Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015


Вариант 9

I. Прочитайте слова:

взялась      красивее

досуг      начала

исчерпать     начав

зимовщик        начавшись

кренится        ободришься

Ответ:

взялАсь      красИвее

досУг      началА

исчЕрпать     начАв

зимОвщик        начАвшись

кренИтся        ободрИшься

II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:

воззвание <—    привлечь <—

перехват <—     гостиная (сущ.) <—

во-первых ч—    гостиная (прил.) <—

Ответ:

воззвание <— воззвать (суффиксальный)

перехват <— перехватить (бессуффиксный)

во-первых <— первый (приставочно-суффиксальный)

привлечь <— влечь (приставочный)

гостиная (сущ.) <— гостиная (прил.) (переход слова из прилагательного в существительное — субстантивация)

гостиная (прил.) <— гость (суффиксальный)

III. Определите выделенные слова как части речи.

Удивительно и трогательно соседство грачей и галок. Пойманную галку легко приручить. Плохо наше дело. Зрелище, которое я увидел, было чудесно. Радостно встречают весною галки своих друзей. Начало лета холодно и дождливо. В самом начале весны сова стала вести себя беспокойно, громко кричала по ночам. Дупло было полно запасов на зиму. Неподвижно стоящего в лесу лося трудно увидеть. Появление медведя было неожиданно.

(По И. Соколову Микитову)

Ответ:

Удивительно (краткое прилагательное) и трогательно (краткое прилагательное) соседство грачей и галок. Пойманную галку легко (наречие) приручить. Плохо (краткое прилагательное) наше дело. Зрелище, которое я увидел, было чудесно (краткое прилагательное). Радостно (наречие) встречают весною галки своих друзей. Начало лета холодно (краткое прилагательное) и дождливо (краткое прилагательное). В самом начале весны сова стала вести себя беспокойно (наречие), громко (наречие) кричала по ночам. Дупло было полно (краткое прилагательное) запасов на зиму. Неподвижно (наречие) стоящего в лесу лося трудно (наречие) увидеть. Появление медведя было неожиданно (краткое прилагательное).

IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.

неприязнь к соседям —   был сдержан —

не шутя влюблён —    сидел и смотрел —

играли не мы —    так испугать —

нераспустившаяся сирень —  именно он —

абсолютно не интересный —  ночного сторожа —

Ответ:

неприязнь к соседям — управление

не шутя влюблен — примыкание

играли не мы — не словосочетание (основа предложения: сказуемое и подлежащее)

нераспустившаяся сирень — согласование

абсолютно не интересный — примыкание

был сдержан — не словосочетание (составное именное сказуемое)

сидел и смотрел — не словосочетание (однородные сказуемые) так испугать — примыкание

именно он — не словосочетание (частица и местоимение) ночного сторожа — согласование

V. Определите типы придаточных (расставьте знаки препинания).

1) Как он ни отворачивался от возникавших воспоминаний вполне заглушить он их не мог.

2) То был прадедовский чернозёмный сад какого не увидишь по эту сторону Москвы.

3) Проходя мимо любимого моего ясеня со статуйкой мадонны мы присели на скамью чтобы полюбоваться видом.

4) Нежданову всё что он видел казалось смешным и даже занимательным.

5) Сипягин предупредил жену что привезёт с собой учителя для сына.

(По И. Тургеневу)

Ответ:

1) Как он ни отворачивался от возникавших воспоминаний, вполне заглушить он их не мог. (придаточное уступки)

2) То был прадедовский чернозёмный сад, какого не увидишь по эту сторону Москвы, (придаточное определительное)

3) Проходя мимо любимого моего ясеня со статуйкой мадонны, мы присели на скамью, чтобы полюбоваться видом, (придаточное цели)

4) Нежданову всё, что он видел, казалось смешным и даже занимательным. (придаточное местоимённо-определительное)

5) Сипягин предупредил жену, что привезёт с собой учителя для сына, (придаточное изъяснительное)

VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

выр_внялись      расположе(н,нн)ый

закопчё(н,нн)ый     (до) верху

часов_нка        (зеленовато) серый

па(с,сс)ажир    ц_стерна

восем(?)десят    точь (в) точь

Ответ:

выровнялись расположенный

закопчённый    доверху

часовенка        зеленовато-серый

пассажир     цистерна

восемьдесят    точь-в-точь

VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

1) Мы всегда должны помогать и поддерживать одиноких людей.

2) Гранин призывает нас быть чуткими и внимательными к людям, которые остались один.

3) Автор предлагает нам порассуждать над проблемой одиночества.

4) Я согласна с автором в том, что нельзя принимать и спокойно относиться к тому, что люди безразличны к страданиям окружающих.

5) Проблема, поставленная в этом тексте, касается каждого человека любого времени.

Ответ:

1) Мы всегда должны помогать одиноким людям и поддерживать их.

2) Гранин призывает нас быть чуткими и внимательными к людям, которые остались в одиночестве.

3) Автор предлагает нам поразмышлять над проблемой одиночества.

4) Я согласна с автором в том, что нельзя спокойно относиться к ситуации, когда люди безразличны к страданиям окружающих.

5) Проблема, поставленная в этом тексте, касается каждого человека во все времена.