
Тест № 1

Часть 1

  Ответом к заданиям 1 - 26 является слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

  Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3.

  (1)В 1638 году в Москву были привезены простые сухие чайные листья в качестве подарка от монгольского Алтын-хана царю Михаилу Фёдоровичу. (2)Было замечено, что «китайская травка» «осаждает пары, освежает и очищает кровь». (3)Но только спустя почти 30 лет вновь привезли чай в Россию, в 1665 году врачи посоветовали лечение чаем царю Алексею Михайловичу, который «маялся болями в животе». (4)Царю полегчало, чайный напиток произвёл на него впечатление, <...> с того времени пошли регулярные закупки чая из Китая.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1) Регулярные закупки чая начались после исцеления им от болей в животе Алексея Михайловича, тогда были замечены целебные свойства чая; это произошло через 30 лет после того, как в 1638 году чайные листы были привезены в качестве подарка Михаилу Фёдоровичу.

  2) Чай, привезённый в 1638 году, пришёлся по вкусу Михаилу Фёдоровичу, было замечено, что терпкое и горьковатое «зелье» «осаждает пары, освежает и очищает кровь».

  3) Регулярные закупки чая из Китая начались в конце 60-х годов семнадцатого века, когда Алексей Михайлович вылечился им от болей в животе.

  4) В 1638 году чай был привезён в качестве подарка от Алтын-хана царю, и только через 30 лет были замечены его целебные свойства, когда чай был вновь завезён при царе Алексее Михайловиче, который и был исцелён им от болей в животе; именно с того времени начались его регулярные закупки.

  5) В 1665 году лекари посоветовали лечение чаем царю Алексею Михайловичу, который «маялся болями в животе».

  Ответ: 1, 4

2. Самостоятельно подберите союзное слово, которое должно стоять на месте пропуска в четвёртом (4) предложении текста. Запишите это союзное слово.

  Ответ: поэтому

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова простой. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. Простой, -ая, -ое.

  1) Однородный по составу. Простые вещества.

  2) Не сложный, не трудный, легко доступный пониманию. Простое решение.

  3) Безыскусственный, незамысловатый. Простое платье.

  4) Не первосортный, грубый по качеству. Простой помол.

  5) Добродушный, простодушный. Не стесняйся его, он человек простой.

  6) Самый обыкновенный, не выделяющийся из других. Простой смертный.

  7) Принадлежавший к непривилегированным классам, недворянский (устар). Простой народ.

  8) Глуповатый, недалёкий. Этот дурачок не так прост, как кажется.

  Ответ: 4

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. позвонИм нАчавший зАгнутый налитА донЕльзя

  Ответ: начавший

5. В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Он хотел произнести эти слова доверительным тоном, но фраза прозвучала фальшиво.

  Вековые традиции русской кухни, отличающиеся широким разнообразием, тесно переплелись с жизнью и бытом русского человека.

  Число абонементов мобильной связи в декабре минувшего года увеличилось на 1,2%.

  С начала 90-х годов гуманитарная помощь оказывается странам бывшего Советского Союза.

  Сегодня ветрено, так что я надену куртку.

  Ответ: абонентов

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

  Совесть всегда исходит из самой глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются; совесть не бывает ложной, она бывает приглушённой, честь истинная - всегда в соответствии с совестью.

  Ответ: самой

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

   Постричься пара чулок более красивее девяноста студентам повара

  Ответ: красивее, красивый

8. Установите соответствия между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбика.

Грамматические ошибки

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Предложения

1) Лесков сумел показать жизнь народа, слитую воедино с народным миросозерцанием, уходящим глубокими корнями в национальную историю.

2) В «Очарованном страннике», несмотря на многие неприглядные черты, реалистически отмеченных автором, собирательный полу-сказочный образ Ивана Флягина предстаёт перед нами во всём величии, благородстве души своей, бесстрашии и красоте и сливается с образом народа-богатыря.

3) Все, кто впервые видели Ивана Северьяныча Флягина, с первого взгляда поражались его богатырской внешности.

4) Н. С. Лесков считал необходимым рассказать о простых людях, совершающих ежедневно небольшие подвиги, и создаёт цикл рассказов о праведниках русской земли в 70-е годы 19 века.

5) Пережив с гибелью цыганки глубокое нравственное потрясение, Иван Северьяныч впервые преисполняется чувством долга перед другим человеком.

6) Н.С. Лесков развёртывает перед читателем тему становления человека, мучительные терзания его духа в борьбе страстей и благоразумия, в трудном познании героем самого себя.

