Читалочка 1 класс - Л. Ф. Климанова 2018


Читаем и играем

1. Учитесь отчётливо произносить слоги: тихо — вполголоса — громко — вполголоса — тихо.

2. Чётко и быстро читайте столбики слов с буквами Б и П. Сколько слогов в каждом слове? Подчеркните слова, значения которых вы не понимаете. Спросите о них у взрослых или у своих друзей.

3. Какие слоги потеряли слова?

4. Игра «Чудесные превращения слов».

Будьте внимательны!

  БыК - БаК - БоК - БоР - БоРТ

  бал — бил — быль — боль — болт

  ПаР - ПаРК - ПоРТ - СПоРТ - ПаРТа

Как одно слово превращается в другое?

5. Составьте из слогов слова. Читайте их быстро.

Аня не знает, что означает слово питон. А вы знаете?

1. Выберите слог, который поможет вам составить слова. Подчеркните его.

Проверьте себя.

  БА — базар, база, баян, баня, балет, батон, банан, баран, багаж, барин, башня.

  БУ — бутон, буран, букет, буфет, бусы, буря, буква, бубен, будка.

  БЕ — бетон, берег, беречь, берёт, беда, белка, беседа.

  Каких слов нет в таблице? Зачеркните их.

2. Читайте скороговорку быстро.

3. Добавьте слог. Читайте слова быстро.

Белка, булка, банка, вилка, палка, пилка, галка, полка.

4. Игра «Подскажи словечко».

  Бу-бу-бу,

  Ба-ба-ба — у нас сломана ... .

1. Читайте слоги сначала тихо, а потом громко. Дополните слоги до слова.

2. Чётко и быстро читайте слова. Подчеркните слова, значения которых вы не понимаете. Спросите о них у взрослых или у друзей.

Подчеркните новые для вас слова. Как вы думаете, что они обозначают?

3. Читайте цепочки слов чётко.

4. Отгадайте ребусы. Напишите отгадки.

5. Соедините слоги и прочитайте названия домашних и диких животных.

6. Прочитайте слова целиком. Выделите (найдите) в них общую часть.

7. Прочитайте по слогам. Запомните пословицу.

8. Прочитайте слова чистоговорки по слогам, а потом быстро целыми словами.

9. Игра «Подскажи словечко».

  У дупла листок пришпилен,

  А живёт там дядя ... .

  Вверх — вниз, вверх — вниз,

  Крепче, Верочка, ... !

10. Игра «Правда ли?».

  Лебедь плавает в пруду, Спит на яблоне в саду. Отвечайте, правда ли?..

1. Читайте слоги быстро. Говорите сначала громко, а потом тихо.

2. Читайте слова с буквами Г и К быстро.

3. Цепочки слов произносите так: тихо — громче — громко, медленно — быстрее — быстро.

  Найдите в словах сходство и различия.

4. Читайте слова чётко и быстро.

  гАз — гОд — гОл — гУл — гУсь

  ВоЛ — ВёЛ — ВаЛ — ВяЛ

Узнайте, что означают непонятные вам слова.

5. Допишите слог. Прочитайте слова быстро. Найдите лишнее слово.

Миска, маска, марка, горка, кошка, шапка, банка.

6. Прочитайте скороговорку по слогам.

7. Прочитайте. Помогите животным найти свои песенки.

  Кры-кру-кра — продолжается игра.

8. Скажите быстро.

  Гусь Гога и гусь Гага

  Друг без друга ни шага!

1. Произносите слоги отчётливо.

2. Чётко и быстро читайте слова. Узнайте, что означают непонятные вам слова.

3. Внимательно рассмотрите рисунок. Кто больше назовёт слов на букву Д?

4. Читайте цепочки слов быстро.

5. Игра «Чудесные превращения слов».

6. Чем похожи и чем различаются эти слова?

  текло      тюк      тишь      трос дом

  тепло      тюль      тушь      трус том

7. Прочитайте скороговорку.

8. Читайте быстро. Подчеркните знакомые слова.

9. Внимательно читайте трудные слова.

