Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015


Вариант 2

I. Прочитайте слова:

алфавит        мозаичный

гражданство        обеспечение

ждала        перезвонит

иксы      сверлит

квартал      торты

Ответ:

алфавИт мозаИчный

граждАнство        обеспЕчение

ждалА        перезвонИт

Иксы      сверлИт

квартАл     тОрты

II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:

подбородок <—    похвала <—

лётчик-космонавт <—        исправляясь <—

потемнеть <—    везение <—

Ответ:

подбородок <— борода (приставочно-суффиксальный)

лётчик-космонавт <— лётчик, космонавт (сложение)

потемнеть <— темнеть (приставочный)

похвала <— похвалить (бессуффиксный)

исправляясь <— исправляться (суффиксальный)

везение <— везти (суффиксальный)

III. Определите слова как части речи.

Улыбающийся, написал, делая, шедший, прибитый, спасённый, чернеется, отвечая, нарисовав, держат, расколотый, посеявший, возьми, зарвавшись, лелеемый, принёс, принеся, принёсший, будучи, принятый.

Ответ:

Улыбающийся (причастие действительное настоящего времени), написал (глагол в прошедшем времени), делая (деепричастие несовершенного вида), шедший (причастие действительное прошедшего времени), прибитый (причастие страдательное прошедшего времени), спасённый (причастие страдательное прошедшего времени), чернеется (глагол в настоящем времени), отвечая (деепричастие несовершенного вида), нарисовав (деепричастие совершенного вида), держат (глагол в настоящем времени), расколотый (причастие страдательное прошедшего времени), посеявший (причастие действительное прошедшего времени), возьми (глагол в повелительном наклонении), зарвавшись (деепричастие совершенного вида), лелеемый (причастие страдательное настоящего времени), принёс (глагол в прошедшем времени), принеся (деепричастие совершенного вида), принёсший (причастие действительное прошедшего времени), будучи (деепричастие несовершенного вида), принятый (причастие страдательное прошедшего времени).

IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.

быстро бежать —     бедный мышонок —

увидел в небе —    смогли встретиться —

крупные камни —        предложил встретиться —

пошёл дождь —    куда поехать —

говорить тихо —    только вместе —

Ответ:

быстро бежать — примыкание

увидел в небе — управление

крупные камни — согласование

пошёл дождь — не словосочетание (основа предложения: сказуемое и подлежащее)

говорить тихо — примыкание

бедный мышонок — согласование

смогли встретиться — не словосочетание (составное глагольное сказуемое)

предложил встретиться — примыкание

куда поехать — примыкание

только вместе — не словосочетание (частица и наречие)

V. Определите типы придаточных (расставьте знаки препинания).

1) Когда мы вернулись домой я первый с облегчением взбежал по лестнице на наш второй этаж и стал дёргать за проволоку колокольчика.

2) В ящике валялось несколько очинённых гусиных перьев какими уже со времён Гоголя никто не пользовался.

3) Кружочек солнца был такой чёткий точный вечный что не верилось в возможность его затмения.

4) Считалось что две макушки бывают только у редких счастливчиков.

5) Мама привезла меня в Екатеринослав чтобы показать своим родным.

(По В. Катаеву)

Ответ:

1) Когда мы вернулись домой, я первый с облегчением взбежал по лестнице на наш второй этаж и стал дёргать за проволоку колокольчика, (придаточное времени)

2) В ящике валялось несколько очинённых гусиных перьев, какими уже со времён Гоголя никто не пользовался, (придаточное определительное)

3) Кружочек солнца был такой чёткий, точный, вечный, что не верилось в возможность его затмения, (придаточное меры и степени)

4) Считалось, что две макушки бывают только у редких счастливчиков. (придаточное изъяснительное)

5) Мама привезла меня в Екатеринослав, чтобы показать своим родным. (придаточное цели)

VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

бри(л,лл)иант    пр_ободрить

ар(?)ергард    цкорий

(на) силу (= с трудом)   пр_рекаться

она непр_ста(н,нн)о шепч_т (в) последстви_ узна_ш(?)

р_внина     (н_) чем (н_) нарушамая тишна

Ответ:

бриллиант приободрить

арьергард     цикорий

насилу (= с трудом)        пререкаться

она непрестанно шепчет        впоследствии узнаешь

равнина      ничем не нарушаемая тишина

VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

1) По этой проблеме существует несколько точек зрения.

2) Автор поднимает проблему отхода книги из жизни человека на задний план.

3) Проблема загрязнения экологии сейчас стоит очень остро.

4) Автор рассказывает о встрече с молодыми людьми, не знающих ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Некрасова.

5) Автор считает, что стоит уделять как можно больше внимания к проблемам юношества.

Ответ:

1) По поводу этой проблемы существует несколько точек зрения.

2) Автор поднимает проблему уменьшения значения книги в жизни человека.

3) Проблема загрязнения окружающей среды (природы) сейчас стоит очень остро.

4) Автор рассказывает о встрече с молодыми людьми, не знающими ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Некрасова.

5) Автор считает, что стоит уделять как можно больше внимания проблемам юношества.