Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015


Вариант 4

I. Прочитайте слова:

сироты      клала

давнишний       мусоропровод

углубить     облегчить

банты      перелила

закупорить     сливовый

Ответ:

сирОты      клАла

давнИшний       мусоропровОд

углубИть     облегчИть

бАнты      перелилА

закУпорить     слИвовый

II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:

серебристо-чёрный <—        попрощались <—

профессиональный <—   клевета <—

засветло <—       безвоздушный <—

Ответ:

серебристо-чёрный <— серебристый, чёрный (сложение)

профессиональный <— профессионал (суффиксальный)

засветло <— светлый (приставочно-суффиксальный)

попрощались (попрощаться) <— прощаться (приставочный)

клевета <— клеветать (бессуффиксный)

безвоздушный <— воздух (приставочно-суффиксальный)

III. Определите слова как части речи, у местоимений укажите разряд по значению.

Каждый, относительный, другой, некоторый, объективный, никакой, чужой, ничей, иной, всякий, всемирный, меня, самый, прежний, любой, определительный, этот, сей, кое-что, собой.

Ответ:

Каждый (местоимение определительное), относительный (имя прилагательное), другой (местоимение определительное), некоторый (место- имение неопределённое), объективный (имя прилагательное), никакой (местоимение отрицательное), чужой (имя прилагательное), ничей (местоимение отрицательное), иной (местоимение определительное), всякий (местоимение определительное), всемирный (имя прилагательное), меня (местоимение личное), самый (местоимение определительное), прежний (имя прилагательное), любой (местоимение определительное), определительный (имя прилагательное), этот (местоимение указательное), сей (местоимение указательное), кое-что (местоимение неопределённое), собой (местоимение возвратное).

IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.

зелёный лес —    плавала рыба —

робко подошёл —     стали тёмными —

очень тихо —     плеснув хвостом —

поговори со мной —    словно птица —

его визит —     с опущенной головой —

Ответ:

зелёный лес — согласование

робко подошёл — примыкание

очень тихо — примыкание

поговори со мной — управление

его визит — примыкание

плавала рыба — не словосочетание (основа предложения: сказуемое и подлежащее)

стали тёмными — не словосочетание (составное именное сказуемое)

плеснув хвостом — управление

словно птица — не словосочетание (союз и существительное)

с опущенной головой — согласование

V. Определите типы придаточных (расставьте знаки препинания).

1) С косогора где тёмные берёзы гнутся под порывистым ветром открывается даль глухой реки потемневшие от ненастья луга громадное облачное небо.

2) И Андерсен был счастлив так как может быть ещё никогда не был счастлив в жизни.

3) Вся серость русской природы хороша лишь потому что является тем же солнечным светом но приглушённым прошедшим через слои влажного воздуха и тонкую пелену облаков.

4) Когда пароходы надымив на весь пролив смущённо проходили сквозь строй парусников их подвергали неслыханным насмешкам.

5) Однажды Андерсен видел как Дюма писал свой очередной роман то громко переругиваясь с его героями то покатываясь от хохота.

(По К. Паустовскому)

Ответ:

1) С косогора, где тёмные берёзы гнутся под порывистым ветром, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо, (придаточное определительное)

2) И Андерсен был счастлив так, как, может быть, ещё никогда не был счастлив в жизни, (придаточное образа действия)

3) Вся серость русской природы хороша лишь потому, что является тем же солнечным светом, но приглушённым, прошедшим через слои влажного воздуха и тонкую пелену облаков, (придаточное причины)

4) Когда пароходы, надымив на весь пролив, смущённо проходили сквозь строй парусников, их подвергали неслыханным насмешкам, (придаточное времени)

5) Однажды Андерсен видел, как Дюма писал свой очередной роман, то громко переругиваясь с его героями, то покатываясь от хохота, (придаточное изъяснительное)

VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

(к) низу (нар.)    (ярко) красный

(из) под      пол_нялая рубаха

солом_нка     (тёмно) коричневый

(мало)помалу    мур_вьи

(на) попятную    (на) утёк

Ответ:

книзу (нар.)     ярко-красный

из-под      полинялая рубаха

соломинка     тёмно-коричневый

мало-помалу    муравьи

на попятную    наутёк

VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

1) Я хочу вспомнить роман Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

2) Внутренний мир Чичикова отличен от Манилова, Собакевича, Ноздрёва и других помещиков.

3) Чичиков являет собой многогранную натуру.

4) Гоголь в своей поэме высмеивает пороки и качества людей, которых мы до сих пор можем часто видеть в обычной жизни, несмотря на то что прошло уже почти двести лет с момента написания этого произведения.

5) Его (Акакия Акакиевича) постоянно унижают, работа практически без дохода, живёт в маленькой квартирке.

Ответ:

1) Я хочу вспомнить поэму Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

2) Внутренний мир Чичикова отличен от внутреннего мира Манилова, Собакевича, Ноздрёва и других помещиков.

3) Натура Чичикова многогранна. / Личность Чичикова многогранна.

4) Гоголь в своей поэме высмеивает человеческие пороки, которые мы до сих пор можем часто видеть в жизни, несмотря на то что прошло уже почти двести лет с момента написания этого произведения.

5) Его (Акакия Акакиевича) постоянно унижают, служба практически не приносит дохода, он живёт в маленькой квартирке.