Русский язык 10 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2019

Итоговые тесты в формате ЕГЭ
Тест № 2

Часть 1

  Ответом к заданиям 1 - 26 является слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов. запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

  Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3.

  (1) Чай был для России довольно дорогим удовольствием - он стоил примерно в десять раз дороже, чем в Европе, поскольку доставлялся в Россию торговыми караванами, и путь от Пекина до Москвы занимал более года. (2) ... со временем увеличивается доля морских перевозок, заканчивается строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, и в конце 19 столетия начинается поистине триумфальное шествие чая по России. (3) Чай дешевеет, продаётся буквально на каждом углу, вводится в довольствие русской армии. (4) По всей стране открываются чайные, вырабатывается чайный этикет - появляется особый вид приглашения в гости «на чай»; такова история распространения чая в России.

  Ответ:



1. Укажите два предложения, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1) В середине XIX века чай был дорогим продуктом, поскольку доставлялся в Россию торговыми караванами.

  2) После строительства Транссибирской железнодорожной магистрали чай подешевел и начал продаваться буквально на каждом углу, хотя раньше был дорогим удовольствием: доставлялся в Москву в течение года.

  3) По всей стране в конце XIX века открываются чайные, вырабатывается чайный этикет - появляется особый вид приглашения в гости «на чай».

  4) Когда-то чай доставлялся в Россию торговыми караванами, его доставка занимала более года, именно столько времени требовалось, чтобы преодолеть путь от Пекина до Москвы.

  5) Так как раньше требовался целый год, чтобы доставить чай из Пекина в Москву, он стоил очень дорого, но построенная Транссибирская железнодорожная магистраль упростила доставку чая, и цена его стала более доступной для населения.

  Ответ: 2, 5

2. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот противительный союз.

  Ответ: однако, но

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова история. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвёртом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

  История, -и, ж.

  1) Действительность в её развитии, движении. Законы истории.

  2) Наука о развитии человеческого общества. История средних веков.

  3) Ход развития, движения чего-н. История болезни.

  4) Наука о развитии какой-н. области природы, знания. История театра.

  5) Прошлое, сохранившееся в памяти человечества. История умалчивает об этом.

6) Рассказ, повествование. Рассказывать разные истории.

  7) Происшествие, преимущ. неприятное, скандал. Попасть в историю.

  Ответ: 3

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Плодоносить

  оптОвый

  исчерпАть

  закУпорить

  прозорлИва

  Ответ: исчерпать

5. В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  Глинистая порода явственно сланцеватого сложения встречается в самых древних геологических отложениях.

  Устроившись на завод, он сразу же приступил к своим инженерским обязанностям.

  Шахтёры имели уныло заспанный вид и землистый цвет лица.

  На нас чуть не обрушилась каменистая глыба, но мы всё-таки в последний момент успели отбежать в сторону.

  Лесистая гора привлекла внимание туристов.

  Ответ: каменная

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

  Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за территорией нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового.

  Ответ: пределами

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  пара носков местные сторожа изобретший эту игру сто абитуриентам лягте

  Ответ: ста

8. Установите соответствия между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбика.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

B) нарушение в построении предложения

с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Прочитав очерк «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова, понимаешь, что насколько есть любовь, не имеющая границ, любовь, ради которой совершают даже убийство.

2) В пьесах Островского «Горячее сердце», «Гроза», «Снегурочка» созданы образы решительных и смелых героинь, но с трагической судьбой.

3) Островский предоставил широкому кругу читателей возможность увидеть жизнь русского купечества, полного внешнего благополучия, но представлявшего порой нелицеприятную картину.

4) Те, кто выросли в подобных условиях, либо подчиняются, как Тихон, либо только делают вид, что подчиняются.

5) По окончании написания пьесы «Гроза» через месяц в Костроме случилась похожая история с А. П. Клыковой.

