Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015


Вариант 26

I. Прочитайте слова:

занял      отозвала

заняла      включит

заняло      насорит

занята       опломбировать

занятый        восприняла

Ответ:

зАнял      отозвалА

занялА      включИт

зАняло      насорИт

занятА      опломбировАть

зАнятый        воспринялА

II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:

переходящий <—     пешеход <—

переход <—        безвыходный <—

переходить <—       безвыходность <—

Ответ:

переходящий <— переходить, переходят (суффиксальный)

переход <— переходить (бессуффиксный)

переходить <— ходить (приставочный)

пешеход <— пеший, ходить (ходит) (сложение)

безвыходный <— выход (приставочно-суффиксальный)

безвыходность <— безвыходный (суффиксальный)

III. Найдите все частицы в тексте.

Лисица птицам говорит,

На камушке против гнезда сироток сидя:

— Не киньте, милые, без помощи детей;

Хотя по зёрнышку бедняжкам вы снесите,

Хоть по соломинке к их гнёздышку приткните...

Кукушка, посмотри, ведь ты и так линяешь:

Не лучше ль дать себя немножко ощипать

И перьем бы твоим постельку их устлать,

Ведь попусту ж его ты растеряешь.

     (И. А. Крылов)

Ответ:

Лисица птицам говорит,

На камушке против гнезда сироток сидя:

— Не киньте, милые, без помощи детей;

Хотя по зёрнышку бедняжкам вы снесите,

Хоть по соломинке к их гнёздышку приткните...

Кукушка, посмотри, ведь ты и так линяешь:

Не лучше ль дать себя немножко ощипать

И перьем бы твоим постельку их устлать,

Ведь попусту ж его ты растеряешь.

IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов,

садится рядом —     участвует в работе —

рядом с домом —     было в Крыму —

редактировать журнал —   цветы и травы —

было грустно —    взгляд рассеян —

цвет беж —     эта девчушка —

Ответ:

садится рядом — примыкание

рядом с домом — не словосочетание (предлог и существительное)

редактировать журнал — управление

было грустно — не словосочетание (составное именное сказуемое)

цвет беж — примыкание

участвует в работе — управление

было в Крыму — управление

цветы и травы — не словосочетание (однородные члены предложения)

взгляд рассеян — не словосочетание (основа предложения: подлежащее и сказуемое)

эта девчушка — согласование

V. Определите типы придаточных и тип подчинения придаточных (расставьте знаки препинания).

1) Очень скоро мы узнали что Джек подаёт любую вещь которую ему бросишь.

2) С Джеком мы не расставались целые дни и всё мечтали о том когда же настанет август и папа с Джеком пойдёт на охоту.

3) Не зная как ещё выразить свою радость Джек умчался в столовую притащил с дивана подушку и так начал её трясти что только пух полетел во все стороны.

4) Пока мы шли по дороге к болоту Джек держался рядом с папой и всё поглядывал на него будто спрашивая не пора ли бежать вперёд.

5) Когда дверь растворилась и вошёл папа мы увидели большую красивую собаку белую с тёмно-коричневыми пятнами на боках.

(По Г. Скребицкому)

Ответ:

1) Очень скоро мы узнали, что Джек подаёт любую вещь, которую ему бросишь, (придаточные изъяснительное, определительное; подчинение последовательное)

2) С Джеком мы не расставались целые дни и всё мечтали о том, когда же настанет август и папа с Джеком пойдёт на охоту, (придаточные изъяснительные; подчинение однородное)

3) Не зная, как ещё выразить свою радость, Джек умчался в столовую, притащил с дивана подушку и так начал её трясти, что только пух полетел во все стороны, (придаточные изъяснительное, меры и степени; подчинение параллельное)

4) Пока мы шли по дороге к болоту, Джек держался рядом с папой и всё поглядывал на него, будто спрашивая, не пора ли бежать вперёд, (придаточные времени, изъяснительное; подчинение параллельное)

5) Когда дверь растворилась и вошёл папа, мы увидели большую красивую собаку, белую, с тёмно-коричневыми пятнами на боках, (придаточные времени; подчинение однородное)

VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

история и(с,сс)ку(с,сс)тва   сума(?)шедший ст_рик

к_нд_дат в д_путаты    давным (давно)

нравстве(н,нн)ые пробле(м,мм)ы д_л_катный

при(?)ду (во) время       гу(м,мм)а(н,нн)ый поступок

при(?)ти (во) время      гу(м,мм)а(н,нн)изм

Ответ:

история искусства

кандидат в депутаты

нравственные проблемы

приду вовремя

прийти вовремя

сумасшедший старик

давным-давно

деликатный

гуманный поступок

гуманизм

VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

1) Автор считает, что необходимо следить за тем, чтобы язык, на котором мы говорим, оставался «чистым», «правильным» и чтобы его носители соблюдали его грамматические нормы.

2) Сказка всегда несёт за собой некую мораль.

3) В сказках есть мораль, которая с помощью ярких образов надолго застревает в памяти ребёнка.

4) Информация, воспринимаемая в раннем возрасте, оседает в памяти лучше и глубже всего, поэтому сказки бессознательно воспринимаются, оставаясь в виде отпечатка традиции и опыта народа в душе.

5) Автор считает, что лучше всего детей в этом возрасте ставят на верный путь сказки.

Ответ:

1) Автор считает, что необходимо следить за тем, чтобы язык, на котором мы говорим, оставался «чистым», «правильным» и чтобы носители языка соблюдали его грамматические нормы.

2) В сказке всегда есть общечеловеческая мораль.

3) В сказках есть мораль, которая с помощью ярких образов передаётся ребёнку и надолго остаётся в его памяти.

4) Информация, воспринимаемая в раннем возрасте, остаётся в памяти надолго, поэтому очень удобно передать детям в форме сказки традиционные представления о жизни того или иного народа.

5) Автор считает, что лучше всего детей в этом возрасте воспитывают сказки.