Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015


Вариант 20

I. Прочитайте слова:

перезвонит     тотчас

сверлит      сливовый

торты        повторенный

убыстрить        отключенный

щемит      обнялась

Ответ:

перезвонИт     тОтчас

сверлИт     слИвовый

тОрты        повторЁнный

убыстрИть        отключЁнный

щемИт      обнялАсь

II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:

архиважный <—    призыв <—

дотемна <—     ведущий (сущ.) <—

понятый <—     ведущий (прич.) <—

Ответ:

архиважный <— важный (приставочный)

дотемна <— тёмный (приставочно-суффиксальный)

понятый <— понять (суффиксальный)

призыв <— призывать (бессуффиксный)

ведущий (сущ.) <— ведущий (прич.) (переход слова из причастия в существительное — субстантивация)

ведущий (прич.) <— вести (веду) (суффиксальный)

III. Определите выделенные слова как части речи (раскройте скобки).

Максим опять повеселел, но, прождав несколько часов Кузьму, не вытерпел, оседлал лошадь и поскакал (на)встречу. Он торопился (на)встречу с приятелем. Гусь лёг на спину и задрал (в)верх лапы. (С)начала скрылся с глаз Донец, за ним монастырский двор с тысячами людей, потом зелёные крыши. Мы не встречались (с)начала учебного года. Он посмотрел (на)лицо Артура, и ему сделалось страшно. (На)лицо бесхозяйственность и безответственность. На четвёртый день он явился к ним опять (во)время обеда. Это было совсем не (во)время. Я не надеюсь (на)удачу. Мы шли по лесу (на)удачу. Он с судорожным трепетом обнимал подушку и долго ворочался (с)боку (на)бок. Она сидела, свесив голову (на)бок. Молодой пастух повернулся (на)бок и пристально, подняв свои чёрные брови, поглядел на старика. Вскоре уже не стало силы глядеть (в)даль сонно-светлого горизонта. Лес громоздился террасами, уходя (в)дали всё выше и выше.

(По А. Чехову)

Ответ:

Максим опять повеселел, но, прождав несколько часов Кузьму, не вытерпел, оседлал лошадь и поскакал навстречу (наречие). Он торопился на встречу (существительное с предлогом) с приятелем. Гусь лёг на спину и задрал вверх (наречие) лапы. Сначала (наречие) скрылся с глаз Донец, за ним монастырский двор с тысячами людей, потом зелёные крыши. Мы не встречались с начала (существительное с предлогом) учебного года. Он посмотрел на лицо (существительное с предлогом) Артура, и ему сделалось страшно. Налицо (наречие) бесхозяйственность и безответственность. На четвертый день он явился к ним опять во время (предлог) обеда. Это было совсем не вовремя (наречие). Я не надеюсь на удачу (существительное с предлогом). Мы шли по лесу наудачу (наречие). Он с судорожным трепетом обнимал подушку и долго ворочался с боку на бок (наречие). Она сидела, свесив голову набок (наречие). Молодой пастух повернулся на бок (существительное с предлогом) и пристально, подняв свои чёрные брови, поглядел на старика. Вскоре уже не стало силы глядеть в даль (существительное с предлогом) сонно-светлого горизонта. Лес громоздился террасами, уходя вдали (наречие) всё выше и выше.

IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.

высились вдали —    такой восторг —

по горному склону —    из недр земли —

попросил умоляя —    будет угодно —

ярко изобразить —    выставить на солнце —

не успели уйти —     нелегко описать —

Ответ:

высились вдали — примыкание

по горному склону — согласование

попросил умоляя — примыкание

ярко изобразить — примыкание

не успели уйти — не словосочетание (составное глагольное сказуемое)

такой восторг — согласование

из недр земли — управление

будет угодно — не словосочетание (составное именное сказуемое)

выставить на солнце — управление

нелегко описать — примыкание

V. Определите типы придаточных (расставьте знаки препинания).

1) По мере того как удалялись рыбаки от земли мальчик стал улавливать некую смутную опасность исходящую от моря.

2) Ночью можно будет увидеть звёзды если рассеется туман.

3) В то утро мальчика поразило как сильно изменились лица взрослых.

4) Рыбаки продолжали грести в каком-то яростном ожесточении точно они могли обогнать туман и вырваться из его беспредельных пределов.

5) Вскоре настроение мальчика как-то странно изменилось хотя он и не подавал вида.

(По Ч. Айтматову)

Ответ:

1) По мере того как удалялись рыбаки от земли, мальчик стал улавливать некую смутную опасность, исходящую от моря, (придаточное времени)

2) Ночью можно будет увидеть звёзды, если рассеется туман, (придаточное условия)

3) В то утро мальчика поразило, как сильно изменились лица взрослых. (придаточное изъяснительное)

4) Рыбаки продолжали грести в каком-то яростном ожесточении, точно они могли обогнать туман и вырваться из его беспредельных пределов, (придаточное сравнительное)

5) Вскоре настроение мальчика как-то странно изменилось, хотя он и не подавал вида, (придаточное уступки)

VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

плавал (по) среди пруда   под(?)ехал к ор_нжере_

пласт_лин       подветре(н,нн)ый

по со(ж,жж)ё(н,нн)ым лугам        поп_дались (на) встречу

по уже е_же(н,нн)ой дорог_        сув_рен_тет

по (не) остывш_й за ноч(?) степи эш_фот

Ответ:

плавал посреди пруда

пластилин

по сожжённым лугам

по уже езженной дороге

по не остывшей за ночь степи

подъехал к оранжерее

подветренный

попадались навстречу

суверенитет

эшафот

VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

1) Автору жаль, что у многих людей нашего времени слово «честь» исчезло из умов.

2) У многих людей честь отодвинулась на второй план.

3) Автор не понимает, как честь могла исчезнуть из понимания современных людей.

4) Часто ли можно встретить человека, который бы, не задумываясь, потерпел многие трудности жизни ради сохранения своей чести.

5) Такие писатели, как Пушкин и Лермонтов, ясно показали своё отношение в своих произведениях к этой основе нравственности — чести.

Ответ:

1) Автору жаль, что многие люди нашего времени забыли о таком понятии, как честь.

2) Для многих людей понятие чести перестало быть чем-то важным.

3) Автор не понимает, как современные люди могли забыть о таком понятии, как честь.

4) Часто ли можно встретить человека, который, не задумываясь, претерпел бы многие жизненные трудности ради сохранения своей чести.

5) Такие писатели, как Пушкин и Лермонтов, в своих произведениях ясно выразили своё отношение к основе нравственности — чести.