Экспресс-тесты Русский язык 11 класс - Е. Н. Скрипка 2015


Вариант 30

I. Прочитайте слова:

понявший     кухонный

договоренность        красивейший

звоним      кралась

сверлишь     щавель

прибыла     эксперт

Ответ:

ПогЯвший     кУхонный

договорЁнность        красИвейший

звонИм      крАлась

сверлИшь     щавЕль

прибылА     экспЕрт

II. Определите способы образования слов, запишите исходные слова:

по-дружески <—    подсказка <—

обмен <—     не торопясь (дееприч.) <—

подписать <—    не торопясь (нар.) <—

Ответ:

по-дружески <— дружеский (приставочно-суффиксальный)

обмен <— обменять (бессуффиксный)

подписать <— писать (приставочный)

подсказка <— подсказать (подскажу)(суффиксальный)

не торопясь (дееприч.) <— торопиться (торопится) (суффиксальный)

не торопясь (нар.) <— не торопясь (дееприч.) (переход слова из деепричастия в наречие)

III. Определите все слова как части речи.

Я не помню, когда научился ходить, зато помню, когда научился плавать. Плавать я научился почти так же давно, как и ходить, но научился сам, а кто учил меня ходить — неизвестно. Воспитывали коллективно. Дом наш всегда был полон всякими двоюродными братьями и сёстрами, приезжавшими из окрестных деревень поступать в школы и техникумы и проходившими сквозь наш довольно тусклый дом, как сквозь тоннель. Среди них было немало забавных и интересных людей, некоторых я любил, но море мне всё-таки нравилось больше, и поэтому я удирал к нему, когда только мог.

Летом море было ежедневным праздником. Иногда только выйдем с ребятами со двора, и словно какое-то радостное волнение окрыляет шаги — быстрей, быстрей! Через весь город бежали на свидание с морем.

(По Ф. Искандеру)

Ответ:

Я (местоимение личное) не (частица отрицательная) помню (глагол), когда (наречие) научился (глагол) ходить (глагол), зато (союз сочинительный, противительный) помню (глагол), когда (наречие) научился (глагол) плавать (глагол). Плавать (глагол) я (местоимение личное) научился (глагол) почти (наречие) так (наречие) же (частица) давно (наречие), как (союз подчинительный, сравнительный) и (частица) ходить (глагол), но (союз сочинительный, противительный) научился (глагол) сам (наречие = самостоятельно), а (союз сочинительный, противительный) кто (местоимение относительное) учил (глагол) меня (местоимение личное) ходить (глагол) — неизвестно (наречие). Воспитывали (глагол) коллективно (наречие). Дом (имя существительное) наш (местоимение притяжательное) всегда (наречие) был (глагол) полон (имя прилагательное, краткое) всякими (местоимение определительное) двоюродными (имя прилагательное) братьями (имя существительное) и (союз сочинительный, соединительный) сёстрами (имя существительное), приезжавшими (причастие) из (предлог) окрестных (имя прилагательное) деревень (имя существительное) поступать (глагол) в (предлог) школы (имя существительное) и (союз сочинительный, соединительный) техникумы (имя существительное) и (союз сочинительный, соединительный) проходившими (причастие) сквозь (предлог) наш (местоимение притяжательное) довольно (наречие) тусклый (имя прилагательное) дом (имя существительное), как (союз подчинительный, сравнительный) сквозь (предлог) тоннель (имя существительное). Среди (предлог) них (местоимение личное) было (глагол) немало (наречие) забавных (имя прилагательное) и (союз сочинительный, соединительный) интересных (имя прилагательное) людей (имя существительное), некоторых (местоимение неопределённое) я (местоимение личное) любил (глагол), но (союз сочинительный, противительный) море (имя существительное) мне (местоимение личное) всё-таки (частица) нравилось (глагол) больше (наречие), и (союз сочинительный, соединительный) поэтому (наречие) я (местоимение личное) удирал (глагол) к (предлог) нему (местоимение личное), когда (наречие) только (частица) мог (глагол).