6) Волга дала Островскому обильную пищу, указывает ему новые темы для драм и комедий и вдохновляет его на создание шедевров.

7) «Литературная экспедиция», предпринятая Островским в 1856 и 1857 гг., сильно повлияла на процесс создания пьесы «Гроза»: прототипом города Калинова служат такие приволжские города как Торжок, Тверь, Кинешма.

8) В пьесе «Грозе» Островского несколько конфликтов: социальный, бытовой и нравственный.

9) Все, кто читал «Бесприданницу», замечали, как по мере развития действия в драме нарастает несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся.

  Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д






   Ответ: 3, 1, 8, 4, 6

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

  1) зар...сли, прим...рение (сторон), оз...рённый

  2) пром...чить, попл...вок, несг...раемый

  3) омр...чать, г...ревать, пол...гаться

  4) поч...татель (таланта), зам...рев, неприк...саемый

  5) пок...сить (траву), изб...рательный, п...рила

  Ответ: 2, 4

10. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

  1) контр...гра, меж...нтервальный (диапазон), сверх...нтересный

  2) п...никнуть, из...гнул, пр...образ

  3) не...данный, не...жатый, чере...чур

  4) пр...бывать (на отдыхе), пр...твориться (спящим), пр...украсить

  5) неот...емлемый, суб...ект, интерв...ю

  Ответ: 1, 2, 3

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1) ливн...вый, горош...к

  2) погор...вать, ландыш...вый

  3) узорч...тый, расплывч...тый

  4) сирен...вый, застенч...вый

  5) горяч..., сгущ...нное (молоко)

  Ответ: 1, 2, 3

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1) наточ...шь, движ...шься

  2) зате...вший, засе...нный

  3) невид...мый, выгляд...шь

  4) подкол...шь, заброс...вший

  5) бор...шься, мел...шь

  Ответ: 2, 3, 5

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

  1) Для ночлега гуси выбирают ровный, (не) заросший камышом берег.

  2) (не) сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет лучшие свои качества перед лицом смерти.

  3) Мужество есть (не) что иное, как твёрдость в истине.

  4) В юности он жил в бедности и постоянно (не) доедал.

  5) После школы он (не) спеша шёл домой.

  Ответ: не доедал

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  (В)СЛЕДСТВИЕ усилениях холодов я завтра надену ТО(ЖЕ) пальто, что и вчера. Нужно иметь (В)ВИДУ, что эта идея ТАК(ЖЕ), как и предыдущая, может не понравиться начальству.

  (НА)ВСТРЕЧУ нам шёл Петров и улыбался, (НЕ)СМОТРЯ на то, что был сильно расстроен.

  (И)ТАК, этот таинственный миф существует (В)ТЕЧЕНИЕ многих тысячелетий. ЧТО(БЫ) ни происходило вокруг, он всё ТАК(ЖЕ) не утратил веры в человеческую доброту.

Ответ: навстречу несмотря

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Услужливый труже(1)к трактирного бизнеса, одетый в штопа(2)ую-перештопа(3)ую рубашку из холсти(4)ой ткани, предложил нам долгожда(5)ый ночлег в некраше(6)ой, но мастерски белё(7)ой комнатушке.

Ответ: 4, 5, 7

16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Жду не дождусь возвращения на Родину.

2) Бабушка встала ни свет ни заря и отправилась доить корову.

3) Дед сердечно жалел нищих да милостыню им не подавал.

  4) Ум передовые взгляды не только не ценятся в фамусовском обществе но и преследуются им.

5) Когда-то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество.

Ответ: 3, 5

17. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Невдалеке (1) печально чернеющая (2) виднеется промысловая избушка (3) припорошенная снегом (4) а (5) из проделанного в крыше (6) отверстия вырываются клубы дыма, и (7) подхваченные ветром (8) они тотчас же исчезают вдали.

