Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015
Вариант 26
I. Прочитайте слова:
занял отозвала
заняла включит
заняло насорит
занята опломбировать
занятый восприняла
Ответ:
зАнял отозвалА
занялА включИт
зАняло насорИт
занятА опломбировАть
зАнятый воспринялА
II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:
переходящий <— пешеход <—
переход <— безвыходный <—
переходить <— безвыходность <—
Ответ:
переходящий <— переходить, переходят (суффиксальный)
переход <— переходить (бессуффиксный)
переходить <— ходить (приставочный)
пешеход <— пеший, ходить (ходит) (сложение)
безвыходный <— выход (приставочно-суффиксальный)
безвыходность <— безвыходный (суффиксальный)
III. Найдите все частицы в тексте.
Лисица птицам говорит,
На камушке против гнезда сироток сидя:
— Не киньте, милые, без помощи детей;
Хотя по зёрнышку бедняжкам вы снесите,
Хоть по соломинке к их гнёздышку приткните...
Кукушка, посмотри, ведь ты и так линяешь:
Не лучше ль дать себя немножко ощипать
И перьем бы твоим постельку их устлать,
Ведь попусту ж его ты растеряешь.
(И. А. Крылов)
Ответ:
Лисица птицам говорит,
На камушке против гнезда сироток сидя:
— Не киньте, милые, без помощи детей;
Хотя по зёрнышку бедняжкам вы снесите,
Хоть по соломинке к их гнёздышку приткните...
Кукушка, посмотри, ведь ты и так линяешь:
Не лучше ль дать себя немножко ощипать
И перьем бы твоим постельку их устлать,
Ведь попусту ж его ты растеряешь.
IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов,
садится рядом — участвует в работе —
рядом с домом — было в Крыму —
редактировать журнал — цветы и травы —
было грустно — взгляд рассеян —
цвет беж — эта девчушка —
Ответ:
садится рядом — примыкание
рядом с домом — не словосочетание (предлог и существительное)
редактировать журнал — управление
было грустно — не словосочетание (составное именное сказуемое)
цвет беж — примыкание
участвует в работе — управление
было в Крыму — управление
цветы и травы — не словосочетание (однородные члены предложения)
взгляд рассеян — не словосочетание (основа предложения: подлежащее и сказуемое)
эта девчушка — согласование
V. Определите типы придаточных и тип подчинения придаточных (расставьте знаки препинания).
1) Очень скоро мы узнали что Джек подаёт любую вещь которую ему бросишь.
2) С Джеком мы не расставались целые дни и всё мечтали о том когда же настанет август и папа с Джеком пойдёт на охоту.
3) Не зная как ещё выразить свою радость Джек умчался в столовую притащил с дивана подушку и так начал её трясти что только пух полетел во все стороны.
4) Пока мы шли по дороге к болоту Джек держался рядом с папой и всё поглядывал на него будто спрашивая не пора ли бежать вперёд.
5) Когда дверь растворилась и вошёл папа мы увидели большую красивую собаку белую с тёмно-коричневыми пятнами на боках.
(По Г. Скребицкому)
Ответ:
1) Очень скоро мы узнали, что Джек подаёт любую вещь, которую ему бросишь, (придаточные изъяснительное, определительное; подчинение последовательное)
2) С Джеком мы не расставались целые дни и всё мечтали о том, когда же настанет август и папа с Джеком пойдёт на охоту, (придаточные изъяснительные; подчинение однородное)
3) Не зная, как ещё выразить свою радость, Джек умчался в столовую, притащил с дивана подушку и так начал её трясти, что только пух полетел во все стороны, (придаточные изъяснительное, меры и степени; подчинение параллельное)
4) Пока мы шли по дороге к болоту, Джек держался рядом с папой и всё поглядывал на него, будто спрашивая, не пора ли бежать вперёд, (придаточные времени, изъяснительное; подчинение параллельное)
5) Когда дверь растворилась и вошёл папа, мы увидели большую красивую собаку, белую, с тёмно-коричневыми пятнами на боках, (придаточные времени; подчинение однородное)
VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:
история и(с,сс)ку(с,сс)тва сума(?)шедший ст_рик
к_нд_дат в д_путаты давным (давно)
нравстве(н,нн)ые пробле(м,мм)ы д_л_катный
при(?)ду (во) время гу(м,мм)а(н,нн)ый поступок
при(?)ти (во) время гу(м,мм)а(н,нн)изм
Ответ:
история искусства
кандидат в депутаты
нравственные проблемы
приду вовремя
прийти вовремя
сумасшедший старик
давным-давно
деликатный
гуманный поступок
гуманизм
VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.
1) Автор считает, что необходимо следить за тем, чтобы язык, на котором мы говорим, оставался «чистым», «правильным» и чтобы его носители соблюдали его грамматические нормы.
2) Сказка всегда несёт за собой некую мораль.
3) В сказках есть мораль, которая с помощью ярких образов надолго застревает в памяти ребёнка.
4) Информация, воспринимаемая в раннем возрасте, оседает в памяти лучше и глубже всего, поэтому сказки бессознательно воспринимаются, оставаясь в виде отпечатка традиции и опыта народа в душе.
5) Автор считает, что лучше всего детей в этом возрасте ставят на верный путь сказки.
Ответ:
1) Автор считает, что необходимо следить за тем, чтобы язык, на котором мы говорим, оставался «чистым», «правильным» и чтобы носители языка соблюдали его грамматические нормы.
2) В сказке всегда есть общечеловеческая мораль.
3) В сказках есть мораль, которая с помощью ярких образов передаётся ребёнку и надолго остаётся в его памяти.
4) Информация, воспринимаемая в раннем возрасте, остаётся в памяти надолго, поэтому очень удобно передать детям в форме сказки традиционные представления о жизни того или иного народа.
5) Автор считает, что лучше всего детей в этом возрасте воспитывают сказки.