Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015


Вариант 17

I. Прочитайте слова:

завидно      аэропорты

жалюзи       вероисповедание

еретик      щёлкать

гнала      портфель

бороду      диспансер

Ответ:

завИдно аэропОрты

жалюзИ       вероисповЕдание

еретИк      щЁлкать

гналА      портфЕль

бОроду      диспансЕр

II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:

рассмотрение <—    прилечу <—

издалека <—     будущее (сущ.) <—

смена <—     будущий (прич.) <—

Ответ:

рассмотрение <— рассмотреть (суффиксальный)

издалека <— далёкий (приставочно-суффиксальный)

смена <— сменить (бессуффиксный)

прилечу (прилететь) <— лететь (приставочный)

будущее (сущ.) <— будущее (прич.) (переход слова из причастия в существительное — субстантивация)

будущий (прич.) <— быть (буду) (суффиксальный)

III. Определите выделенные слова как части речи (вставьте пропущенные буквы).

Дитя капризно и избалова_о, изба лова_а бабушкой, вскочил испуга_о, беглецы испуга_ы и растеря_ы, время потеря_о, взглянул обречё_о, раненые обрече_ы, защищался отчая_о, девочка образова_а и умна, озеро образова_о искусстве_о, погода тума_а и безветре_а, глядел растеря_о и печально, смотрит сосредоточе_о, войско сосредоточе_о на равнине, лицо сосредоточе_о и серьёзно, вчера было ветре_о, утро ветре_о.

Ответ:

Дитя капризно и избалованно (краткое прилагательное), избалована (краткое причастие) бабушкой, вскочил испуганно (наречие), беглецы испуганны (краткое прилагательное) и растерянны (краткое прилагательное), время потеряно (краткое причастие), взглянул обречённо (наречие), раненые обречены (краткое причастие), защищался отчаянно (наречие), девочка образованна (краткое прилагательное) и умна, озеро образовано (краткое причастие) искусственно (наречие), погода туманна (краткое прилагательное) и безветренна (краткое прилагательное), глядел растерянно (наречие) и печально, смотрит сосредоточенно (наречие), войско сосредоточено (краткое причастие) на равнине, лицо сосредоточенно (краткое прилагательное) и серьёзно, вчера было ветрено (наречие), утро ветрено (краткое прилагательное).

IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.

с начала года —    успели уехать —

нелегко описать —    были грязными —

с её подругами —    шубы и шапки —

висевшую на стене —    тёплым дыханием —

уговорили сделать —    все отступили —

Ответ:

с начала года — управление

нелегко описать — примыкание

с её подругами — примыкание

висевшую на стене — управление

уговорили сделать — примыкание

успели уехать — не словосочетание (составное глагольное сказуемое)

были грязными — не словосочетание (составное именное сказуемое)

шубы и шапки — не словосочетание (однородные члены предложения)

тёплым дыханием — согласование

все отступили — не словосочетание (основа предложения: подлежащее и сказуемое)

V. Определите типы придаточных (расставьте знаки препинания).

1) Услышав что по тайге кто-то идёт Мурзин спрятался за дерево.

2) Я опустил в воду руку чтобы узнать направление.

3) Горы которые я теперь увидел показались мне незнакомыми.

4) Когда идёшь по тайге днём то обходишь кусты и заросли.

5) Там где тропа терялась я садился на землю.

(По В. Арсеньеву)

Ответ:

1) Услышав, что по тайге кто-то идёт, Мурзин спрятался за дерево, (придаточное изъяснительное)

2) Я опустил в воду руку, чтобы узнать направление, (придаточное цели)

3) Горы, которые я теперь увидел, показались мне незнакомыми, (придаточное определительное)

4) Когда идёшь по тайге днём, то обходишь кусты и заросли, (придаточное времени)

5) Там, где тропа терялась, я садился на землю, (придаточное места)

VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

(не) обыкнове(н,нн)ый р_сток

(не) отрывно смотр_т

брос_лся (на) утёк

(не) перест_вала думать

(не) подозр_вающего о её тайнах

(во) очию

б_(л,лл)_тень

(н_) кому (н_) извесная гости(н,нн)ица

(пунцово) красные лист(?)я

вы_ти (за) муж(?)

Ответ:

необыкновенный росток

неотрывно смотрит

не переставала думать

не подозревающего о её тайнах

пунцово-красные листья

бюллетень

бросился наутёк

воочию

никому не известная гостиница

выйти замуж

VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

1) Почему в современном обществе с совсем неплохой образовательной базой книга в жизни людей отходит всё более на задний план?

2) Это нельзя не заметить, сравнив общий культурный уровень населения нашей страны.

3) Пушкин описывает чтение Татьяны Лариной, которая любила читать романтические романы, из которых она почерпнула неверные представления о жизни.

4) В роли массовой культуры выступает телевидение, а в роли настоящей выступает книга.

5) По тому, что читает человек и читает ли вообще, можно о нём понять.

Ответ:

1) Почему в современном, образованном обществе люди читают всё меньше и меньше?

2) Этого нельзя не заметить, оценив общий культурный уровень населения нашей страны.

3) Пушкин описывает Татьяну Ларину, любившую читать романтические книги, на основании которых у неё сформировались представления о жизни.

4) Массовую культуру олицетворяет собой телевидение, а настоящую — книга.

5) По тому, что читает человек и читает ли вообще, можно многое о нём узнать.