Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015


Вариант 29

I. Прочитайте слова:

избалованный    нанявший

звонит      позвонит

нарвала        отрочество

лыжня      жилось

сняла      принудить

Ответ:

избалОванный    нанЯвший

звонИт      позвонИт

нарвалА        Отрочество

лыжнЯ      жилОсь

снялА      принУдить

II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:

рукописный <—    снегоход <—

разрушить <—    запись <—

подснежник <—    музей-заповедник <—

Ответ:

рукописный <— рукопись (суффиксальный)

разрушить <— рушить (приставочный)

подснежник <— снег (приставочно-суффиксальный)

снегоход <— снег, ходить (ходит) (сложение)

запись <— записать (бессуффиксный)

музей-заповедник <— музей, заповедник (сложение)

III. Определите, чем является слово ЧТО в данных предложениях.

Я видел, что он взволнован серьёзно. Я не понимал, что с ним делается. Надо быть потомком тех людей, что пережили и Марата, и Шарлотту Корде, и всё это время. А вы что? Первая картина, что первая любовь, овладевает душою художника вполне. «Что вы на меня так смотрите? — вдруг спросил он, положив перо и оборачиваясь ко мне лицом. «Что ж, вы мне не доверяете, что ли?» — спросила она. Что за странные отношения между ними? Только что полусотня казаков перебралась через ручей. Иные пишут свои мемуары потому, что в них много интересного в историческом отношении. Нужно спасти несчастного Андрюшу во что бы то ни стало. Он схватил какое-то копьё и воткнул его в пол, так что стёкла задрожали. Мрачна была эта комната, с которой Надежда Николаевна ни за что не хотела расстаться.

(По В. Гаршину)

Ответ:

Я видел, что (союз подчинительный, изъяснительный) он взволнован серьёзно. Я не понимал, что (местоимение относительное; в СПП — союзное слово) с ним делается. Надо быть потомком тех людей, что (местоимение относительное; в СПП — союзное слово) пережили и Марата, и Шарлотту Корде, и всё это время. А вы что? (местоимение вопросительное) Первая картина, что (союз подчинительный, сравнительный) первая любовь, овладевает душою художника вполне. «Что (наречие) вы на меня так смотрите?» — вдруг спросил он, положив перо и оборачиваясь ко мне лицом. «Что ж, (частица) вы мне не доверяете, что ли?» (частица вопросительная) — спросила она. Что за (частица восклицательная) странные отношения между ними? Только что (наречие) полусотня казаков перебралась через ручей. Иные пишут свои мемуары потому, что (союз подчинительный, причинный) в них много интересного в историческом отношении. Нужно спасти несчастного Андрюшу во что бы то ни стало (наречие). Он схватил какое-то копьё и воткнул его в пол, так что (союз подчинительный, следствия) стёкла задрожали. Мрачна была эта комната, с которой Надежда Николаевна ни за что (местоимение отрицательное) не хотела расстаться.

IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.

постоянно пополнялась —   где выросли —

уникальная коллекция —   только студенты —

привлекала сцена —    в своём доме —

украшение храмов —    думали об этом —

обращались за справками —  пусть сделает —

Ответ:

постоянно пополнялась — примыкание

уникальная коллекция — согласование

привлекала сцена — не словосочетание (основа предложения: сказуемое и подлежащее)

украшение храмов — управление

обращались за справками — управление

где выросли — примыкание

только студенты — не словосочетание (частица и существительное)

в своём доме — согласование

думали об этом — управление

пусть сделает — не словосочетание (простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в форме повелительного наклонения)

V. Определите типы придаточных и тип подчинения придаточных (расставьте знаки препинания).

1) Мальчик поражался тому что море оказалось совсем не таким каким представлялось оно ему в его играх.

2) Шаман будет просить чтобы всегда добры были к мальчику Земля и Вода чтобы вырос он великим добытчиком чтобы удача всегда сопутствовала ему.

3) В море ничто не мешало предаваться сокровенным мыслям ибо всему тому о чём поразмыслить некогда на суше в море наступал черёд.

4) Охотники обращались с мольбой к духу неба чтобы раскрыл он звёздный небосвод вызывали мольбой хозяина ветров чтобы проснулся он за морем.

5) Куда занесло их как далеко или близко они от островов могущих послужить ориентиром угадать было трудно.

(По Ч. Айтматову)

Ответ:

1) Мальчик поражался тому, что море оказалось совсем не таким, каким представлялось оно ему в его играх, (придаточные изъяснительное, местоимённо-определительное; подчинение последовательное)

2) Шаман будет просить, чтобы всегда добры были к мальчику Земля и Вода, чтобы вырос он великим добытчиком, чтобы удача всегда сопутствовала ему. (придаточные изъяснительные; подчинение однородное)

3) В море ничто не мешало предаваться сокровенным мыслям, ибо всему тому, о чём поразмыслить некогда на суше, в море наступал черёд, (придаточные причины, местоимённо-определительное; подчинение последовательное)

4) Охотники обращались с мольбой к духу неба, чтобы раскрыл он звёздный небосвод, вызывали мольбой хозяина ветров, чтобы проснулся он за морем, (придаточные цели; подчинение параллельное)

5) Куда занесло их, как далеко или близко они от островов, могущих послужить ориентиром, угадать было трудно, (придаточные изъяснительные; подчинение однородное.

VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

ант_г_низм     к_мпания друзей

а(п, пп)етит     (не) от(?)емл_мый

вря_ (ли)     (не) пр_ме(н,нн)о

(всё) р_вно     п_(с, сс)_мизм

изб_рательная к_мпания   опт_мизм

Ответ:

антагонизм     компания друзей

аппетит       неотъемлемый

вряд ли        непременно

всё равно        пессимизм

избирательная кампания   оптимизм

VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

1) Наука должна быть «свободна и неограниченна», чтобы развиваться и двигаться вперёд.

2) Настоящий учёный в своей работе должен принимать за основу деятельность его предшественников.

3) Свобода науки заключается в признавании древних аксиом.

4) Автор считает, что обе теории правы.

5) Наука будет двигаться вперёд только в том случае, когда она готова для новых открытий.

Ответ:

1) Наука должна быть «свободна и неограниченна», чтобы развиваться.

2) Настоящий учёный в своей работе должен учитывать достижения предшественников.

3) Свобода науки заключается в признании древних аксиом.

4) Автор считает, что обе теории имеют право на существование.

5) Наука будет двигаться вперёд только в том случае, если учёные будут готовы к новым открытиям.