Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015


Вариант 10

I. Прочитайте слова:

бралась        значимость

включишь        проживший

ворвалась        средствами

гналась      сверлишь

звонишь        красивейший

Ответ:

бралАсь     ЗНАЧИМОСТЬ

включИшь     прожИвший

ворвалАсь     срЕдствами

гналАсь      сверлИшь

звонИшь     красИвейший

II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:

поклон <—     впустую <—

удивительно <—       переосмыслить <—

удивительный <—    госзаказ <—

Ответ:

поклон <— поклониться (бессуффиксный)

удивительно <— удивительный (суффиксальный)

удивительный <— удивить (суффиксальный)

впустую <— пустой (приставочно-суффиксальный)

переосмыслить <— осмыслить (приставочный)

госзаказ <— государственный, заказ (сложение)

III. Определите выделенные слова как части речи.

Каждую ночь волки подходили ближе. Больше мы не видели нашего кукушонка. В походах лето жарче и стужа холодней. Ночь осенняя черней во́рона. Голодный птенец пищал всё громче и жалобнее. Далее сон-трава растёт уже с цветком, поднимая его выше и выше. Маленькие речки и лесные ручьи мне милее широких и многоводных рек. Ярче и ярче над опушкою голого леса разгорается рассвет. С каждым годом всё меньше и меньше встречаешь в лесу птиц и зверей.

(По И. Соколову-Микитпову)

Ответ:

Каждую ночь волки подходили ближе (наречие в сравнительной степени). Больше (наречие в сравнительной степени) мы не видели нашего кукушонка. В походах лето жарче (имя прилагательное в сравнительной степени) и стужа холодней (имя прилагательное в сравнительной степени). Ночь осенняя черней (имя прилагательное в сравнительной степени) ворона. Голодный птенец пищал всё громче (наречие в сравнительной степени) и жалобнее (наречие в сравнительной степени). Далее сон-трава растёт уже с цветком, поднимая его выше (наречие в сравнительной степени) и выше (наречие в сравнительной степени). Маленькие речки и лесные ручьи мне милее (имя прилагательное в сравнительной степени) широких и многоводных рек. Ярче (наречие в сравнительной степени) и ярче (наречие в сравнительной степени) над опушкою голого леса разгорается рассвет. С каждым годом всё меньше (наречие в сравнительной степени) и меньше (наречие в сравнительной степени) встречаешь в лесу птиц и зверей.

IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.

идти незачем —    никакой горечи —

внезапно услышанный —   решить задачу —

вследствие дождя —    немного сделал —

весьма уравновешенный —  ушла на дежурство —

не слышно ни слова —        продолжат говорить —

Ответ:

идти незачем — примыкание

внезапно услышанный — примыкание

вследствие дождя — не словосочетание (предлог и существительное)

весьма уравновешенный — примыкание

не слышно ни слова — управление

никакой горечи — согласование

решить задачу — управление

немного сделал — примыкание

ушла на дежурство — управление

продолжат говорить — не словосочетание (составное глагольное сказуемое)

V. Определите типы придаточных (расставьте знаки препинания).

1) Если Джеку кидали в речку палку он бросался за ней плыл потом брал в зубы и возвращался на берег.

2) Когда Джек вовсе постарел и не мог разыскивать дичь его сменила другая охотничья собака.

3) Только одного Джека утка сразу невзлюбила потому что он гонялся за ней по болоту.

4) Речка в том месте где мы купались была у берега мелкая.

5) К Джеку мы очень привыкли не расставались с ним целые дни всё мечтали о том когда же настанет август время охоты.

(По Г. Скребицкому)

Ответ:

1) Если Джеку кидали в речку палку, он бросался за ней, плыл, потом брал в зубы и возвращался на берег, (придаточное условия)

2) Когда Джек вовсе постарел и не мог разыскивать дичь, его сменила другая охотничья собака, (придаточное времени)

3) Только одного Джека утка сразу невзлюбила, потому что он гонялся за ней по болоту, (придаточное причины)

4) Речка в том месте, где мы купались, была у берега мелкая, (придаточное определительное)

5) К Джеку мы очень привыкли, не расставались с ним целые дни, всё мечтали о том, когда же настанет август — время охоты, (придаточное изъяснительное)

VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

гост_при_мный дом       пр_ост_новились

(по) птичьи     иметь (в) виду

без_скус(?)ный    (до) отказа

асфальтирова(н,нн)ый   трава обв_вала кусты

созда(н,нн)ый        дот_щившись до реч_нки

Ответ:

гостеприимный дом приостановились

по-птичьи     иметь в виду

безыскусный    до отказа

асфальтированный    трава обвивала кусты

созданный        дотащившись до речонки

VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

1) Этот термин (обломовщина) звучит из уст Штольца.

2) Гончаров довольно подробно описывает биографию Штольца.

3) Таким он и оставался по жизни.

4) Обломов, привыкший к размеренной, спокойной жизни, меняет координально её устрой.

5) Некоторые люди способны настолько преодолеть внешние влияния жизни, что перестают их замечать.

Ответ:

1) Это слово (обломовщина) впервые употребляет Штольц.

2) Гончаров довольно подробно описывает жизнь Штольца.

3) Таким он и оставался всю жизнь/в течение жизни.

4) Обломов, привыкший к размеренной, спокойной жизни, кардинально меняет её устройство.

5) Некоторые люди способны настолько преодолеть внешнее влияние жизни, что перестают его замечать.