7) В произведении «Очарованном страннике» Н. С. Лесков показал, как формируется национальный тип «русского праведника».

8) Все его поступки, даже самые непредсказуемые, неизменно рождаются из внутренне присущего ему человеколюбия: он стремится к истине и красоте через ошибки и горькие раскаяния, он ищет любви и щедро дарит сам любовь людям.

9) Читатель поражает, что насколько чрезмерен Флягин в своих увлечениях, богатырском озорстве, это человек с детскою душой.

  Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д






  Ответ: 2, 9, 7, 3, 4

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

  1) покр...снеть, прим...рение, соб...рать

  2) возр...ст, неприм...римые (враги), прот...рать

  3) покл...ниться, изл...гать, пл...вчиха

  4) изм...рение, к...сички, подр...сти

  5) наж...мать, прид...раться, выск...чить

  Ответ: 3, 5

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1) зав...южило, ар...ергард, коп...ё

  2) бе...прибыльный, ра...целовать, и...подволь

  3) пр...успевать, пр...небрёг, пр...верженец

  4) пред...стория, под...тожить, без...мянный (герой)

  5) р...списной (потолок), пр...видец, с...зыв

  Ответ: 1, 2, 4

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1) доверч...вый, пород...стая (собака)

  2) нищ...некий, замш...вый

  3) попроб...вать, нож...вка

  4) продл...вать, яблон...вый

  5) вытерп...в, неуживч...вый

  Ответ: 1, 2, 3, 4

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1) терп...шь, обид...вший

  2) усво...шь, вылет...шь

  3) колебл...мый, наде...шься

  4) изуча...шь, закле...вший

  5) муч...мый, замет...вший

  Ответ: 2, 3, 5

13. Раскройте скобки и выпишите это слово.

  Вощев гулял мимо людей, чувствуя (не)нарастающую со временем силу горюющего ума и уединяясь в тесноте своей печали.

Его воспоминания о юности были нисколько (не)весёлыми,

  Он уснул, (не)знакомый этим людям, закрывшим свои глаза, и довольный, что около них ночует.

Александр восхищался (не)опавшими ещё, расцветшими садами.

Книга была им (не)прочитана.

Ответ: незнакомый

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  (И)ТАК, речевой этик - явление универсальное, но в ТО(ЖЕ) время каждый народ выработал свою специфическую систему правил речевого поведения.

  (НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место в творчестве Репина занимает историческая живопись, к которой он периодически возвращался (В)ТЕЧЕНИЕ всей своей жизни.

  (НЕ)СМОТРЯ на свою строгость, он всё ТАК(ЖЕ) был любим учениками, ибо был справедлив.

  За ЧТО(БЫ) она ни принималась, у неё только (В)НАЧАЛЕ были сложности. (НЕ)СМОТРЯ на плачевную судьбу первой постановки, «Лебединое озеро» Чайковского повернуло представления о балетной музыке и, кроме того, стало (В)ПОСЛЕДСТВИИ визитной карточкой русской балетной школы.

  Ответ: несмотря впоследствии

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НИ.

Вот уже который день ходит профуполномоче(1)ый по окрестностям города, чтобы встретить бесхозяйстве(2)ых бедняков и образовать из этих поисти(3)не несознательных граждан постоя(4)ых труже(5)иков.

Ответ: 1, 2, 4

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1) Полевой свет тишины и вянущий запах сна приблизились сюда из общего пространства и стояли нетронутыми в воздухе.

  2) Вощев устранялся с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда.

3) Чиклин не видел ни птиц ни неба и не тосковал от усталости.

4) Солнца не было в природе ни позавчера ни вчера ни нынче.

5) В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.

Ответ: 3, 5

17. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Истомившись размышлением(1) Вощев не мог дальше трудиться(2) и ступать по дороге(З) не зная точного устройства всего мира(4) и (5) не понимая цели.

Ответ: 1, 3

18. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Хотя они и владели смыслом жизни (1) однако (2) их лица (3) к удивлению многих (4) были угрюмы и худы. Вощев уже был доволен тем, что рядом был человек (5) значит(б) достаточно лишь быть около одного достойного человека, чтобы (7) впоследствии (8) стать терпеливым к жизни и трудоспособным.

Ответ: 1, 3, 4, 5, 6

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вчера вечером (1) простился я со своим спутником (2) добросердечия (3) которого (4) не забуду никогда.

