Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015
Вариант 24
I. Прочитайте слова:
обогнала лилась
облегчит исключит
ободрена донизу
нажился дождалась
нажившийся включен
Ответ:
обогналА лилАсь
облегчИт исключИт
ободренА дОнизу
нажИлся дождалАсь
нажИвшийся включЁн
II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:
лиственный <— встречающие (сущ.) <—
по-твоему <— сыграть <—
причал <— сыгранный <—
Ответ:
лиственный <— листва (суффиксальный)
по-твоему <— твой(приставочно-суффиксальный)
причал <— причалить (бессуффиксный)
встречающие (сущ.) <— встречающие (прич.) (переход слова из причастия в существительное — субстантивация)
сыграть <— играть (приставочный)
сыгранный <— сыграть (суффиксальный)
III. Подчеркните в предложениях все предлоги.
Месяц уже давно сел, на востоке появилась светлая полоска; лощина тонула в белом тумане. Было поздно, приходилось возвращаться домой по самой короткой дороге. Мы поднялись на гору, прошли через рожь, потом долго шли по пару и вышли, наконец, на торную дорогу; круто обогнув крестьянские овсы, она мимо берёзовой рощи спускалась вниз к Большому лугу. Весь луг был покрыт густым туманом, и перед нами как будто медленно колыхалось огромное озеро. Мы спустились внутрь этого туманного озера. Грудь теснило сыростью, тяжело было дышать; на траве вдоль дороги белела роса. Мы шли сквозь туман. И вдруг, близ рощи, в овсах, робко, неуверенно зазвенел жаворонок…
(По В. Вересаеву)
Ответ:
Месяц уже давно сел, на востоке появилась светлая полоска; лощина тонула в белом тумане. Было поздно, приходилось возвращаться домой по самой короткой дороге. Мы поднялись на гору, прошли через рожь, потом долго шли по пару и вышли, наконец, на торную дорогу; круто обогнув крестьянские овсы, она мимо берёзовой рощи спускалась вниз к Большому лугу. Весь луг был покрыт густым туманом, и перед нами как будто медленно колыхалось огромное озеро. Мы спустились внутрь этого туманного озера. Грудь теснило сыростью, тяжело было дышать; на траве вдоль дороги белела роса. Мы шли сквозь туман. И вдруг, близ рощи, в овсах, робко, неуверенно зазвенел жаворонок...
IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.
немного светлела — встретить его —
лесного обитателя — приказал явиться —
поступит так — нагретых солнцем —
судьба улыбнётся — о гористом крае —
его мнение — думала о том —
Ответ:
немного светлела — примыкание
лесного обитателя — согласование
поступит так — примыкание
судьба улыбнётся — не словосочетание (основа предложения: подлежащее и сказуемое)
его мнение — примыкание
встретить его — управление
приказал явиться — примыкание
нагретых солнцем — управление
о гористом крае — согласование
думала о том — управление
V. Определите типы придаточных и тип подчинения придаточных (расставьте знаки препинания).
1) Цветёт рябина поздней весной когда оденутся в зелёную одежду леса и поют заливаются на опушках звонкоголосые соловьи.
2) Кто-то рассказал мне что у дальней деревни в которой я ещё никогда не бывал есть хорошие глухариные места.
3) Там где не растут вишни и нет хороших садов ребята лакомятся ягодами лесной черёмухи.
4) Если у вас сохранился чуткий слух вы непременно услышите чудесные звуки земли которую во все времена люди так ласково называли матерью-землёю.
5) Известно что воробьи не улетают зимою на тёплый юг а зимуют в тех самых местах где родились и жили.
(По И. Соколову-Микитову)
Ответ:
1) Цветёт рябина поздней весной, когда оденутся в зелёную одежду леса и поют, заливаются на опушках звонкоголосые соловьи, (придаточные времени; подчинение однородное)
2) Кто-то рассказал мне, что у дальней деревни, в которой я ещё никогда не бывал, есть хорошие глухариные места, (придаточные изъяснительное, определительное; подчинение последовательное)
3) Там, где не растут вишни и нет хороших садов, ребята лакомятся ягодами лесной черёмухи, (придаточные места; подчинение однородное)
4) Если у вас сохранился чуткий слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена люди так ласково называли матерью-землёю, (придаточные условия, определительное; подчинение параллельное)
5) Известно, что воробьи не улетают зимою на тёплый юг, а зимуют в тех самых местах, где родились и жили, (придаточные изъяснительное, определительное; подчинение последовательное)
VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:
выст_вляет (на) показ бе(л,лл)_стристика
гр_да тёмных туч(?) без прои_ше(?)ствий
всё (же) (пресс) конф_ренц_я
ветря(н,нн)ой (по) этому (н_) пр_шёл
вид_н в подн_бес(?)е (не) смотря (н_) на что
Ответ:
выставляет напоказ
гряда тёмных туч
всё же
ветряной
виден в поднебесье
беллестристика
без происшествий
пресс-конференция
поэтому не пришёл
несмотря ни на что
VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.
1) Отцы и дети имеют различные мировоззрения.
2) Базаров был большим материалистом. Для него имело значение только то, что можно потрогать руками и положить на язык.
3) Отношение Базарова начало развиваться с огромной силой.
4) Купеческий мир «Грозы» в «Бесприданнице» внешне преобразовался.
5) Речь Дикого кишит грубыми выражениями.
Ответ:
1) Отцы и дети имеют различное мировоззрение (различные взгляды на жизнь).
2) Базаров был материалистом. Для него имело значение только то, что можно воспринимать с помощью различных органов чувств человека.
3) Интерес Базарова к Одинцовой растёт.
4) Купеческий мир, изображённый в «Грозе», в «Бесприданнице» внешне изменился.
5) Речь Дикого наполнена грубыми выражениями. / Речь Дикого полна грубых выражений.