Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015


Вариант 23

I. Прочитайте слова:

озлобить     созыв

отдав      надолго

позвала      подняв

закупорив        поделенный

лекторы      ободрить

Ответ:

озлОбить     созЫв

отдАв      надОлго

позвалА     поднЯв

закУпорив        поделЁнный

лЕкторы     ободрИть

II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:

воскликнув <—       поблагодарить <—

охрана <—     город-герой <—

безумец <—     медленно <—

Ответ:

воскликнув <— воскликнуть (суффиксальный)

охрана <— охранять (бессуффиксный)

безумец <— ум (приставочно-суффиксальный)

поблагодарить <— благодарить (приставочный)

город-герой <— город, герой (сложение)

медленно <— медленный (суффиксальный)

III. Определите выделенные слова как части речи.

Странник шёл рядом, беззаботно посвистывал и дышал прохладою. Странник шёл мелкими шажками, а рядом с ним ковылял огромный оборванный косарь. Около дороги, на рубеже, стояла каменная баба. Сергей Андреевич шёл по дороге вдоль заросшей канавы, растирал ладонями цветки полыни и со счастливым, жизнерадостным, чувством дышал навстречу ветру. И она, плача, упала передо мною на колени и старалась поцеловать мне руку, благодаря меня за мою ласковость и доброту... Его удалось спасти только благодаря принятым энергичным мерам оживления. Сергей Андреевич радостно пошёл навстречу. Всякий, мимо которого собачонка бежала, считал долгом пихнуть её сапогом. Мне приходилось идти мимо. Сергей Андреевич, угрюмо сдвинув брови, смотрел вдаль.

(По В. Вересаеву)

Ответ:

Странник шёл рядом (наречие), беззаботно посвистывал и дышал прохладою. Странник шёл мелкими шажками, а рядом с (предлог) ним ковылял огромный оборванный косарь. Около (предлог) дороги, на рубеже, стояла каменная баба. Сергей Андреевич шёл по дороге вдоль (предлог) заросшей канавы, растирал ладонями цветки полыни и со счастливым, жизнерадостным чувством дышал навстречу (предлог) ветру. И она, плача, упала передо мною на колени и старалась поцеловать мне руку, благодаря (деепричастие) меня за мою ласковость и доброту... Его удалось спасти только благодаря (предлог) принятым энергичным мерам оживления. Сергей Андреевич радостно пошёл навстречу (наречие). Всякий, мимо (предлог) которого собачонка бежала, считал долгом пихнуть её сапогом. Мне приходилось идти мимо (наречие). Сергей Андреевич, угрюмо сдвинув брови, смотрел вдаль (наречие).

IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.

ярко расчерченная —    смог встретиться —

прожитых без смысла —        неожиданно и сильно —

велел прийти —    сквозь деревья —

кто приказал —    первым снегом —

плохо помню —    никак не испортит —

Ответ:

ярко расчерченная — примыкание

прожитых без смысла — управление

велел прийти — примыкание

кто приказал — не словосочетание (основа предложения: подлежащее и сказуемое)

плохо помню — примыкание

смог встретиться — не словосочетание (составное глагольное сказуемое)

неожиданно и сильно — не словосочетание (однородные члены предложения)

сквозь деревья — не словосочетание (предлог и существительное)

первым снегом — согласование

никак не испортит — примыкание

V. Определите типы придаточных и тип подчинения придаточных (расставьте знаки препинания).

1) Уже смеркалось когда мы садились в машины чтобы покинуть гостеприимное место.

2) Пока мы пробирались через всю Москву стемнело окончательно так что выехав на Каширское шоссе мы включили фары.

3) В вестибюле у гардеробщицы мы спросили сюда ли попали здесь ли выставка.

4) Есть на нашей реке такие глухие и укромные места что когда продерёшься через спутанные лесные заросли и присядешь около самой воды почувствуешь себя как бы в обособленном отгороженном от остального земного пространства мире.

5) Я привязал к нитке бумажный бантик и пытался поиграть с кошкой как делал в прошлом году когда она была ещё маленьким котёнком.

(По В. Солоухину)

Ответ:

1) Уже смеркалось, когда мы садились в машины, чтобы покинуть гостеприимное место, (придаточные времени, цели; подчинение последовательное)

2)Пока мы пробирались через всю Москву, стемнело окончательно, так что, выехав на Каширское шоссе, мы включили фары, (придаточные времени, следствия; подчинение параллельное)

3) В вестибюле у гардеробщицы мы спросили, сюда ли попали, здесь ли выставка, (придаточные изъяснительные; подчинение однородное)

4) Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься через спутанные лесные заросли и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире, (придаточные определительное, времени; подчинение последовательное)

5) Я привязал к нитке бумажный бантик и пытался поиграть с кошкой, как делал в прошлом году, когда она была ещё маленьким котёнком, (придаточные сравнительное, времени; подчинение последовательное)

VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

пр_д_вались покою   пр_ходит(?)ся зад_ржат(?)ся

пр_имущество    зал_хва(?)ски крикнул

пр_исполн_(н, нн)ы прелест_ ещё (не) сложе(н,нн)ые в ряд дрова

пр_одлеть (по) одиночке      д_скр_д_тировать

пр_подносится как ист_на      д_ст_(л,лл)_рованный

Ответ:

предавались покою

преимущество

преисполнены прелести

преодолеть поодиночке

преподносится как истина

приходится задержаться

залихватски крикнул

ещё не сложенные в ряд дрова

дискредитировать

дистиллированный

VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

1) В тексте Вересаева говорится про мать.

2) Для каждого человека мать является чем-то особенным.

3) Данный текст написан Паустовским. В тексте содержится несколько проблем, одной из которых является проблема взаимоотношений между родителями и их детьми.

4) В данном тексте Паустовского повествуется о прогулке автора с Катериной Ивановной с кратким вступлением об её жизни.

5) Эта истина доказана многими столетиями.

Ответ:

1) В тексте Вересаева говорится о матери.

2) Для всех людей мать является особенным человеком в жизни.

3) В данном тексте, написанном Паустовским, содержится несколько проблем, одной из которых является проблема взаимоотношений между родителями и их детьми.

4) В данном тексте Паустовского описывается прогулка рассказчика с Катериной Ивановной, героиней текста, и история её жизни.

5) Эта истина доказана временем.