Ответ: 1, 2, 3, 4, 7, 8

18. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Вощев (1) однако (2) стоял, с робостью наблюдая шествие этих неизвестных ему детей (3) словно (4) он стыдился, что пионеры (5) наверное(6) знают и чувствуют больше его.

Ответ: 1, 2, 3, 5, 6

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Однажды в Царском Селе (1) медвежонок сорвал цепь со столба (2) возле которого (3) была устроена его будка (4) и побежал в сад.

Ответ: 2, 4

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Так вот Маргарита говорила (1) что с жёлтыми цветами в руках она вышла в тот день (2) чтобы я наконец её нашёл (3) и (4) что (5) если бы этого не произошло (6) то она отравилась бы (7) потому что жизнь её пуста.

Ответ: 1, 2, 3, 6, 7

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Недавно расчищенная дорожка скоро вывела нас из липовой рощи; мы вошли в огород. (2) Между старыми яблонями и разросшимися кустами крыжовника пестрели круглые бледно-зелёные кочаны капусты; вдоль плетня качалась высокая крапива; в двух или трех местах кучами росли: татарская жимолость, бузина, шиповник — остатки прежних «клумб». (3) Дорожка повернула в сторону; из-за толстых ракит и берез глянул на нас старенький, серый домик с тесовой крышей и кривым крылечком. (4) Мы вошли в дом. (5) Из передней, заклеенной разными пестрыми картинами, завешенной клетками, вошли мы в небольшую комнатку - кабинет Радилова. (6) Потом прошли в гостиную, где на диване сидела матушка Радилова - старушка небольшого росту, в коричневом платье и белом чепце, с добреньким и худеньким лицом.

(7) - Давно вы пожаловали в нашу сторону? - спросила она слабым и тихим голосом, помаргивая глазами.

Ответ: 4, 6

  Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

- (1) Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе. (2) Вечером, когда мы пили чай, кухарка подала к столу полную тарелку крыжовнику. (3) Это был не купленный, а свой собственный крыжовник, собранный в первый раз с тех пор, как были посажены кусты. (4) Николай Иваныч засмеялся и минуту глядел на крыжовник, молча, со слезами, - он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который наконец получил свою любимую игрушку, и сказал:

- (5) Как вкусно!

(6) И он с жадностью ел и всё повторял:

- (7) Ах, как вкусно! (8) Ты попробуй!

(9) Было жёстко и кисло, но, как сказал Пушкин, «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман».

(10) Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой. (11) К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное, как, в сущности, много довольных, счастливых людей! (12) Какая это подавляющая сила! (13) Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... (14) Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился. (15) Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днём едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников, но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. (16) Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то вёдер выпито, столько-то детей

погибло от недоедания... (17) И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. (18) Это общий гипноз.

(19) Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. (20) Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, - и всё обстоит благополучно.

(21) Я уехал тогда от брата рано утром, и с тех пор для меня стало невыносимо бывать в городе. (22) Меня угнетают тишина и спокойствие, я боюсь смотреть на окна, так как для меня теперь нет более тяжёлого зрелища, как счастливое семейство, сидящее вокруг стола и пьющее чай. (23) Я уже стар и не гожусь для борьбы, я неспособен даже ненавидеть. (24) Я только скорблю душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать... (25) Ах, если б я был молод!

(26) Иван Иваныч прошелся в волнении из угла в угол и повторил:

- (27) Если б я был молод!

(28) Он вдруг подошел к Алёхину и стал пожимать ему то одну руку, то другую.

- (29) Павел Константиныч, - проговорил он умоляющим голосом, - не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! (30) Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! (31) Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. (32) Делайте добро!

(33) И всё это Иван Иваныч проговорил с жалкой, просящею улыбкой, как будто просил лично для себя. (ЗЗ)Потом все сидели в креслах, в разных концах гостиной, и молчали.

(По А. П. Чехову*.)

* Антон Павлович Чехов (1860 - 1904) - русский писатель, прозаик, драматург.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1) Николай Иванович наслаждался собственным крыжовником, потому что он был необыкновенно сладким.

