Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015


Вариант 16

I. Прочитайте слова:

каталог      свекла

досуха      убрала

наверх      центнер

партер      черпать

кровоточащий    шарфы

Ответ:

каталОг      свЁкла

дОсуха      убралА

навЕрх      цЕнтнер

партЕр      чЕрпать

кровоточАщий    шАрфы

II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:

терпеливый <—        многоточие        <—

беззвёздный <—     разрыв <—

проверил <—       размышляющий <—

Ответ:

терпеливый <— терпеть (суффиксальный)

беззвёздный <— звезда (приставочно-суффиксальный)

проверил (проверить) <— верить (приставочный)

многоточие <— много, точка (сложение с суффиксацией)

разрыв <— разрывать (бессуффиксный)

размышляющий <— размышлять (суффиксальный)

III. Определите слова как части речи.

Туда, здесь, кто, тогда, везде, себе, никому, никогда, ни перед чем, нипочём, несколько, любого, всюду, все, где, кому-нибудь, куда-нибудь, кое с чем, кое-как, незачем.

Ответ:

Туда (наречие), здесь (наречие), кто (местоимение вопросительно-относительное), тогда (наречие), везде (наречие), себе (местоимение возвратное), никому (местоимение отрицательное), никогда (наречие), ни перед чем (местоимение отрицательное), нипочём (наречие), несколько (местоимение неопределённое), любого (местоимение определительное), всюду (наречие), все (местоимение определительное), где (наречие), кому-нибудь (местоимение неопределённое), куда-нибудь (наречие), кое с чем (местоимение неопределённое), кое-как (наречие), незачем (наречие).

IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.

что за чудо —        продолжал созерцать —

умолял не говорить —   с их родными —

подняв котёнка —    в течение недели —

из обыкновенного брезента —  однажды встретились —

совсем недавно —    сделал немало —

Ответ:

что за чудо — не словосочетание (частица и существительное)

умолял не говорить — примыкание

подняв котёнка — управление

из обыкновенного брезента — согласование

совсем недавно — примыкание

продолжал созерцать — не словосочетание (составное глагольное сказуемое)

с их родными — примыкание

в течение недели — не словосочетание (предлог и существительное)

однажды встретились — примыкание

сделал немало — примыкание

V. Определите типы придаточных (расставьте знаки препинания).

1) Теперь я стал прилаживаться так читать чтобы не поднимая головы можно было наблюдать порог.

2) Всё что называется комнатной дрессировкой я проделал с моей собакой почти что в один день.

3) Ромка так жалобно воет что у меня сжимается сердце.

4) Когда мы вернулись домой то оставили калитку к нам на двор открытой.

5) Чем дольше стоял щенок Ромка перед замершим кирпичом тем ему становилось опасней и страшней.

(По М. Пришвину)

Ответ:

1) Теперь я стал прилаживаться так читать, чтобы, не поднимая головы, можно было наблюдать порог, (придаточное образа действия)

2) Всё, что называется комнатной дрессировкой, я проделал с моей собакой почти что в один день, (придаточное местоимённо-определительное)

3) Ромка так жалобно воет, что у меня сжимается сердце, (придаточное меры и степени)

4) Когда мы вернулись домой, то оставили калитку к нам на двор открытой. (придаточное времени)

5) Чем дольше стоял щенок Ромка перед замёршим кирпичом, тем ему становилось опасней и страшней, (придаточное сравнительное)

VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

ра(с,сс)читывать     (н_) когда (н_) вида(н,нн)ые

ра(с,сс)чёт     (н_) кого (н_) к_сают(?)ся

(в) ра(с,сс)ыпную    (н_) кто иной, как ра(с,сс)каз_ик

(из) за      (на) половину и(с,сс)охшая

(н_) бывало (н_) разу   (на) распашку

Ответ:

рассчитывать

расчёт

врассыпную

из-за

не бывало ни разу

никогда не виданные

никого не касаются

не кто иной, как рассказчик

наполовину иссохшая

нараспашку

VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

1) Грибоедов описал Молчалина и Чацкого, один из которых был готов подстраиваться под богатых и таким образом продвигаться в жизни, а другой не мог даже идти на службу, так как ему «прислуживаться тошно».

2) В противопоставление Чацкому можно привести Молчалина.

3) Грибоедов в «Горе от ума» описывает вполне неоднозначно оцениваемого героя — Молчалина.

4) От отца Молчалин уяснил, что прислужить можно даже собаке: возможно, она потом пригодится.

5) В противоположность можно вспомнить Чацкого, который не хочет подлаживаться под фамусовскую Москву.

Ответ:

1) Героями пьесы Грибоедова являются Молчалин и Чацкий, один из которых был готов угождать всем и таким образом делать карьеру, а другой не хотел служить, так как ему было «прислуживаться тошно».

2) Антиподом Чацкого является Молчалин.

3) В «Горе от ума» Грибоедов создаёт неоднозначного героя — Молчалина.

4) Отец с детства внушил Молчалину, что угождать нужно всем, даже собаке.

5) В качестве противоположного примера можно вспомнить Чацкого, который не хочет никому угождать.