Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015
Вариант 1
I. Прочитайте слова:
агент свекла
жалюзи таможня
завидно черпать
партер шарфы
рвала щемит
Ответ:
агЕнт свЁкла
жалюзИ тамОжня
завИдно чЕрпать
партЕр шАрфы
рвалА щемИт
II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:
образованный <— отбор <—
сбоку <— паровозный <—
посмотрел <— паровозоремонтный <—
Ответ:
образованный <— образовать (суффиксальный)
сбоку <— бок (приставочно-суффиксальный)
посмотрел (посмотреть) <— смотреть (приставочный)
отбор <— отобрать (бессуффиксный)
паровозный <— паровоз (суффиксальный)
паровозоремонтный <— паровоз, ремонт (сложение с суффиксацией1)
III. Определите слова как части речи; у местоимений укажите разряд по значению.
Мой, по-моему, некогда, к кому-нибудь, всякий, никуда, её, некоторый, себя, некто, ваш, ниоткуда, ни от кого, кое для чего, свой, никак, по-своему, со мной, кое-какой, где-то.
Ответ:
Мой (местоимение притяжательное), по-моему (наречие), некогда (наречие), к кому-нибудь (местоимение неопределённое), всякий (местоимение определительное), никуда (наречие), её (местоимение личное/притяжательное2), некоторый (местоимение неопределённое), себя (местоимение возвратное), некто (местоимение неопределённое), ваш (местоимение притяжательное), ниоткуда (наречие), ни от кого (местоимение отрицательное), кое для чего (местоимение неопределённое), свой (местоимение притяжательное), никак (наречие), по-своему (наречие), со мной (местоимение личное), кое-какой (местоимение неопределённое), где-то (наречие).
1 На экзамене в таких случаях способ образования определяют как сложение.
2 Местоимения его, её, их в зависимости от контекста могут быть как личными, так и притяжательными, ср.: увидел его (кого? — личное), увидел его дом (чей? — притяжательное); знает её (кого? — личное), знает её друзей (чьих? — притяжательное); встретил их (кого? — личное), встретил их соседей (чьих? — притяжательное).
IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.
мокрый снег — её адрес —
рано вечереет — смог встретиться —
зеленеет трава — прикоснувшись к рукаву —
выпал из окна — даже не похвалила —
увидел её — дерзкого мальчика —
Ответ:
мокрый снег — согласование
рано вечереет — примыкание
зеленеет трава — не словосочетание (основа предложения: сказуемое и подлежащее)
выпал из окна — управление
увидел её — управление
её адрес — примыкание
смог встретиться — не словосочетание (составное глагольное сказуемое)
прикоснувшись к рукаву — управление
даже не похвалила — не словосочетание (частицы и глагол)
дерзкого мальчика — согласование
V. Определите типы придаточных (расставьте знаки препинания).
1) В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время когда он начал писать свои первые прелестные сказки.
2) Казалось что собор выстроен не из камня а из разнообразно и бледно окрашенных воздушных масс.
3) Если бы можно было прислушаться к бормотанию незнакомца то мы бы услышали стихи.
4) Когда по каналу проходил корабль пушки стреляли холостыми зарядами.
5) Чем удивительнее явление тем труднее рассказать о нём нашими помертвелыми словами.
(По К. Паустовскому)
Ответ:
1) В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время, когда он начал писать свои первые прелестные сказки, (придаточное определительное)
2) Казалось, что собор выстроен не из камня, а из разнообразно и бледно окрашенных воздушных масс, (придаточное изъяснительное)
3) Если бы можно было прислушаться к бормотанию незнакомца, то мы бы услышали стихи, (придаточное условия)
4) Когда по каналу проходил корабль, пушки стреляли холостыми зарядами. (придаточное времени)
5) Чем удивительнее явление, тем труднее рассказать о нём нашими помертвелыми словами, (придаточное сравнительное)
VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:
ш_л (не) спеша по моще(н,нн)ой дорожке
коротко стриже(н,нн)ые волосы
поражё(н,нн)ый увиде(н,нн)ым
(н_) чем (н_) заполне(н,нн)ый мешок
(не) проше(н,нн)ые слезы
(бело) мраморные коло(н,нн)ы
(мраморно) белый зал
(в) дребезги
в три часа (по) полудн_
девятиба(л,лл)ьный
Ответ:
шёл не спеша по мощёной дорожке
коротко стриженные волосы
поражённый увиденным
ничем не заполненный мешок
непрошеные слёзы
беломраморные колонны
мраморно-белый зал
вдребезги
в три часа пополудни
девятибалльный
VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.
1) Именно эту проблему затрагивает автор этого текста.
2) И действительно, у людей существует две позиции.
3) В пример можно привести...
4) Данный текст написан по Куприну.
5) Мы видим позицию автора через слова одного мужчины, пассажира трамвая.
Ответ:
1) Именно эту проблему затрагивает автор текста.
2) И действительно, по поводу этой проблемы существует две позиции.
3) В качестве примера можно привести... / Например, можно упомянуть (назвать, вспомнить) ...
4) Данный текст написан Куприным. / В тексте Куприна...
5) Мы видим позицию автора в словах одного из героев, пассажира трамвая. / Позиция автора выражена в словах одного из героев, пассажира трамвая.