Рабочая тетрадь - Русский язык 2 класс Часть I, II - В. П. Канакина 2012
Звуки и буквы
Гласные звуки
82. