Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015


Вариант 22

I. Прочитайте слова:

верба        включенный

добрала      включим

согнутый     налила

заселен      налита

назвалась        ободренный

Ответ:

вЕрба включЁнный

добралА     включИм

сОгнутый     налилА

заселЁн     налитА

назвалАсь        ободрЁнный

II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:

подготовка <—        подоходный <—

отрыв <—        невесёлый <—

лисий <—     по́нят <—

Ответ:

подготовка <— подготовить (подготовит) (суффиксальный)

отрыв <— отрывать (бессуффиксный)

лисий <— лиса (суффиксальный)

подоходный <— доход (налог по доходу) (приставочно-суффиксальный)

невесёлый <— весёлый (приставочный)

по́нят (по́нятый) <— понять (суффиксальный)

lll. Найдите в тексте все деепричастия.

Между тем баркас, ныряя между волн, ходко шёл вперёд, удаляясь от корвета. Гребцы наваливались изо всех сил, так что пот градом катил с их раскрасневшихся лиц.

Цепко ухватившись за румпель руля, Лопатин с напряжённым вниманием, прерывисто дыша, смотрит перед собой, направляя баркас в разрез волне. Подавшись всем корпусом вперёд, точно этим положением ускоряя движение шлюпки, он всей фигурой своей и возбуждённым лицом с лихорадочно блестевшими глазами олицетворял нетерпение.

Вскоре он привстал и, еле держась на ногах на стремительно качающейся шлюпке, оглядывал океан, прислушиваясь.

(По К. Станюковичу)

Ответ:

Между тем баркас, ныряя между волн, ходко шёл вперёд, удаляясь от корвета. Гребцы наваливались изо всех сил, так что пот градом катил с их раскрасневшихся лиц.

Цепко ухватившись за румпель руля, Лопатин с напряжённым вниманием, прерывисто дыша, смотрит перед собой, направляя баркас в разрез волне. Подавшись всем корпусом вперёд, точно этим положением ускоряя движение шлюпки, он всей фигурой своей и возбуждённым лицом с лихорадочно блестевшими глазами олицетворял нетерпение.

Вскоре он привстал и, еле держась на ногах на стремительно качающейся шлюпке, оглядывал океан, прислушиваясь.

IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.

хвойным ароматом —    где встретили —

заменяет описание —        остановить кровь —

восторженно вскрикнув —   иные шаги —

осенила мысль —     попросили сыграть —

от солнечного зноя —    должна измениться —

Ответ:

хвойным ароматом — согласование

заменяет описание — управление

восторженно вскрикнув — примыкание

осенила мысль — не словосочетание (основа предложения: сказуемое и подлежащее)

от солнечного зноя — согласование

где встретили — примыкание

остановить кровь — управление

иные шаги — согласование

попросили сыграть — примыкание

должна измениться — не словосочетание (составное глагольное сказуемое)

V. Определите типы придаточных и тип подчинения придаточных (расставьте знаки препинания).

1) Захотелось писателю вспомнить своё детство когда он рос здесь мальчиком и холодный а всё же родной ветер дул в его лицо.

2) Цветы которые Таня высадила на грядку ещё жили в то утро когда должен был приехать отец.

3) Пусть трава уже тонка и плохо устилает землю пусть грядки пусты а всё же хорошо осенью!

4) Я хочу чтоб вы поняли каким чудесным бывает слово у поэта.

5) Вода с шумом лилась из бочки в жестяную лейку будто это была вовсе не старая вода запертая в гнилой бочке а маленький водопад который только что родился высоко в горах.

(По Р. Фраерману)

Ответ:

1) Захотелось писателю вспомнить своё детство, когда он рос здесь мальчиком и холодный, а всё же родной ветер дул в его лицо, (придаточные определительные; подчинение однородное)

2) Цветы, которые Таня высадила на грядку, ещё жили в то утро, когда должен был приехать отец, (придаточные определительные; подчинение параллельное)

3) Пусть трава уже тонка и плохо устилает землю, пусть грядки пусты, а всё же хорошо осенью! (придаточные уступки; подчинение однородное)

4) Я хочу, чтоб вы поняли, каким чудесным бывает слово у поэта, (придаточные изъяснительные; подчинение последовательное)

5) Вода с шумом лилась из бочки в жестяную лейку, будто это была вовсе не старая вода, запертая в гнилой бочке, а маленький водопад, который только что родился высоко в горах, (придаточные сравнительное, определительное; подчинение последовательное)

VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

чуть (ли) (не) к_сают(?)ся неба        сви(н,нн)ой п_штет

эл_ксир       раск_лё(н,нн)ый воздух

ярко бл_с(?)нувшая молния        р_скошная птица

с (не) пр_вычки    кр_нолин

сверх(?)естестве(н,нн)ый        коп_шились (без) устали

Ответ:

чуть ли не касаются неба

эликсир

ярко блеснувшая молния

с непривычки

сверхъестественный

свиной паштет

раскалённый воздух

роскошная птица

кринолин

копошились без устали

VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

1) Я согласна с автором в том, что, прочитав некоторые поверхностные произведения, в памяти ничего не остаётся.

2) Авторам не всегда удаётся нарисовать своих героев с чувством, с красками.

3) Но не все писатели настолько талантливы, чтобы суметь описать предмет изображения так, чтобы он запомнился.

4) Одной из проблем, поставленных автором, является проблема того, что некоторые писатели часто смотрят на всё «бегло и торопливо».

5) Действительно, всё вокруг как бы преображается, меняется, как только ты обратишь на это внимание, проникнешься в самую суть явления.

Ответ:

1) Я согласна с автором в том, что после чтения некоторых поверхностных произведений в памяти ничего не остаётся.

2) Авторам не всегда удаётся ярко, с чувством нарисовать своих героев.

3) Но не все писатели настолько талантливы, чтобы сделать предмет изображения запоминающимся.

4) Одной из проблем, поставленных автором, является проблема невнимательного отношения писателей к жизни.

5) Действительно, всё вокруг как бы преображается, меняется, как только ты обратишь на это внимание, проникнешь в самую суть явления.