10. Прочитайте слоги и составьте цепочки слов.

11. Игра «Правда ли?».

  Любит кошка на обед

  Виноград и винегрет.

  Отвечайте, правда ли?..

1. Произносите слоги чётко.

2. Чётко и быстро читайте слова. Узнайте, что означают непонятные вам слова.

3. Читайте слова и скороговорку громко и отчётливо.

  зУб — зУд — звУк

  зОнт — знОй — знАй

  Звук — Звон — Зверь

  зимА — золА — змеЯ

  Стоит воз овса,

  Возле воза — овца.

4. Когда так говорят?

5. Игра «Чудесные превращения слов».

6. Игра «Подскажи словечко».

  Са-са-са — в лесу бегает

  Су-су-су — было холодно в

  Усь-усь-усь — на лугу пасётся

  Зу-зу-зу — моем мы в .

7. Читайте слова целиком. Что в них общего? Сад, садик, садовый, садовник, садовод.

  8. Кто?

... роет норы. ... поёт красиво. ... плетёт паутину.

Паук. Крот. Малиновка.

1. Произносите слоги отчётливо и быстро.

2. Чётко и быстро читайте слова. Узнайте, что означают непонятные вам слова.

3. Игра «Доскажи словечко».

  Ша-ша-ша — мама моет малы.. .

  Шу-шу-шу — я письмо тебе пи.. .

  Жа-жа-жа — эта чашка для ... .

  Жу-жу-жу — молоко дадим ... .

4. Скажите быстро.

5. Поставьте в словах ударение. Читайте целыми словами. Подчеркните буквы Ж и Ш.

6. Прочитайте. Какое слово в цепочке лишнее?

Моржи, мыши, ужи, ежи, чижи, ерши, чертежи.

7. Прочитайте и запомните. Если не понимаете, спросите у взрослых.

8. Подберите похожие по звучанию слова.

Подушка, мошка, картошка, ушко, сушка, мушка, ножка.

9. Игра «Чудесные превращения слов».

Как одно слово превращается в другое?

1. Произносите слоги отчётливо: медленно — быстро, быстро — медленно.

2. Быстро и чётко читайте слова.

3. Игра «Подскажи словечко».

  Ор-ор-ор — подмели мы вместе д... .

  Арь-арь-арь — на стене висит фо... .

  Ры-ру-ры — нас кусают ... .

  Ру-ра-ру — продолжаем мы иг... .

4. Кто больше назовёт слов с буквой Р?

5. Допишите слова. С какой буквы они начинаются?

6. Читайте быстро. Попробуйте продолжить стихотворение. Напишите продолжение.

  Рано, рано поутру

  Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»

  А коровки вслед ему:

  ...

7. Найдите в словах сходство и различия.

  РОД — РОДной — РОДня — РОДник

1. Читайте слоги быстро и отчётливо.

2. Чётко и быстро читайте слова.

3. Игра «Подскажи словечко».

  Ло-ло-ло — как на улице ... .

  Ул-ул-ул — у меня сломался ... .

4. Читайте быстро, не ошибитесь.

5. Скажите быстро.

  У Лилии — розы.

  У Розы — лилии.

  Полили ли вы лилии?

6. Прочитайте слова, выделите общую часть.

7. Игра «Чудесные превращения слов».

  т + очки = точки

  лас + точка = ласточка

8. Прочитайте поговорку. Объясните её смысл.

  Сам смекай,

  Где берег, где край.

9. Читайте быстро, не ошибитесь.

10. Игра «Чудесные превращения слов». Будьте внимательны!

1. Читайте слоги плавно, мелодично. Сравните звуки [м — м'].

2. Читайте слова быстро.

3. Составьте новые слова. Напишите их.

о

Лень

ш

Мель

к

Лён

м

Ель





4. Игра «Подскажи словечко».

  Мама Милу мыла мылом.

  Мила мыло не ... .

  Еле-еле Лена ела,

  Есть от лени не ... .

5. Читайте быстро.

  мех — смех — мох

  мел — мал — моль

6. Игра «Подскажи словечко».

