Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015


Вариант 21

I. Прочитайте слова:

облегчить     клала

накренит     заперта

надорвалась        закупорить

мусоропровод    добела

ловка      взяла

Ответ:

облегчИть     клАла

накренИт     запертА

надорвалАсь    закУпорить

мусоропровОд    добелА

ловкА      взялА

II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:

Возмущённый <—    по-моему <—

возмущённо <—    высь <—

возмутить <—        напряжённо <—

Ответ:

возмущённый <— возмутить (возмущу) (суффиксальный)

возмущённо <— возмущённый (суффиксальный)

возмутить <— мутить (приставочный)

по-моему <— мой(приставочно-суффиксальный)

высь <— высокий (бессуффиксный)

напряжённо <— напряжённый (суффиксальный)

III. Найдите в тексте все причастия.

Когда Володя пришёл домой, все домашние, ожидавшие его с нетерпением, были в гостиной.

Мать его, высокая и полная женщина, с нежным и кротким лицом, сохранившим ещё следы былой красоты, в сбившемся чуть-чуть набок чёрном кружевном чепце, прикрывавшем тёмные, начинавшие серебриться волосы, как-то особенно горячо и порывисто обняла сына. Она, видимо, была расстроена, и её большие бархатистые чёрные глаза были красны от слёз.

Костя, долговязый и неуклюжий подросток в гимназической куртке, с торчащими вихрами, глядел на брата с каким-то боязливым почтением и в то же время с грустью. А старая няня Матрёна, уже успевшая обнять своего любимца в прихожей, стояла у дверей с любовно устремлёнными на Володю маленькими слезящимися глазками.

(По К. Станюковичу)

Ответ:

Когда Володя пришёл домой, все домашние, ожидавшие его с нетерпением, были в гостиной.

Мать его, высокая и полная женщина, с нежным и кротким лицом, сохранившим ещё следы былой красоты, в сбившемся чуть-чуть набок чёрном кружевном чепце, прикрывавшем тёмные, начинавшие серебриться волосы, как-то особенно горячо и порывисто обняла сына. Она, видимо, была расстроена, и её большие бархатистые чёрные глаза были красны от слёз.

Костя, долговязый и неуклюжий подросток в гимназической куртке, с торчащими вихрами, глядел на брата с каким-то боязливым почтением и в то же время с грустью. А старая няня Матрёна, уже успевшая обнять своего любимца в прихожей, стояла у дверей с любовно устремлёнными на Володю маленькими слезящимися глазками.

IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.

когда приходит —     приехала отдыхать —

солнечных лучей —    их дом —

расстилался на равнине —  увидеть их —

умели лечить —    берега тянулись —

одинок и слаб —    на другом берегу —

Ответ:

когда приходит — примыкание

солнечных лучей — согласование

расстилался на равнине — управление

умели лечить — не словосочетание (составное глагольное сказуемое)

одинок и слаб — не словосочетание (однородные сказуемые)

приехала отдыхать — примыкание

их дом — примыкание

увидеть их — управление

берега тянулись — не словосочетание (основа предложения: подлежащее и сказуемое)

на другом берегу — согласование

V. Определите типы придаточных и тип подчинения придаточных (расставьте знаки препинания).

1) Таня молчала потому что любила думать понемногу обо всём и молчать когда входила в этот молчаливый лес.

2) И дерево можно считать существом вполне разумным если оно улыбается тебе весной и если оно как будто говорит с тобой.

3) Голоса детей были так сильны что здесь наверху среди молчания серых морщинистых камней Тане показалось что где-то далеко гудит и качается лес.

4) Взгляд матери который Таня так боялась потревожить своей лаской погас сам собой словно ветер налетевший внезапно возмутил его ясность.

5) Хоть теперь и не весна и крыльцо было влажно от холодных дождей но и в позднюю осень Тане было тепло.

(По Р. Фраерману)

Ответ:

1) Таня молчала, потому что любила думать понемногу обо всём и молчать, когда входила в этот молчаливый лес. (придаточные причины, времени; подчинение последовательное)

2) И дерево можно считать существом вполне разумным, если оно улыбается тебе весной и если оно как будто говорит с тобой, (придаточные условия; подчинение однородное)

3) Голоса детей были так сильны, что здесь, наверху, среди молчания серых морщинистых камней, Тане показалось, что где-то далеко гудит и качается лес. (придаточные меры и степени, изъяснительное; подчинение последовательное)

4) Взгляд матери, который Таня так боялась потревожить своей лаской, погас сам собой, словно ветер, налетевший внезапно, возмутил его ясность. (придаточные определительное, сравнительное; подчинение параллельное)

5) Хоть теперь и не весна и крыльцо было влажно от холодных дождей, но и в позднюю осень Тане было тепло, (придаточные уступки; подчинение однородное)

VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

це(л,лл)ю(л,лл)оза    упом_нув о встреч_

ч_столюбие     ск_рмили (под) чистую

ч_стосердечие    сказал (в) полголоса

ч_стота (радио) волн   случалось (н_) раз

узнали (друг) друга    снег ср_внял всё вокруг

Ответ:

целлюлоза

честолюбие

чистосердечие

частота радиоволн

узнали друг друга

упомянув о встрече

скормили подчистую

сказал вполголоса

случалось не раз

снег сровнял всё вокруг

VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

1) Автор поднимает проблему вседозволенности, потакания.

2) Сделать из ребёнка хорошего человека очень сложно.

3) Я считаю, что лучше держать детей в строгости и подавать им какой-либо пример, чем давать им полную свободу действий.

4) Такое всепозволяющее воспитание не делает из человека ничего хорошего.

5) Любовь к собственным детям хороша в определённых пределах.

Ответ:

1) Автор поднимает проблему вседозволенности в поведении детей и потакания им со стороны родителей.

2) Воспитать ребёнка так, чтобы он стал хорошим человеком, очень сложно.

3) Я считаю, что лучше держать детей в строгости, чем давать им полную свободу действий.

4) Такое воспитание, при котором детям всё позволяется, не даёт человеку ничего хорошего.

5) Любовь к собственным детям не должна быть безрассудна (безответственна, эгоистична).