Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015
Вариант 21
I. Прочитайте слова:
облегчить клала
накренит заперта
надорвалась закупорить
мусоропровод добела
ловка взяла
Ответ:
облегчИть клАла
накренИт запертА
надорвалАсь закУпорить
мусоропровОд добелА
ловкА взялА
II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:
Возмущённый <— по-моему <—
возмущённо <— высь <—
возмутить <— напряжённо <—
Ответ:
возмущённый <— возмутить (возмущу) (суффиксальный)
возмущённо <— возмущённый (суффиксальный)
возмутить <— мутить (приставочный)
по-моему <— мой(приставочно-суффиксальный)
высь <— высокий (бессуффиксный)
напряжённо <— напряжённый (суффиксальный)
III. Найдите в тексте все причастия.
Когда Володя пришёл домой, все домашние, ожидавшие его с нетерпением, были в гостиной.
Мать его, высокая и полная женщина, с нежным и кротким лицом, сохранившим ещё следы былой красоты, в сбившемся чуть-чуть набок чёрном кружевном чепце, прикрывавшем тёмные, начинавшие серебриться волосы, как-то особенно горячо и порывисто обняла сына. Она, видимо, была расстроена, и её большие бархатистые чёрные глаза были красны от слёз.
Костя, долговязый и неуклюжий подросток в гимназической куртке, с торчащими вихрами, глядел на брата с каким-то боязливым почтением и в то же время с грустью. А старая няня Матрёна, уже успевшая обнять своего любимца в прихожей, стояла у дверей с любовно устремлёнными на Володю маленькими слезящимися глазками.
(По К. Станюковичу)
Ответ:
Когда Володя пришёл домой, все домашние, ожидавшие его с нетерпением, были в гостиной.
Мать его, высокая и полная женщина, с нежным и кротким лицом, сохранившим ещё следы былой красоты, в сбившемся чуть-чуть набок чёрном кружевном чепце, прикрывавшем тёмные, начинавшие серебриться волосы, как-то особенно горячо и порывисто обняла сына. Она, видимо, была расстроена, и её большие бархатистые чёрные глаза были красны от слёз.
Костя, долговязый и неуклюжий подросток в гимназической куртке, с торчащими вихрами, глядел на брата с каким-то боязливым почтением и в то же время с грустью. А старая няня Матрёна, уже успевшая обнять своего любимца в прихожей, стояла у дверей с любовно устремлёнными на Володю маленькими слезящимися глазками.
IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.
когда приходит — приехала отдыхать —
солнечных лучей — их дом —
расстилался на равнине — увидеть их —
умели лечить — берега тянулись —
одинок и слаб — на другом берегу —
Ответ:
когда приходит — примыкание
солнечных лучей — согласование
расстилался на равнине — управление
умели лечить — не словосочетание (составное глагольное сказуемое)
одинок и слаб — не словосочетание (однородные сказуемые)
приехала отдыхать — примыкание
их дом — примыкание
увидеть их — управление
берега тянулись — не словосочетание (основа предложения: подлежащее и сказуемое)
на другом берегу — согласование
V. Определите типы придаточных и тип подчинения придаточных (расставьте знаки препинания).
1) Таня молчала потому что любила думать понемногу обо всём и молчать когда входила в этот молчаливый лес.
2) И дерево можно считать существом вполне разумным если оно улыбается тебе весной и если оно как будто говорит с тобой.
3) Голоса детей были так сильны что здесь наверху среди молчания серых морщинистых камней Тане показалось что где-то далеко гудит и качается лес.
4) Взгляд матери который Таня так боялась потревожить своей лаской погас сам собой словно ветер налетевший внезапно возмутил его ясность.
5) Хоть теперь и не весна и крыльцо было влажно от холодных дождей но и в позднюю осень Тане было тепло.
(По Р. Фраерману)
Ответ:
1) Таня молчала, потому что любила думать понемногу обо всём и молчать, когда входила в этот молчаливый лес. (придаточные причины, времени; подчинение последовательное)
2) И дерево можно считать существом вполне разумным, если оно улыбается тебе весной и если оно как будто говорит с тобой, (придаточные условия; подчинение однородное)
3) Голоса детей были так сильны, что здесь, наверху, среди молчания серых морщинистых камней, Тане показалось, что где-то далеко гудит и качается лес. (придаточные меры и степени, изъяснительное; подчинение последовательное)
4) Взгляд матери, который Таня так боялась потревожить своей лаской, погас сам собой, словно ветер, налетевший внезапно, возмутил его ясность. (придаточные определительное, сравнительное; подчинение параллельное)
5) Хоть теперь и не весна и крыльцо было влажно от холодных дождей, но и в позднюю осень Тане было тепло, (придаточные уступки; подчинение однородное)
VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:
це(л,лл)ю(л,лл)оза упом_нув о встреч_
ч_столюбие ск_рмили (под) чистую
ч_стосердечие сказал (в) полголоса
ч_стота (радио) волн случалось (н_) раз
узнали (друг) друга снег ср_внял всё вокруг
Ответ:
целлюлоза
честолюбие
чистосердечие
частота радиоволн
узнали друг друга
упомянув о встрече
скормили подчистую
сказал вполголоса
случалось не раз
снег сровнял всё вокруг
VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.
1) Автор поднимает проблему вседозволенности, потакания.
2) Сделать из ребёнка хорошего человека очень сложно.
3) Я считаю, что лучше держать детей в строгости и подавать им какой-либо пример, чем давать им полную свободу действий.
4) Такое всепозволяющее воспитание не делает из человека ничего хорошего.
5) Любовь к собственным детям хороша в определённых пределах.
Ответ:
1) Автор поднимает проблему вседозволенности в поведении детей и потакания им со стороны родителей.
2) Воспитать ребёнка так, чтобы он стал хорошим человеком, очень сложно.
3) Я считаю, что лучше держать детей в строгости, чем давать им полную свободу действий.
4) Такое воспитание, при котором детям всё позволяется, не даёт человеку ничего хорошего.
5) Любовь к собственным детям не должна быть безрассудна (безответственна, эгоистична).