  Мо-ми-мо — мы едим эс... .

  Лы-ли-лы — забиваем мы го... .

7. Игра «Чудесные превращения слов».

  Найдите общую часть слов.

  мёд — медок — медовый

  море — моряк — морской — мореход

  мир — мирный — мирить — смирный

8. Подчеркните общую часть слов.

1. Читайте слоги и слова быстро. Сравните звуки [н — н'].

  Нюра — нора      нитки — нотки

  Ната — Нина      ноги — книги

  Нева — нота      няня — наша

2. Объясните, что обозначают выделенные слова.

  Норки

  Вылезли из норки

  И пошли

  К знакомой норке.

3. Читайте скороговорку медленно, а потом быстро. Какой темп чтения соответствует содержанию?

  На мели мы лениво налима ловили.

4. Прочитайте цепочку слов.

5. Подчеркните гласные. Читайте быстро.

6. Кто кого боится?

7. Прочитайте пословицы сначала по слогам, а потом плавно, целыми словами.

  Не бросай друга в

  На чужой земле и весна не красна.

1. Читайте слова с буквой Й быстро.

2. Прочитайте слова и расположите их в порядке нарастания качеств предмета.

  Холодный, тёплый, ледяной.

  Тёплый, обжигающий, горячий.

3. Подберите слова с противоположным значением.

  холодный — горячий

  добрый — ?

  больной — ?

  светлый — ?

4. Прочитайте медленно, по слогам. Подсчитайте, сколько в стихотворении букв Й.

  — Лей-ка, лейка, не жалей-ка,

  Обливай меня водой, —

  Говорил Андрейка лейке.

  — Ой, холодная! Постой.

  Ты, давай, цветы полей-ка,

  Ну а я пойду домой.

1. Отчётливо произносите звуки, слоги.

2. Чётко и быстро читайте слова. Узнайте, что означают непонятные вам слова.

3. Игра «Подскажи словечко».

  Ча-ча-ча — горит в комнате ... .

  Ха-ха-ха — вот какая чепу.. .

4. Прочитайте слова. Выделите в них общую часть.

5. Составьте слова. Читайте их быстро.

6. Кто больше назовёт слов на букву Ч?

7. Прочитайте текст сначала по слогам, а потом целыми словами.

1. Произносите слоги и слова отчётливо.

2. Подберите общее слово, которое объединяет пары слов.

3. Читайте внимательно, произносите быстро.

      Вот так щётки!

  Слушай,      Что-то

  Слышишь:      Чистят

  Че-ша-ща?      Сообща:

  Это      — Че-ша-ща,

  Буквы      — Че-ша-ща...

  «Ч», «Ш», «Щ»

4. Игра «Чудесные превращения слов». Подчеркните общую часть в словах.

5. Прочитайте цепочку слов без ошибок. Как можно её продолжить? Поиграйте с друзьями.

  Цапля — яйцо — огурец — цыплё... — ...

6. Читайте скороговорку быстро.

  У осы не усы, не усищи, а усики.

1. Составьте предложения, используя группы слов. Подчеркните в словах жи, ши, ча, ща.

2. Игра «Живое — неживое». Обведите слова, обозначающие животных.

  Щипцы, чайка, щётка, жираф, волчище.

3. Игра «Подскажи словечко». Читайте по очереди.

  Аш-аш-аш — У Ирины каран... .

  Ча-ча-ча — позови скорей вра.. .

4. Игра «Чудесные превращения слов». Читайте слова по очереди. Выделите в них общую часть.

5. Отгадайте загадку.

  За стеклянной дверцей

  Бьётся чьё-то сердце —

  Тихо так,

  Тихо так.

6. Найдите сходство и различия в словах.

  шест      шапка  лужи

  шесть      шлюпка  ножи

  шерсть      шляпка  лыжи

1. Произносите слова чётко.

2. Прочитайте пары слов. Выделите общую часть в словах каждой пары.

  вар — повар      лес — лесок

  плот — плотник      лапа — лапка

3. Назовите одним словом.