Ответ: 2

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

А потому мы должны бросить каждого в рассол социализма (1) чтобы (2) когда с него слезла шкура капитализма (3) и сердце обратило бы внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы (4) то и произошел бы энтузиазм!..

Ответ: 1, 4

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) - Барин, а барин! - промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом, - ну, для чего ты пташку убил? (2) Не для того ты убил его, барин, чтобы станешь есть! (3) Ты его для потехи своей убил. (4) Коростель - птица вольная, лесная. (5) И не он один: много её, всякой лесной твари, и полевой и речной твари, и болотной и луговой, и верховой и низовой - и грех её убивать, и пускай она живет на земле до своего предела... (6)А человеку пища положена другая и другое питьё: хлеб - божья благодать, да воды небесные, да тварь ручная от древних отцов.

(7) Я с удивлением поглядел на Касьяна; слова его лились свободно; он не искал их, он говорил с тихим одушевлением и кроткою важностию, изредка закрывая глаза.

Ответ: 4, 6

Прочитайте текст и выполните задания 22 - 27.

1) День начинается у меня приходом жены. 2) Она входит ко мне в юбке, непричёсанная, но уже умытая, пахнущая цветочным одеколоном, и с таким видом, как будто вошла нечаянно, и всякий раз говорит одно и то же:

- 3) Извини, я на минутку... 4) Ты опять не спал?

5) 3атем она тушит лампу, садится около стола и начинает говорить. 6) Я не пророк, но заранее знаю, о чём будет речь. 7) Каждое утро одно и то же. 8) Обыкновенно, после тревожных расспросов о моём здоровье, она вдруг вспоминает о нашем сыне офицере, служащем в Варшаве. 9) После двадцатого числа каждого месяца мы высылаем ему по 50 рублей - это и служит темою для нашего разговора.

- 10) Конечно, это нам тяжело, - вздыхает жена, - но, пока он окончательно не стал на ноги, мы обязаны помогать ему. 11) Мальчик на чужой стороне, жалованье маленькое... 12) Впрочем, если хочешь, в будущем месяце мы пошлём ему не пятьдесят, а сорок. 13) Как ты думаешь?

14) Ежедневный опыт мог бы убедить жену, что расходы не становятся меньше оттого, что мы часто говорим о них, но жена моя не признаёт опыта и аккуратно каждое утро рассказывает и о нашем офицере, и о том, что хлеб, славу богу, стал дешевле, а сахар подорожал на две копейки - и всё это таким тоном, как будто сообщает мне новость.

15) Я слушаю и машинально поддакиваю.

16) Когда я пью чай, ко мне входит моя Лиза, в шубке, в шапочке и с нотами, уже совсем готовая, чтобы идти в консерваторию. 17) Ей 22 года. 18) На вид она моложе, хороша собой и немножко похожа на мою жену в молодости. 19) Она нежно целует меня в висок и в руку и говорит:

- 20) 3дравствуй, папочка. 21) Ты здоров?

22) В детстве она очень любила мороженое, и мне часто приходилось водить её в кондитерскую. 23) Мороженое для неё было мерилом всего прекрасного. 24) Если ей хотелось похвалить меня, то она говорила: «Ты, папа, сливочный». 25) Один пальчик назывался у неё фисташковым, другой сливочным, третий малиновым и т. д. 26) Обыкновенно, когда по утрам она приходила ко мне здороваться, я сажал её к себе на колени и, целуя её пальчики, приговаривал:

- 27) Сливочный... фисташковый... лимонный...

28) И теперь, по старой памяти, я целую пальцы Лизы и бормочу: «фисташковый... сливочный... лимонный...», но выходит у меня совсем не то. 29) Я холоден, как мороженое, и мне стыдно. 30) Когда входит ко мне дочь и касается губами моего виска, я вздрагиваю, точно в висок жалит меня пчела, напряжённо улыбаюсь и отворачиваю своё лицо. 31) С тех пор как я страдаю бессонницей, в моём мозгу гвоздем сидит вопрос: дочь моя часто видит, как я, старик, знаменитый человек, мучительно краснею оттого, что должен лакею; она видит, как часто забота о мелких долгах заставляет меня бросать работу и по целым часам ходить из угла в угол и думать. 32) Но отчего же она ни разу тайком от матери не пришла ко мне и не шепнула: «Отец, вот мои часы, браслеты, серёжки, платья, заложи всё это, тебе нужны деньги...»? 33) Отчего она, видя, как я и мать, поддавшись ложному чувству, стараемся скрыть от людей свою бедность, отчего она не откажется от дорогого удовольствия заниматься музыкой? 34) Я бы не принял ни часов, ни браслетов, ни жертв, храни меня бог, - мне не это нужно.

