Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015


Вариант 3

I. Прочитайте слова:

балуясь      лила

вероисповедание    молящий

диспансер     надолго

загодя      обзвонит

лекторов        плодоносить

Ответ:

балУясь      лилА

вероисповЕдание    молЯщий

диспансЕр     надОлго

зАгодя      обзвонИт

лЕкторов        плодоносИть

II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:

исповедь <—     дежурный (сущ.) <—

по-братски <—    дежурный (прил.) <—

однофамилец <—        секретность <—

Ответ:

исповедь <— исповедать (бессуффиксный)

по-братски <— братский (приставочно-суффиксальный)

однофамилец <— один, фамилия (сложение с суффиксацией)

дежурный (сущ.) <— дежурный (прил.) (переход слова из прилагательного в существительное — субстантивация)

дежурный (прил.) <— дежурить (дежурю) (суффиксальный)

секретность <— секретный (суффиксальный)

III. Определите слова как части речи, у причастий укажите тип.

Делающий, тяжеленный, утяжелённый, назначенный, старинный, разбитый, разбитной, глубинный, углублённый, гонимый, спасённый, гуляющий, черневший, чёрный, прибывавший, зелёный, зеленеющий, взрывной, спасательный, спасшийся.

Ответ:

Делающий (причастие действительное настоящего времени), тяжеленный (имя прилагательное), утяжелённый (причастие страдательное прошедшего времени), назначенный (причастие страдательное прошедшего времени), старинный (имя прилагательное), разбитый (причастие страдательное прошедшего времени), разбитной (имя прилагательное), глубинный (имя прилагательное), углублённый (причастие страдательное прошедшего времени), гонимый (причастие страдательное настоящего времени), спасённый (причастие страдательное прошедшего времени), гуляющий (причастие действительное настоящего времени), черневший (причастие действительное прошедшего времени), чёрный (имя прилагательное), прибывавший (причастие действительное прошедшего времени), зелёный (имя прилагательное), зеленеющий (причастие действительное настоящего времени), взрывной (имя прилагательное), спасательный (имя прилагательное), спасшийся (причастие действительное прошедшего времени).

IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.

кричать громко —    волосы влажны —

катилась по дороге —    с глубокой грустью —

пушистый снег —     ягоды шиповника —

говорил и смеялся —    его история —

приближался к месту —   сдвинул брови —

Ответ:

кричать громко — примыкание

катилась по дороге — управление

пушистый снег — согласование

говорил и смеялся — не словосочетание (однородные сказуемые)

приближался к месту — управление

волосы влажны — не словосочетание (основа предложения: подлежащее и сказуемое)

с глубокой грустью — согласование

ягоды шиповника — управление

его история — примыкание

сдвинул брови — управление

V. Определите типы придаточных (расставьте знаки препинания).

1) Андерсен не растерял на своём житейском пути ни доброжелательства к людям ни способности видеть поэзию всюду где она есть.

2) Критики требовали чтобы Левитан оживил пейзаж стадами гусей лошадьми фигурами пастухов и женщин.

3) Левитан думал о великолепном солнце которое рано или поздно должно было затопить Россию на его полотнах и придать каждой берёзе весомость и блеск драгоценного металла.

4) Город за ночь так густо заволакивало холодным туманом что за короткий зимний день он не успевал поредеть.

5) Мы долго смотрели на всё что открывалось вокруг.

(По К. Паустовскому)

Ответ:

1) Андерсен не растерял на своём житейском пути ни доброжелательства к людям, ни способности видеть поэзию всюду, где она есть, (придаточное места)

2) Критики требовали, чтобы Левитан оживил пейзаж стадами гусей, лошадьми, фигурами пастухов и женщин, (придаточное изъяснительное)

3) Левитан думал о великолепном солнце, которое рано или поздно должно было затопить Россию на его полотнах и придать каждой берёзе весомость и блеск драгоценного металла, (придаточное определительное)

4) Город за ночь так густо заволакивало холодным туманом, что за короткий зимний день он не успевал поредеть, (придаточное меры и степени)

5) Мы долго смотрели на всё, что открывалось вокруг, (придаточное местоимённо-определительное)

VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

бл_жайший     шипы кол_тся

бли_стоящий    (пол) аршина

реч_нка       прося(н,нн)ые поля

криста(л,лл)ьный        колебл_мый

криста(л,лл)ический    тащ_щий

Ответ:

ближайший     шипы колются

близстоящий    пол-аршина

речонка      просяные поля

кристальный        колеблемый

кристаллический    тащащий

VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

1) Проблемой данного текста является влияние музыки на людей.

2) Стоит вспомнить момент из романа И. Гончарова «Обломов».

3) Музыка имеет очень большое влияние на человека и надолго откладывается в его душе.

4) Автор считает, что музыка зовёт куда-то, заставляет что-нибудь делать.

5) В качестве примера можно привести Шерлока Холмса, героя произведений А. Конан-Дойля, который играл на скрипке для того, чтобы распутать сложное дело.

Ответ:

1) Проблемой, поднятой в данном тексте, является проблема влияния музыки на людей. / Проблемой, которую автор поднимает в данном тексте, является проблема влияния музыки на людей.

2) Стоит вспомнить эпизод из романа И. Гончарова «Обломов».

3) Музыка имеет очень сильное влияние на человека.

4) Автор считает, что музыка обладает способностью вдохновлять человека.

5) В качестве примера можно привести Шерлока Холмса, героя произведений А. Конан-Дойля, который играл на скрипке для того, чтобы сосредоточиться и распутать сложное дело. / В качестве примера можно привести Шерлока Холмса, героя произведений А. Конан-Дойля, который любил играть на скрипке, когда размышлял над сложным делом, пытаясь его распутать.