Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015


Вариант 15

I. Прочитайте слова:

затемно      поручни

снята      некролог

облилась     средства

ободрить     послала

поняв      окружит

Ответ:

зАтемно      пОручни

снятА      некролОг

облилАсь     срЕдства

ободрИть     послАла

понЯв      окружИт

II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:

разлив (дееприч.) <—    разлив (сущ.) <—

сберечь <—     столовая (сущ.) <—

разъяснять <—    столовая (прил.) <—

Ответ:

разлив (дееприч.) <— разлить (суффиксальный)

сберечь <— беречь (приставочный)

разъяснять <— ясный (приставочно-суффиксальный)

разлив (сущ.) <— разливать (бессуффиксный)

столовая (сущ.) <— столовая (прил.) (переход слова из прилагательного в существительное — субстантивация)

столовая (прил.) <— стол (суффиксальный)

III. Определите разряды местоимений.

Что, этот, какой-то, с ним, которого, некого, иной, себя, сколько, кое-кем, столько, весь, нашего, кое у кого, чьего, собой, каждого, около них, другой, ни от чего.

Ответ:

Что (вопросительно-относительное), этот (указательное), какой-то (неопределённое), с ним (личное), которого (вопросительно-относительное), некого (отрицательное), иной (определительное), себя (возвратное), сколько (вопросительно-относительное), кое-кем (неопределённое), столько (указательное), весь (определительное), нашего (притяжательное), кое у кого (неопределённое), чьего (вопросительно-относительное), собой (возвратное), каждого (определительное), около них (личное), другой (определительное), ни от чего (отрицательное).

IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.

поспела черника —    подобные случаи —

навстречу ветру —    увидел неподалёку —

не видно моря —     работал над книгой —

используется суффикс —        потребовал объяснить —

широкие реки —    на низеньком крылечке —

Ответ:

поспела черника — не словосочетание (основа предложения: сказуемое и подлежащее)

навстречу ветру — не словосочетание (предлог и существительное)

не видно моря — управление

используется суффикс — не словосочетание (основа предложения: сказуемое и подлежащее)

широкие реки — согласование

подобные случаи — согласование

увидел неподалёку — примыкание

работал над книгой — управление

потребовал объяснить — примыкание

на низеньком крылечке — согласование

V. Определите типы придаточных (расставьте знаки препинания).

1) Пробираясь ощупью в темноте я залез в такой бурелом из которого и днём-то не скоро выберешься.

2) Чтобы не простудиться я вскочил и начал топтаться на месте но в это время увидел свет между деревьями.

3) Мне грезилось что где-то далеко между деревьями мелькает огонь.

4) Вскоре я подошёл настолько близко к огню что мог рассмотреть всё около него.

5) Как бы ни был мал дождь в лесу он всегда вымочит до последней нитки.

(По В. Арсеньеву)

Ответ:

1) Пробираясь ощупью в темноте, я залез в такой бурелом, из которого и днём-то не скоро выберешься, (придаточное определительное)

2) Чтобы не простудиться, я вскочил и начал топтаться на месте, но в это время увидел свет между деревьями, (придаточное цели)

3) Мне грезилось, что где-то далеко между деревьями мелькает огонь, (придаточное изъяснительное)

4) Вскоре я подошёл настолько близко к огню, что мог рассмотреть всё около него, (придаточное меры и степени)

5) Как бы ни был мал дождь в лесу, он всегда вымочит до последней нитки, (придаточное уступки)

VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

переш_птывания       серебря(н,нн)ый

(на) утро (нар.)    нян(?)читься, нян(?)ка

печё(н,нн)ая в золе картошка  (по) дружески

как (будто)       незва(н,нн)ый гость

ветре(н,нн)ый    безопас(?)ный

Ответ:

перешёптывания серебряный

наутро (нар.)    нянчиться, нянька

печённая в золе картошка  по-дружески

как будто     незваный гость

ветреный        безопасный

VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

1) Г. Бакланов считает, что все великие книги созданы авторами, испытывающими любовь и сострадание к людям, заставляющими сочувствовать и сострадать читателя.

2) Проблема данного текста в несправедливости жизни, в разительном контрасте роскоши и нищеты.

3) Автор выражает свою позицию через изображение чувств мальчиков.

4) Дети ещё совсем маленькие, но понимают и пытаются помочь тем, кому они видят, что помощь нужна.

5) Основной трудностью для мальчиков является столкновение вживую их бедной жизни с миром достатка.

Ответ:

1) Г. Бакланов считает, что все великие книги созданы авторами, испытывающими любовь и сострадание к людям, заставляющими читателя сочувствовать окружающим. / Г. Бакланов считает, что авторы всех великих книг испытывают любовь и сострадание к людям и заставляют читателя сочувствовать и сострадать окружающим.

2) Проблема, поднимаемая в данном тексте, — это проблема несправедливости жизни, проявляющейся в разительном контрасте между роскошью и нищетой.

3) Автор выражает свою позицию, изображая чувства мальчиков.

4) Дети ещё совсем маленькие, но понимают, что нужно помочь тем, кому помощь необходима/и пытаются сделать это.

5) Основной трудностью для героев, живущих в бедности, является их столкновение с миром достатка.