Летом (наречие) море (имя существительное) было (глагол) ежедневным (имя прилагательное) праздником (имя существительное). Иногда (наречие) только (частица) выйдем (глагол) с (предлог) ребятами (имя существительное) со (предлог) двора (имя существительное), и (союз сочинительный, соединительный) словно (союз подчинительный, сравнительный) какое-то (местоимение неопределённое) радостное (имя прилагательное) волнение (имя существительное) окрыляет (глагол) шаги (имя существительное) — быстрей (наречие), быстрей (наречие)! Через (предлог) весь (местоимение определительное) город (имя существительное) бежали (глагол) на (предлог) свидание (имя существительное) с (предлог) морем (имя существительное).

IV. Найдите словосочетания. Определите в них вид связи слов.

любимые книги —    благодаря таланту —

библиотека пополнялась —  его собаки —

знал на память —    спасти его —

жаловался на память —   сказала побледнев —

в бесценной рукописи —   скажите мне —

Ответ:

любимые книги — согласование

библиотека пополнялась — не словосочетание (основа предложения: подлежащее и сказуемое)

знал на память — примыкание

жаловался на память — управление

в бесценной рукописи — согласование

благодаря таланту — не словосочетание (предлог и существительное)

его собаки — примыкание

спасти его — управление

сказала побледнев — примыкание

скажите мне — управление

V. Определите типы придаточных и тип подчинения придаточных (расставьте знаки препинания).

1) Мальчику снилось что вот-вот доплывут они до заветного места что вот уже виден вдали какой-то берег.

2) Мальчику очень хотелось самому взяться за вёсла чтобы быстрей доплыть до островов где предстояла большая охота на морского зверя.

3) Когда охотники высаживались на берег мальчик был переполнен отвагой и восхищением ибо он чувствовал себя в этот момент сильным и значительным.

4) Охотник чувствовал как бешено колотится сердце в груди и как временами кружится голова от возносящего чувства гордости и волнения.

5) За островами если плыть ещё дальше путь лежал в океан меры которому не было.

(По Ч. Айтматову)

Ответ:

1) Мальчику снилось, что вот-вот доплывут они до заветного места, что вот уже виден вдали какой-то берег, (придаточные изъяснительные; подчинение однородное)

2) Мальчику очень хотелось самому взяться за вёсла, чтобы быстрей доплыть до островов, где предстояла большая охота на морского зверя, (придаточные цели, определительное; подчинение последовательное)

3) Когда охотники высаживались на берег, мальчик был переполнен отвагой и восхищением, ибо он чувствовал себя в этот момент сильным и значительным. (придаточные времени, причины; подчинение параллельное)

4) Охотник чувствовал, как бешено колотится сердце в груди и как временами кружится голова от возносящего чувства гордости и волнения, (придаточные изъяснительные; подчинение однородное)

5) За островами, если плыть ещё дальше, путь лежал в океан, меры которому не было, (придаточные условия, определительное; подчинение параллельное)

VI. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

пр_даваться и(л,лл)юзиям       с_нт_м_нтальный

предзн_м_нование        филосо_ская пробле(м,мм)а

инт_( л, лл)_ктуальный м_р_фон посм_треть (и) подлобья

инт_(л,лл)_генция    почу(?)ствовать раз_ч_рование

_делать (по) нашему    (т,Т)рет(?)яковская га(л,лл)ерея

Ответ:

предаваться иллюзиям   сентиментальный

предзнаменование        философская проблема

интеллектуальный марафон        посмотреть исподлобья

интеллигенция       почувствовать разочарование

сделать по-нашему       Третьяковская галерея

VII. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

1) Можно привести пример о великом генетике Вавилове.

2) Ярким примером здесь будет образ Андрея Болконского.

3) Раскольников бросает образование, так как у него нет средств.

4) «Дикий помещик» — жёсткая и точная пародия, оформленная в виде сказки.

5) Во всей истории искусство вряд ли встречалось с человеком, жизнь которого так же противоречила его произведениям, как это было у Фета.

Ответ:

1) Можно привести в качестве примера жизнь великого генетика Вавилова.

2) Ярким примером этого будет образ Андрея Болконского.

3) Раскольников бросает университет, так как у него нет средств.

4) «Дикий помещик» — жёсткая и точная сатира, написанная в жанре сказки.

5) В истории искусства вряд ли встречался человек, жизнь которого так же противоречила бы его произведениям, как это было у Фета.