  Чиж, клёст, стриж, синица — ....

  Пальто, рубашка, шапка, платье — ....

  Волк, лиса, заяц, кабан — ....

  Стол, стул, полка, шкаф — ... .

4. Игра «Слово рассыпалось». Составьте новые слова.

5. Прочитайте пословицу медленно, без ошибок.

6. Читайте быстро.

  У ежа — ежата,      Кошке игрушки,

  У ужа — ужата.      А мышке слёзки.

7. Прочитайте скороговорку так: один читает медленно, другой — быстро.

  У пеньков опять пять опят.

8. Отгадайте загадку.

  С головы до ног в иголках,

  А не ёжик и не ёлка.

1. Какие слова лишние?

  Дверь, стена, окно, крыша, дождь.

  Ноги, руки, голова, плащ,

2. Игра «Чудесные превращения слов». Как одно слово превратилось в другое?

3. Играем в слова. Прочитайте медленно. А затем попробуйте прочитать с конца, справа налево.

  МОЛОКО ДЕЛИЛИ ЛЕДОКОЛОМ.

4. Игра «Чудесные превращения слов». Читайте слова быстро.

  БЫК - БОК - ТОК

  МОХ - МЕХ - СМЕХ

  МЕЛ - МЁЛ - МАЛ - МИЛ - МЫЛ

  СЫР - СЫТ - СЫН - СОН

5. Прочитайте слова в рамках. Составьте цепочки слов, начинающихся с букв У, Д, С, К, и запишите их.

6. Кто быстрее и без ошибок прочитает скороговорку?

  Мороз не велик,

  Да стоять не велит.

1. Читайте быстро цепочки слов по очереди.

2. Игра «Чудесные превращения слов». Будьте внимательны!

3. Составьте слова. Сколько слов в каждой группе?

4. Играем в слова. Прочитайте по слогам. Затем попробуйте прочитать по слогам с конца, справа налево. Что у вас получилось?

  НЕ СПИ НА СПИНЕ.

5. Игра «Чудесные превращения слов».

Пачка — прачка, маки — маски, сук — стук, нитка — ткани, масло — смола, листок — столик.

6. Игра «Составь слова». Кто больше?

7. Игра «Чудесные превращения слов». Будьте внимательны!

Шест — шесть, ива — слива, жар — жарь — пожар, сок — песок — носок.

1. Читайте слова парами по очереди.

2. Игра «Чудесные превращения слов». Как одно слово превратилось в другое?

3. Составьте словосочетания. Объясните их смысл.

4. Прочитайте названия животных. Запишите слова в три столбика.

1. Игра «Подскажи словечко». Кто быстрее?

  За-за-за — уходи домой, ко...

  Са-са-са — у Анюты есть ко...

2. Кто внимательный? Как изменяются слова?

3. Объясните значение словосочетаний.

  ЗОЛОТОЙ ЛУЧ      СВЕЖАЯ РЫБА

  ЗОЛОТЫЕ РУКИ      СВЕЖИЙ ХЛЕБ

  ЗОЛОТАЯ РОЖЬ      СВЕЖАЯ ГАЗЕТА

Припомните другие словосочетания со словами золотой и свежий.

4. Что общего в этих словах?

  смех — смешной — смешить — смешинка

  зло — злой — злость — злиться — злюка

5. Прочитайте слова, близкие по значению.

  Стук — удар.

  Стужа — холод.

  Смелый — ?

6. Игра «Составь слова». Из слова спорт составьте ещё три слова.

  СПОРТ — ПОРТ, ...

7. Прочитайте с другом юмористическое стихотворение американской писательницы К. Маккаллерс «Праздник». Обсудите, есть ли в нём ошибка.

  Кто букву Д добавил в слово ПРАЗДНИК?

  Наверное, какой-нибудь проказдник!

8. Прочитайте с друзьями пословицы, обсудите их смысл.

  Друг познаётся в беде, как золото в огне.

  Не пожелай другу, чего себе не желаешь.

  Был бы друг, будет и досуг.

  Дружбу помни, а злобу забывай.