Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015
Вариант 15
I. Прочитайте слова:
затемно поручни
снята некролог
облилась средства
ободрить послала
поняв окружит
Ответ:
зАтемно пОручни
снятА некролОг
облилАсь срЕдства
ободрИть послАла
понЯв окружИт
II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:
разлив (дееприч.) <— разлив (сущ.) <—
сберечь <— столовая (сущ.) <—
разъяснять <— столовая (прил.) <—
Ответ:
разлив (дееприч.) <— разлить (суффиксальный)
сберечь <— беречь (приставочный)
разъяснять <— ясный (приставочно-суффиксальный)
разлив (сущ.) <— разливать (бессуффиксный)
столовая (сущ.) <— столовая (прил.) (переход слова из прилагательного в существительное — субстантивация)
столовая (прил.) <— стол (суффиксальный)
III. Определите разряды местоимений.
Что, этот, какой-то, с ним, которого, некого, иной, себя, сколько, кое-кем, столько, весь, нашего, кое у кого, чьего, собой, каждого, около них, другой, ни от чего.
Ответ:
Что (вопросительно-относительное), этот (указательное), какой-то (неопределённое), с ним (личное), которого (вопросительно-относительное), некого (отрицательное), иной (определительное), себя (возвратное), сколько (вопросительно-относительное), кое-кем (неопределённое), столько (указательное), весь (определительное), нашего (притяжательное), кое у кого (неопределённое), чьего (вопросительно-относительное), собой (возвратное), каждого (определительное), около них (личное), другой (определительное), ни от чего (отрицательное).
IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.
поспела черника — подобные случаи —
навстречу ветру — увидел неподалёку —
не видно моря — работал над книгой —
используется суффикс — потребовал объяснить —
широкие реки — на низеньком крылечке —
Ответ:
поспела черника — не словосочетание (основа предложения: сказуемое и подлежащее)
навстречу ветру — не словосочетание (предлог и существительное)
не видно моря — управление
используется суффикс — не словосочетание (основа предложения: сказуемое и подлежащее)
широкие реки — согласование
подобные случаи — согласование
увидел неподалёку — примыкание
работал над книгой — управление
потребовал объяснить — примыкание
на низеньком крылечке — согласование
V. Определите типы придаточных (расставьте знаки препинания).
1) Пробираясь ощупью в темноте я залез в такой бурелом из которого и днём-то не скоро выберешься.
2) Чтобы не простудиться я вскочил и начал топтаться на месте но в это время увидел свет между деревьями.
3) Мне грезилось что где-то далеко между деревьями мелькает огонь.
4) Вскоре я подошёл настолько близко к огню что мог рассмотреть всё около него.
5) Как бы ни был мал дождь в лесу он всегда вымочит до последней нитки.
(По В. Арсеньеву)
Ответ:
1) Пробираясь ощупью в темноте, я залез в такой бурелом, из которого и днём-то не скоро выберешься, (придаточное определительное)
2) Чтобы не простудиться, я вскочил и начал топтаться на месте, но в это время увидел свет между деревьями, (придаточное цели)
3) Мне грезилось, что где-то далеко между деревьями мелькает огонь, (придаточное изъяснительное)
4) Вскоре я подошёл настолько близко к огню, что мог рассмотреть всё около него, (придаточное меры и степени)
5) Как бы ни был мал дождь в лесу, он всегда вымочит до последней нитки, (придаточное уступки)
VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:
переш_птывания серебря(н,нн)ый
(на) утро (нар.) нян(?)читься, нян(?)ка
печё(н,нн)ая в золе картошка (по) дружески
как (будто) незва(н,нн)ый гость
ветре(н,нн)ый безопас(?)ный
Ответ:
перешёптывания серебряный
наутро (нар.) нянчиться, нянька
печённая в золе картошка по-дружески
как будто незваный гость
ветреный безопасный
VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.
1) Г. Бакланов считает, что все великие книги созданы авторами, испытывающими любовь и сострадание к людям, заставляющими сочувствовать и сострадать читателя.
2) Проблема данного текста в несправедливости жизни, в разительном контрасте роскоши и нищеты.
3) Автор выражает свою позицию через изображение чувств мальчиков.
4) Дети ещё совсем маленькие, но понимают и пытаются помочь тем, кому они видят, что помощь нужна.
5) Основной трудностью для мальчиков является столкновение вживую их бедной жизни с миром достатка.
Ответ:
1) Г. Бакланов считает, что все великие книги созданы авторами, испытывающими любовь и сострадание к людям, заставляющими читателя сочувствовать окружающим. / Г. Бакланов считает, что авторы всех великих книг испытывают любовь и сострадание к людям и заставляют читателя сочувствовать и сострадать окружающим.
2) Проблема, поднимаемая в данном тексте, — это проблема несправедливости жизни, проявляющейся в разительном контрасте между роскошью и нищетой.
3) Автор выражает свою позицию, изображая чувства мальчиков.
4) Дети ещё совсем маленькие, но понимают, что нужно помочь тем, кому помощь необходима/и пытаются сделать это.
5) Основной трудностью для героев, живущих в бедности, является их столкновение с миром достатка.