  2) Николай Иванович был доволен своею судьбой, самим собой, потому что достиг цели в жизни, получил то, что хотел.

  3) Необходимо, чтобы кто-нибудь напоминал тем, кто сыт и счастлив, что есть несчастные и нельзя забывать о них, потому что, когда стрясётся беда, его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.

  4) Герой любил заглядывать в окна и смотреть на счастливые семейства, сидящие вокруг стола и пьющие чай.

  5) Иван Иванович считал, что человек не должен успокаиваться, давать усыплять себя, он должен видеть цель и смысл своей жизни в том, чтобы делать добро.

  Ответ: 2, 3, 5

23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

  1) В предложениях 10 и 13 представлено рассуждение.

  2) В предложении 10 подводится итог тому, о чём говорится в предложениях 2 - 9.

  3) В предложения 15 - 16 представлено рассуждение.

  4) В предложениях 21 - 23 представлено описание.

  5) В предложениях 29 - 32 представлено повествование.

  Ответ: 4, 5

24. Из предложений 23 - 27 выпишите фразеологизм.

  Ответ: горит голова

25. Среди предложений 1 - 8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при указательного местоимения и формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

  Ответ: 3

  Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22 - 25.

  В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

  Последовательность цифр запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26. Создавая свой рассказ «Крыжовник», А. П. Чехов хотел показать, как человек путём самообмана придаёт особую значимость тому, что на самом деле таковым не является. Писатель очень точен в своей речи, языковые средства, к которым он прибегает, помогают выразить основную мысль: необходимо делать добро в своей жизни. Это лексические средства (А) ... (предложение 3) и (Б) ... («покажет когти», «стрясётся беда» в предложении 19), которые способствуют более глубокому и полному пониманию и осмыслению идейно-художественного своеобразия произведения, как и троп (В) ... («любимую игрушку» в предложении 4, «возвышающий обман» в предложении 9, «довольного, счастливого человека» в предложении 19); а синтаксическое средство (Г) ... (в предложениях 7, 8, 11, 12, 29, 30, 32) помогает выразить сильное эмоциональное состояние героев.

  Список терминов:

  1) разговорная лексика

  2) метафора

  3) контекстные антонимы

  4) противопоставление

  5) ряд однородных членов предложения

  6) восклицательные предложения

  7) фразеологизм

  8) эпитет

  9) парцелляция

  Ответ: 3, 7, 8, 6

А

Б

В

Г





Для ответа на это задание используйте бланк ответов № 2.

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  Ответ:

Информация о тексте

Основные проблемы

Авторская позиция

1) Проблема равнодушного отношения к миру, к людям, которую порождает сытая самодостаточная жизнь. (Разве должен человек стремиться только к эгоистическому существованию и вести пассивный образ жизни?)

1) Человек не должен позволять себе равнодушного отношения к миру и людям и вести пассивный образ жизни. «Человеку нужно не три аршина земли; не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».

2) Проблема необходимости следовать в своей жизни высоким целям. (Достойной ли для человека ограничить себя, своё развитие только одной целью: вырастить в приобретённом собственном поместье крыжовник?)

2) Кислый крыжовник кажется герою сладким, как приземлённые его цели - создают иллюзию осмысленного и правильного жизненного пути, тогда как смысл человеческой жизни не в обретении личного счастья, а в стремлении делать добро.

3) Проблема деградации человека, которая связана с внутренней успокоенностью, в стремлении изолироваться в своём личном счастливом узком жизненном пространстве. (К чему приводит человека алчность, самолюбие, стремление лишь к приобретению, наживе?)

3) Надо, чтобы кто-нибудь постоянно напоминал людям, что есть несчастные, которые ждут нашего участия, и если мы будем равнодушны к ним, то и к нам в беде никто не придёт на помощь. Стремление только к приобретениям и наживе приводит к духовной нищете.