Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015


Вариант 19

I. Прочитайте слова:

обеспечение        воссоздана

наврала      поняла

мозаичный     инстинкт

квартал      верна

иксы      баловать

Ответ:

обеспЕчение воссозданА

навралА     понялА

мозаИчный     инстИнкт

квартАл     вернА

Иксы      баловАть

II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:

услышан <—        самолётный <—

вверху <—      самолётостроение <—

выброс <—       придорожный <—

Ответ:

услышан (услышанный) <— услышать (суффиксальный)

вверху <— верх (приставочно-суффиксальный)

выброс <— выбросить (бессуффиксный)

самолётный <— самолёт (суффиксальный)

самолётостроение <— самолёт, строение (сложение)

придорожный <— дорога (приставочно-суффиксальный)

III. В каждом предложении найдите наречие, образованное от существительного.

Степан Иваныч ходил по улице, и ему досадно было, что никто не попадается навстречу. Картины, лица и положения брались наудачу, экспромтом. Рогожа от ветра вновь летит вверх направо, стремительно опускается вниз и с треском взлетает вверх налево. Один за другим, пророча конец лета, переставали петь сначала соловей, потом перепел, а немного позже коростель... Те несчастья, которые уже испытаны и которые есть теперь налицо, так велики, что трудно придумать что-нибудь ещё хуже. Отъехав больше версты, Горчаков оглянулся и пристально поглядел вдаль. Наконец все уехали, стало опять тихо. Вдали показались красные огни. Наутро его свезли в больницу. Явившись на зов, он почтительно склонил голову набок.

(По А. Чехову)

Ответ:

Степан Иваныч ходил по улице, и ему досадно было, что никто не попадается навстречу. Картины, лица и положения брались наудачу, экспромтом. Рогожа от ветра вновь летит вверх направо, стремительно опускается вниз и с треском взлетает вверх налево. Один за другим, пророча конец лета, переставали петь сначала соловей, потом перепел, а немного позже коростель... Те несчастья, которые уже испытаны и которые есть теперь налицо, так велики, что трудно придумать что- нибудь ещё хуже. Отъехав больше версты, Горчаков оглянулся и пристально поглядел вдаль. Наконец все уехали, стало опять тихо. Вдали показались красные огни. Наутро его свезли в больницу. Явившись на зов, он почтительно склонил голову набок.

IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.

фигурки зверей —        разглядеть её —

с неопытными охотниками —  с её вещами —

отчаянно сражались —   цвет индиго —

этого мира —     разложив на столе —

не будет знать —     начала прогуливаться —

Ответ:

фигурки зверей — управление

с неопытными охотниками — согласование

отчаянно сражались — примыкание

этого мира — согласование

не будет знать — не словосочетание (простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в будущем времени)

разглядеть её — управление

с её вещами — примыкание

цвет индиго — примыкание

разложив на столе — управление

начала прогуливаться — не словосочетание (составное глагольное сказуемое)

V. Определите типы придаточных (расставьте знаки препинания).

1) Чем ближе к старости тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени.

2) Ремизов спросил киргиза есть ли около Бек-Таша удобное место для высадки.

3) Русские художники в Италии отращивали бороды чтобы быть похожими на мастеров Возрождения.

4) Были поздние сумерки когда первая звезда появилась над Москвой.

5) Воздух над землёй такой чистый будто его и нет совершенно.

(По К. Паустовскому)

Ответ:

1) Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени, (придаточное сравнительное)

2) Ремизов спросил киргиза, есть ли около Бек-Таша удобное место для высадки, (придаточное изъяснительное)

3) Русские художники в Италии отращивали бороды, чтобы быть похожими на мастеров Возрождения, (придаточное цели)

4) Были поздние сумерки, когда первая звезда появилась над Москвой. (придаточное времени)

5) Воздух над землёй такой чистый, будто его и нет совершенно.

VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

начнает укл_нят(?)ся    од_нокий пл_вец

говорить (по) францу_ки   откуда (н_) воз(?)мись

недюж_(н,нн)ая сила        п_(л,лл)_грим

обветре(н,нн)ый     колос(?)я едва колыш_т(?)ся

общат(?)ся (по) дружески  ещё (не) коше(н,нн)ая трава

Ответ:

начинает уклоняться

говорить по-французски

недюжинная сила

обветренный

общаться по-дружески

одинокий пловец

откуда ни возьмись пилигрим

колосья едва колышутся

ещё не кошенная трава

VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

1) Книги могут научить очень важным вещам, а без них пропадает очень важная часть необходимого культурного багажа.

2) Автор считает, что культурное развитие молодого поколения должно зависеть не только от телевизора, но в большей части от книг и других видов искусства.

3) Хоть книги и важны для развития человека, всегда важно делать правильный выбор, а не читать первое, что попадается под руку, думая, что это поможет им повысить свой культурный уровень.

4) Автор поднимает проблему изменившегося отношения к книге: раньше это было сокровищем, сегодня же зачастую это просто необходимость ознакомиться с «программным» сочинением.

5) Отрицательным примером, иллюстрирующим эту проблему, может быть современное образование, которое построено на принципе научения детей каждому предмету в отдельности, не помогая соотнести их ни с реальной жизнью, ни между собой.

Ответ:

1) Книги могут научить очень важным вещам.

2) Автор считает, что культурное развитие молодого поколения должно зависеть не только от телевидения, но в большей мере от литературы и других видов искусства.

3) Хоть книги и важны для развития человека, всегда нужно делать правильный выбор, чтобы повысить свой культурный уровень, а не читать первое, что попадается под руку.

4) Автор поднимает проблему изменившегося отношения к книге: раньше книга была сокровищем, сегодня же зачастую у школьников просто возникает необходимость познакомиться с «программным» сочинением.

5) Отрицательным примером, иллюстрирующим эту проблему, может быть современное образование, которое основано на принципе изучения детьми каждого предмета в отдельности, без соотнесения этих предметов с реальной жизнью и между собой.