Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015
Вариант 27
I. Прочитайте слова:
нарост откупорил
намерение прозорливо
корысть вручит
оптовый километр
средства исчерпать
Ответ:
нарОст откУпорил
намЕрение прозорлИво
корЫсть вручИт
оптОвый киломЕтр
срЕдства исчЕрпать
II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:
прилипнуть <— смешной <—
ограда <— комбат <—
досуха <— смешно <—
Ответ:
прилипнуть <— липнуть (приставочный)
ограда <— оградить (бессуффиксный)
досуха <— сухой (приставочно-суффиксальный)
смешной <— смех (суффиксальный)
комбат <— командир, батальон (сложение)
смешно <— смешной (суффиксальный)
III. Определите, чем является слово И в данных предложениях.
Особенно полюбил я старый город с его белокаменными переулками и ржавыми отвесными стенами, укрепляющими и подпирающими горные склоны. Утки, разбившиеся на пары, и листья, которые не желали золотеть, изо всех сил затягивали лето. Так и повелось у нас. С треском вылетала иногда из печки искра, и я глядел, как медленно гаснет она. Так и не говорил Боря ничего более, пока мы тряслись в автобусе. Я отметил про себя и русые волосы куклы, и её розовые щёчки, цветастый плащ и ботики с розовыми бантами. С красной скалы, нависшей над озером, мы и ловили чёрных и горбатых окуней. Уже вечерело, и мы пошли к станции через болото, напрямик.
(По Ю. Ковалю)
Ответ:
Особенно полюбил я старый город с его белокаменными переулками и (союз, соединяет однородные члены предложения) ржавыми отвесными стенами, укрепляющими и (союз, соединяет однородные члены предложения) подпирающими горные склоны. Утки, разбившиеся на пары, и (союз, соединяет однородные члены предложения) листья, которые не желали золотеть, изо всех сил затягивали лето. Так и (частица) повелось у нас. С треском вылетала иногда из печки искра, и (союз, соединяет части сложного предложения) я глядел, как медленно гаснет она. Так и (частица) не говорил Боря ничего более, пока мы тряслись в автобусе. Я отметил про себя и (союз, соединяет однородные члены предложения) русые волосы куклы, и (союз, соединяет однородные члены предложения) её розовые щёчки, цветастый плащ и (союз, соединяет однородные члены предложения) ботики с розовыми бантами. С красной скалы, нависшей над озером, мы и (частица) ловили чёрных и (союз, соединяет однородные члены предложения) горбатых окуней. Уже вечерело, и (союз, соединяет части сложного предложения) мы пошли к станции через болото, напрямик.
IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.
покачивалась в воде — бесчисленные страдания —
нового здания — это неправда —
закончив разговор — висели держась —
успешно закончив — могла бы упасть —
несмотря на неудачи — строго взглянула —
Ответ:
покачивалась в воде — управление
нового здания — согласование
закончив разговор — управление
успешно закончив — примыкание
несмотря на неудачи — не словосочетание (предлог и существительное)
бесчисленные страдания — согласование
это неправда — не словосочетание (основа предложения: подлежащее и сказуемое)
висели держась — примыкание
могла бы упасть — не словосочетание (составное глагольное сказуемое)
строго взглянула — примыкание
V. Определите типы придаточных и тип подчинения придаточных (расставьте знаки препинания).
1) Когда ночью видишь огонь трудно определить близко ли он.
2) Я ясно представил себе как шли кабаны и как следом за ними крался тигр.
3) Дереу рассказывал мне о том как зимой он поймал двух соболей которых выменял у китайцев на одеяло топор котелок и чайник.
4) Слышно было как шумела вода в реке шумел дождь и шумел ветер в лесу.
5) Охотники неоднократно замечали что как только на солонцах побывали изюбры косули покидают их.
(По В. Арсеньеву)
Ответ:
1) Когда ночью видишь огонь, трудно определить, близко ли он. (придаточные времени, изъяснительное; подчинение параллельное)
2) Я ясно представил себе, как шли кабаны и как следом за ними крался тигр, (придаточные изъяснительные; подчинение однородное)
3) Дереу рассказывал мне о том, как зимой он поймал двух соболей, которых выменял у китайцев на одеяло, топор, котелок и чайник, (придаточные изъяснительное, определительное; подчинение последовательное)
4) Слышно было, как шумела вода в реке, шумел дождь и шумел ветер в лесу, (придаточные изъяснительные; подчинение однородное)
5) Охотники неоднократно замечали, что, как только на солонцах побывали изюбры, косули покидают их. (придаточные изъяснительное, времени; подчинение последовательное)
VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:
идти (на) перекор судьбе (н_) почём
л_беральные взгляды п_л_садник
мирово(з,зз)рение по проше(?)стви_ недел_
нач_нать ди(с,сс)ку(с,сс)ию под_ячий
(н_) при чём те(р,рр)а(с,сс)а
Ответ:
идти наперекор судьбе
либеральные взгляды
мировоззрение
начинать дискуссию
ни при чём
нипочём
палисадник
по прошествии недели
подьячий
терраса
VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.
1) Дети, смотря мультфильмы с любимыми героями, учатся разделять добро и зло, трусость от мужества, хорошее от плохого.
2) Если кто-то покупает своему ребёнку, например, робота, громящего всё на своём пути, то он должен понимать, к каким последствиям это приведёт и как отразится.
3) Игрушка должна быть воспитателем и учителем малышу на пути познания жизни.
4) Многие из современных игрушек по-настоящему жестоки, но многое зависит от родителей.
5) Примером этому будет мой двоюродный брат, который знает, что такое современная игрушка не понаслышке.
Ответ:
1) Дети, смотря мультфильмы с любимыми героями, учатся разделять добро и зло, отличать трусость от мужества, хорошее от плохого.
2) Если кто-то покупает своему ребёнку, например, робота, громящего всё на своём пути, то он должен понимать, к каким последствиям это приведёт.
3) Игрушка должна быть воспитателем и учителем малыша на пути познания жизни.
4) Многие из современных игрушек по-настоящему жестоки, но выбор игрушек зависит от родителей.
5) Например, мой двоюродный брат знает не понаслышке, что такое современная игрушка.