Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015


Вариант 1

I. Прочитайте слова:

агент      свекла

жалюзи      таможня

завидно      черпать

партер      шарфы

рвала      щемит

Ответ:

агЕнт      свЁкла

жалюзИ      тамОжня

завИдно     чЕрпать

партЕр      шАрфы

рвалА      щемИт

II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:

образованный <—    отбор <—

сбоку <—        паровозный <—

посмотрел <—      паровозоремонтный <—

Ответ:

образованный <— образовать (суффиксальный)

сбоку <— бок (приставочно-суффиксальный)

посмотрел (посмотреть) <— смотреть (приставочный)

отбор <— отобрать (бессуффиксный)

паровозный <— паровоз (суффиксальный)

паровозоремонтный <— паровоз, ремонт (сложение с суффиксацией1)

III. Определите слова как части речи; у местоимений укажите разряд по значению.

Мой, по-моему, некогда, к кому-нибудь, всякий, никуда, её, некоторый, себя, некто, ваш, ниоткуда, ни от кого, кое для чего, свой, никак, по-своему, со мной, кое-какой, где-то.

Ответ:

Мой (местоимение притяжательное), по-моему (наречие), некогда (наречие), к кому-нибудь (местоимение неопределённое), всякий (местоимение определительное), никуда (наречие), её (местоимение личное/притяжательное2), некоторый (местоимение неопределённое), себя (местоимение возвратное), некто (местоимение неопределённое), ваш (местоимение притяжательное), ниоткуда (наречие), ни от кого (местоимение отрицательное), кое для чего (местоимение неопределённое), свой (местоимение притяжательное), никак (наречие), по-своему (наречие), со мной (местоимение личное), кое-какой (местоимение неопределённое), где-то (наречие).

1 На экзамене в таких случаях способ образования определяют как сложение.

2 Местоимения его, её, их в зависимости от контекста могут быть как личными, так и притяжательными, ср.: увидел его (кого? — личное), увидел его дом (чей? — притяжательное); знает её (кого? — личное), знает её друзей (чьих? — притяжательное); встретил их (кого? — личное), встретил их соседей (чьих? — притяжательное).

IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.

мокрый снег —    её адрес —

рано вечереет —     смог встретиться —

зеленеет трава —       прикоснувшись к рукаву —

выпал из окна —     даже не похвалила —

увидел её —     дерзкого мальчика —

Ответ:

мокрый снег — согласование

рано вечереет — примыкание

зеленеет трава — не словосочетание (основа предложения: сказуемое и подлежащее)

выпал из окна — управление

увидел её — управление

её адрес — примыкание

смог встретиться — не словосочетание (составное глагольное сказуемое)

прикоснувшись к рукаву — управление

даже не похвалила — не словосочетание (частицы и глагол)

дерзкого мальчика — согласование

V. Определите типы придаточных (расставьте знаки препинания).

1) В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время когда он начал писать свои первые прелестные сказки.

2) Казалось что собор выстроен не из камня а из разнообразно и бледно окрашенных воздушных масс.

3) Если бы можно было прислушаться к бормотанию незнакомца то мы бы услышали стихи.

4) Когда по каналу проходил корабль пушки стреляли холостыми зарядами.

5) Чем удивительнее явление тем труднее рассказать о нём нашими помертвелыми словами.

(По К. Паустовскому)

Ответ:

1) В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время, когда он начал писать свои первые прелестные сказки, (придаточное определительное)

2) Казалось, что собор выстроен не из камня, а из разнообразно и бледно окрашенных воздушных масс, (придаточное изъяснительное)

3) Если бы можно было прислушаться к бормотанию незнакомца, то мы бы услышали стихи, (придаточное условия)

4) Когда по каналу проходил корабль, пушки стреляли холостыми зарядами. (придаточное времени)

5) Чем удивительнее явление, тем труднее рассказать о нём нашими помертвелыми словами, (придаточное сравнительное)

VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

ш_л (не) спеша по моще(н,нн)ой дорожке

коротко стриже(н,нн)ые волосы

поражё(н,нн)ый увиде(н,нн)ым

(н_) чем (н_) заполне(н,нн)ый мешок

(не) проше(н,нн)ые слезы

(бело) мраморные коло(н,нн)ы

(мраморно) белый зал

(в) дребезги

в три часа (по) полудн_

девятиба(л,лл)ьный

Ответ:

шёл не спеша по мощёной дорожке

коротко стриженные волосы

поражённый увиденным

ничем не заполненный мешок

непрошеные слёзы

беломраморные колонны

мраморно-белый зал

вдребезги

в три часа пополудни

девятибалльный

VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

1) Именно эту проблему затрагивает автор этого текста.

2) И действительно, у людей существует две позиции.

3) В пример можно привести...

4) Данный текст написан по Куприну.

5) Мы видим позицию автора через слова одного мужчины, пассажира трамвая.

Ответ:

1) Именно эту проблему затрагивает автор текста.

2) И действительно, по поводу этой проблемы существует две позиции.

3) В качестве примера можно привести... / Например, можно упомянуть (назвать, вспомнить) ...

4) Данный текст написан Куприным. / В тексте Куприна...

5) Мы видим позицию автора в словах одного из героев, пассажира трамвая. / Позиция автора выражена в словах одного из героев, пассажира трамвая.