Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015
Вариант 25
I. Прочитайте слова:
начал начавшись
начала начатый
начали начать
начав одолжит
начавший окружит
Ответ:
нАчал начАвшись
началА нАчатый
нАчали начАть
начАв одолжИт
начАвший окружИт
II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:
преграда <— перестроить <—
безветренный <— одноклассник <—
изгнание <— назавтра <—
Ответ:
преграда <— преградить (бессуффиксный)
безветренный <— ветер (приставочно-суффиксальный)
изгнание <— изгнать (суффиксальный)
перестроить <— строить (приставочный)
одноклассник <— один, класс (сложение с суффиксацией)
назавтра <— завтра (приставочный)
III. Найдите в предложениях и обведите в кружок все союзы.
Ольха достигает довольно большого роста и толщины, но дерево её мягко, хрупко и непрочно, однако столяры употребляют его, распилив на филёнки, для оклейки разной мебели. Все три породы кроншнепов прилетают не рано, в половине и даже в исходе апреля; сначала летят большими стаями очень высоко, так что их не видно, а слышен только особенный, звучный крик, который, однако, не так протяжен, как в то время, когда они займут свои постоянные летние квартиры — зелёные степи. Токующий тетерев не только ничего не слышит, но и не видит. Когда же ночь проходит благополучно, то сторожевой гусь утром разбудит звонким криком всю стаю. Смотрятся в воду липа, осина, берёза и дуб, кладя то справа, то слева, согласно стоянию солнца, прямые или косые тени свои на поверхность реки.
(По С. Аксакову)
Ответ:
Ольха достигает довольно большого роста и толщины, но дерево её мягко, хрупко и непрочно, однако столяры употребляют его, распилив на филёнки, для оклейки разной мебели. Все три породы кроншнепов прилетают не рано, в половине и даже в исходе апреля; сначала летят большими стаями очень высоко, так что их не видно, а слышен только особенный, звучный крик, который, однако, не так протяжен, как в то время, когда они займут свои постоянные летние квартиры — зелёные степи. Токующий тетерев не только ничего не слышит, но и не видит. Когда же ночь проходит благополучно, то сторожевой гусь утром разбудит звонким криком всю стаю. Смотрятся в воду липа, осина, берёза и дуб, кладя то справа, то слева, согласно стоянию солнца, прямые или косые тени свои на поверхность реки.
IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.
поздно вечером — будут греться —
неужели пришёл — не выносила душа —
среди редкостных вещей — смотрела сквозь окно —
поистине рыцарское — начинала читать —
с кружкой из жести — как будто не пришла —
Ответ:
поздно вечером — примыкание
неужели пришёл — не словосочетание (частица и глагол)
среди редкостных вещей — согласование
поистине рыцарское — примыкание
с кружкой из жести — управление
будут греться — не словосочетание (простое глагольное сказуемое)
не выносила душа — не словосочетание (основа предложения: сказуемое и подлежащее)
смотрела сквозь окно — управление
начинала читать — не словосочетание (составное глагольное сказуемое)
как будто не пришла — не словосочетание (союз, частица и глагол)
V. Определите типы придаточных и тип подчинения придаточных (расставьте знаки препинания).
1) Со страху щенку показалось будто он разбудил кирпич и тот чуть- чуть шевельнулся.
2) Большими скачками чтобы не оставлять за собой частых следов по которым легко было бы щенку меня разыскать я перебегаю через кусты на другую полянку.
3) Если только вникнуть в жизнь одного весеннего ручья то окажется что понять её в совершенстве можно поняв жизнь вселенной.
4) Когда стемнело и я зажёг лампу ёжик выбежал из-под кровати.
5) Закрыть дверь на террасу было нельзя потому что это был единственный выход через который мог явиться ожидаемый пёс Ярик.
(По М. Пришвину)
Ответ:
1) Со страху щенку показалось, будто он разбудил кирпич и тот чуть- чуть шевельнулся, (придаточные изъяснительные; подчинение однородное)
2) Большими скачками, чтобы не оставлять за собой частых следов, по которым легко было бы щенку меня разыскать, я перебегаю через кусты на другую полянку, (придаточные цели, определительное; подчинение последовательное)
3) Если только вникнуть в жизнь одного весеннего ручья, то окажется, что понять её в совершенстве можно, поняв жизнь вселенной, (придаточные условия, изъяснительное; подчинение параллельное)
4) Когда стемнело и я зажёг лампу, ёжик выбежал из-под кровати, (придаточные времени; подчинение однородное)
5) Закрыть дверь на террасу было нельзя, потому что это был единственный выход, через который мог явиться ожидаемый пёс Ярик, (придаточные причины, определительное; подчинение последовательное)
VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:
(не) широкий, но быстрый ручей выст_влять (на) показ
(не) зыбл_мо пр_красен к_т_строфа
(н_) чем (н_) сдерж_ш(?) (не) пр_ступная крепость
(в) следстви_ чего п_н_рама
ад(?)ютант п_рсп_ктива
Ответ:
неширокий, но быстрый ручей
незыблемо прекрасен
ничем не сдержишь
вследствие чего
адъютант
выставлять напоказ
катастрофа
неприступная крепость
панорама
перспектива
VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.
1) Люди готовы пойти на самые невероятные поступки ради любви. Одни совершают поистине великие поступки. Вторые создают видимость подвигов.
2) В университете она встречает молодого человека, которого полюбила.
3) Маяковский выступает как существо страдающее, молящее о любви.
4) Часто можно встретить семьи, в которых детей называют в честь их предков. Это один из способов хранить их память.
5) Кто-то выбирает имя в память о родственнике или простого знакомого человека.
Ответ:
1) Люди готовы пойти на всё ради любви. Но одни совершают поистине великие поступки, а другие лишь создают видимость подвигов.
2) В университете она встретила молодого человека, которого вскоре (впоследствии) полюбила.
3) Маяковский выступает как человек страдающий, молящий о любви.
4) Часто можно встретить семьи, в которых детей называют в честь старших. Это один из способов сохранить память о предках.
5) Кто-то выбирает имя в память о родственнике или просто о знакомом человеке.