Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015


Вариант 5

I. Поставьте ударения и прочитайте слова:

тотчас      исключит

добралась     клеить

создана      облегчит

полила      ободрала

отбыла      приданое

Ответ:

тОтчас      исключИт

добралАсь     клЕить

созданА      облегчИт

полилА      ободралА

отбылА      придАное

II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:

прощаемый <—    проткнуть <—

прохлада <—     турпоход <—

прояснять <—       ответственность <—

Ответ:

прощаемый <— прощать (суффиксальный)

прохлада <— прохладный (бессуффиксный)

прояснять <— ясный (приставочно-суффиксальный)

проткнуть <— ткнуть (приставочный)

турпоход <— туристический. поход (сложение)

ответственность <— ответственный (суффиксальный)

III. Определите слова как части речи, у числительных укажите тип.

Одиннадцать, десяток, пятнадцатое, однажды, двое, пятерым, впятером, тысяча один, пятёрка, тройной, одна вторая, двенадцатая, обеих, единица, утроить, трижды, троекратно, утроивший, утроение, утроив.

Ответ:

Одиннадцать (имя числительное количественное, целое), десяток (имя существительное), пятнадцатое (имя числительное порядковое), однажды (наречие), двое (имя числительное количественное, собирательное), пятерым (имя числительное количественное, собирательное), впятером (наречие), тысяча один (имя числительное количественное, целое), пятёрка (имя существительное), тройной (имя прилагательное), одна вторая (имя числительное количественное, дробное), двенадцатая (имя числительное порядковое), обеих (имя числительное количественное, собирательное), единица (имя существительное), утроить (глагол), трижды (наречие), троекратно (наречие), утроивший (причастие), утроение (имя существительное), утроив (деепричастие).

IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.

смотрел внимательно —   листики зелени —

творческая работа —    слегка покачнулась —

их мнение —     как замечательны —

зашелестели листья —   войти в дом —

простое правило —    в длинном платье —

Ответ:

смотрел внимательно — примыкание

творческая работа — согласование

их мнение — примыкание

зашелестели листья — не словосочетание (основа предложения: сказуемое и подлежащее)

простое правило — согласование

листики зелени — управление

слегка покачнулась — примыкание

как замечательны — не словосочетание (частица и прилагательное)

войти в дом — управление

в длинном платье — согласование

V. Определите типы придаточных (расставьте знаки препинания).

1) Русское лето чем ближе оно к осени тем больше бывает окрашено в спелые цвета.

2) Однажды Андерсен придумал прикрепить к мачте рыбачьей шхуны эолову арфу чтобы слушать её жалобное пение во время угрюмых северо- западных ветров постоянно дующих в Дании.

3) Широко известно что есть писатели и поэты обладающие большой заражающей силой творчества.

4) Дерзость в обращении с материалами необходима всем кто работает над воплощением своих мыслей и образов.

5) Андерсен всю свою жизнь умел радоваться хотя детство его не давало для этого никаких оснований.

(По К. Паустовскому)

Ответ:

1) Русское лето, чем ближе оно к осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета, (придаточное сравнительное)

2) Однажды Андерсен придумал прикрепить к мачте рыбачьей шхуны эолову арфу, чтобы слушать её жалобное пение во время угрюмых северо- западных ветров, постоянно дующих в Дании, (придаточное цели)

3) Широко известно, что есть писатели и поэты, обладающие большой заражающей силой творчества, (придаточное изъяснительное)

4) Дерзость в обращении с материалами необходима всем, кто работает над воплощением своих мыслей и образов, (придаточное местоимённо-определительное)

5) Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований, (придаточное уступки)

VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

они движ_тся (на) встречу       об_нд_вевшие       пе(р,рр)и(л,лл)а

по_чевать     (по) одиночке

(не) спеша     (по) одному

моще(н,нн)ая брёвнами улица        к_мыш_вый

он колыш_тся    наперс(?)ник,       наперс(?)ница

Ответ:

они движутся навстречу обындевевшие перила

потчевать        поодиночке

не спеша     по одному

мощённая брёвнами улица        камышовый

он колышется        наперсник, наперсница

VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

1) Нужно ли руководствоваться при оценке архитектурных сооружений только материальными соображениями или следует обращать внимание и на эстетическую красоту?

2) Некоторые считают, что рутинные вещи, в первую очередь, должны быть практичны.

3) Герой рассказа Куманькова расстраивается внешнему виду современной Москвы.

4) В обратный пример можно привести современную Москву.

5) Если ты был в Риме, то будет странным не посетить Римский форум.

Ответ:

1) Нужно ли руководствоваться при оценке архитектурных сооружений только материальными соображениями или следует обращать внимание и на внешнюю красоту зданий?

2) Некоторые считают, что обычные вещи, в первую очередь, должны быть практичны.

3) Герой рассказа Куманькова расстраивается из-за внешнего вида современной Москвы.

4) В качестве противоположного примера можно привести современную Москву.

5) Если ты был в Риме, то, наверное, посетил Римский форум.