35) Кстати вспоминаю я и про своего сына, варшавского офицера. 36) Это умный, честный и трезвый человек. 37) Но мне мало этого. 38) Я думаю, если бы у меня был отец старик и если бы я знал, что у него бывают минуты, когда он стыдится своей бедности, то офицерское место я отдал бы кому-нибудь другому, а сам нанялся бы в работники.

39) Подобные мысли о детях отравляют меня. 40) К чему они? 41) Таить в себе злое чувство против обыкновенных людей за то, что они не герои, может только узкий или озлобленный человек. 42) Но довольно об этом.

(По А. П. Чехову*.)

*Антон Павлович Чехов (1860 - 1904) - русский писатель, прозаик, драматург.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1) После двадцатого числа каждого месяца престарелые родители высылают своему сыну по 20 рублей, чтобы ему оплатить учёбу в университете.

  2) Дочь Лиза совсем не похожа на жену героя в молодости.

  3) Когда дочь приходит к отцу они всегда едят фисташковое, сливочное и малиновое мороженое.

  4) В детстве Лиза очень любила мороженое, отец часто водил её в кондитерскую, мороженое для неё было мерилом всего прекрасного.

5) Стареющей отец задаётся тягостным вопросом: почему его дети не замечают его материальных трудностей, не предлагают своей помощи?

  Ответ: 4, 5

23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

  1) Предложения 2 и 18 содержат описание.

  2) В предложения 10 - 13 представлено повествование.

  3) В предложениях 23 - 25 представлено повествование.

  4) В предложениях 31 - 33 представлено рассуждение.

  5) Предложение 39 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 33 - 38.

  Ответ: 3, 4, 5

24. Из предложений 29 - 32 выпишите фразеологизмы.

  Ответ: гвоздём сидит, ходить из угла в угол

25. Среди предложений 14-17 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

  Ответ: 17

  Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22 - 25.

  В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

  Последовательность цифр запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26. Рассказывая о чувствах и переживаниях стареющего отца, А. П. Чехов с удивительным мастерством и психологической убедительностью выстраивает его внутренний монолог, используя при этом разнообразные языковые средства, среди которых такой троп, как (А) ... («как мороженое» в предложении 29, «точно в висок жалит меня пчела» в предложении 30), приём (Б) ... (предложение 37); лексическое средство (В) ... («не стал на ноги» в предложении 10, «на чужой стороне» в предложении 11) усиливает образность речи героев; использование синтаксического средства (Г) в предложениях 13, 21, 32, 33, 40) соответствует живой эмоциональной разговорной речи и позволяет автору более точно отобразить психологическое состояние героя.

  1) разговорная лексика

  2) метафора

  3) сравнение

  4) противопоставление

  5) ряд однородных членов предложения

  6) вопросительные предложения

  7) фразеологизм

  8) эпитет

  9) парцелляция

  Ответ: 3, 9, 7, 6

А

Б

В

Г





Часть 2

  Для ответа на это задание используйте бланк ответов № 2.

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его..

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответ:

Информация о тексте

Основные проблемы

Авторская позиция

1) Проблема отношения родителей и детей. (Почему дети, к которым было проявлено столько любви, внимания и заботы, вырастая, не замечают, как престарелые родители нуждаются в их поддержке?)

1) Дети должны проявлять внимание к стареющим родителям, заботиться о них и, если это нужно, помогать материально.

2) Проблема осознания отцом равнодушного отношения к его материальным трудностям дочери и сына. (Какие чувства испытывает страдающий отец? Что является причиной его внутренних переживаний?)

2) Отец страдает оттого, что дети не проявляют внимания к своим родителям, не заботятся о них, не замечают их материальных затруднений, а должны бы были предложить свою помощь. Правда, он отказался бы от неё, он страдает от недостатка их сострадания к себе.

3) Проблема истинной отцовской любви, позволяющей прощать своим детям отсутствие заботы о престарелых родителях. (Способны ли родители на склоне лет простить равнодушие, отсутствие помощи?)

3) Отец, страдая от недостатка заботы и помощи своих детей, тем не менее прощает им это, не позволяет поглотить себя негативным эмоциям по отношению к дочери и сыну - это проявление великой родительской любви и доброго сердца.