Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015
Вариант 22
I. Прочитайте слова:
верба включенный
добрала включим
согнутый налила
заселен налита
назвалась ободренный
Ответ:
вЕрба включЁнный
добралА включИм
сОгнутый налилА
заселЁн налитА
назвалАсь ободрЁнный
II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:
подготовка <— подоходный <—
отрыв <— невесёлый <—
лисий <— по́нят <—
Ответ:
подготовка <— подготовить (подготовит) (суффиксальный)
отрыв <— отрывать (бессуффиксный)
лисий <— лиса (суффиксальный)
подоходный <— доход (налог по доходу) (приставочно-суффиксальный)
невесёлый <— весёлый (приставочный)
по́нят (по́нятый) <— понять (суффиксальный)
lll. Найдите в тексте все деепричастия.
Между тем баркас, ныряя между волн, ходко шёл вперёд, удаляясь от корвета. Гребцы наваливались изо всех сил, так что пот градом катил с их раскрасневшихся лиц.
Цепко ухватившись за румпель руля, Лопатин с напряжённым вниманием, прерывисто дыша, смотрит перед собой, направляя баркас в разрез волне. Подавшись всем корпусом вперёд, точно этим положением ускоряя движение шлюпки, он всей фигурой своей и возбуждённым лицом с лихорадочно блестевшими глазами олицетворял нетерпение.
Вскоре он привстал и, еле держась на ногах на стремительно качающейся шлюпке, оглядывал океан, прислушиваясь.
(По К. Станюковичу)
Ответ:
Между тем баркас, ныряя между волн, ходко шёл вперёд, удаляясь от корвета. Гребцы наваливались изо всех сил, так что пот градом катил с их раскрасневшихся лиц.
Цепко ухватившись за румпель руля, Лопатин с напряжённым вниманием, прерывисто дыша, смотрит перед собой, направляя баркас в разрез волне. Подавшись всем корпусом вперёд, точно этим положением ускоряя движение шлюпки, он всей фигурой своей и возбуждённым лицом с лихорадочно блестевшими глазами олицетворял нетерпение.
Вскоре он привстал и, еле держась на ногах на стремительно качающейся шлюпке, оглядывал океан, прислушиваясь.
IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.
хвойным ароматом — где встретили —
заменяет описание — остановить кровь —
восторженно вскрикнув — иные шаги —
осенила мысль — попросили сыграть —
от солнечного зноя — должна измениться —
Ответ:
хвойным ароматом — согласование
заменяет описание — управление
восторженно вскрикнув — примыкание
осенила мысль — не словосочетание (основа предложения: сказуемое и подлежащее)
от солнечного зноя — согласование
где встретили — примыкание
остановить кровь — управление
иные шаги — согласование
попросили сыграть — примыкание
должна измениться — не словосочетание (составное глагольное сказуемое)
V. Определите типы придаточных и тип подчинения придаточных (расставьте знаки препинания).
1) Захотелось писателю вспомнить своё детство когда он рос здесь мальчиком и холодный а всё же родной ветер дул в его лицо.
2) Цветы которые Таня высадила на грядку ещё жили в то утро когда должен был приехать отец.
3) Пусть трава уже тонка и плохо устилает землю пусть грядки пусты а всё же хорошо осенью!
4) Я хочу чтоб вы поняли каким чудесным бывает слово у поэта.
5) Вода с шумом лилась из бочки в жестяную лейку будто это была вовсе не старая вода запертая в гнилой бочке а маленький водопад который только что родился высоко в горах.
(По Р. Фраерману)
Ответ:
1) Захотелось писателю вспомнить своё детство, когда он рос здесь мальчиком и холодный, а всё же родной ветер дул в его лицо, (придаточные определительные; подчинение однородное)
2) Цветы, которые Таня высадила на грядку, ещё жили в то утро, когда должен был приехать отец, (придаточные определительные; подчинение параллельное)
3) Пусть трава уже тонка и плохо устилает землю, пусть грядки пусты, а всё же хорошо осенью! (придаточные уступки; подчинение однородное)
4) Я хочу, чтоб вы поняли, каким чудесным бывает слово у поэта, (придаточные изъяснительные; подчинение последовательное)
5) Вода с шумом лилась из бочки в жестяную лейку, будто это была вовсе не старая вода, запертая в гнилой бочке, а маленький водопад, который только что родился высоко в горах, (придаточные сравнительное, определительное; подчинение последовательное)
VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:
чуть (ли) (не) к_сают(?)ся неба сви(н,нн)ой п_штет
эл_ксир раск_лё(н,нн)ый воздух
ярко бл_с(?)нувшая молния р_скошная птица
с (не) пр_вычки кр_нолин
сверх(?)естестве(н,нн)ый коп_шились (без) устали
Ответ:
чуть ли не касаются неба
эликсир
ярко блеснувшая молния
с непривычки
сверхъестественный
свиной паштет
раскалённый воздух
роскошная птица
кринолин
копошились без устали
VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.
1) Я согласна с автором в том, что, прочитав некоторые поверхностные произведения, в памяти ничего не остаётся.
2) Авторам не всегда удаётся нарисовать своих героев с чувством, с красками.
3) Но не все писатели настолько талантливы, чтобы суметь описать предмет изображения так, чтобы он запомнился.
4) Одной из проблем, поставленных автором, является проблема того, что некоторые писатели часто смотрят на всё «бегло и торопливо».
5) Действительно, всё вокруг как бы преображается, меняется, как только ты обратишь на это внимание, проникнешься в самую суть явления.
Ответ:
1) Я согласна с автором в том, что после чтения некоторых поверхностных произведений в памяти ничего не остаётся.
2) Авторам не всегда удаётся ярко, с чувством нарисовать своих героев.
3) Но не все писатели настолько талантливы, чтобы сделать предмет изображения запоминающимся.
4) Одной из проблем, поставленных автором, является проблема невнимательного отношения писателей к жизни.
5) Действительно, всё вокруг как бы преображается, меняется, как только ты обратишь на это внимание, проникнешь в самую суть явления.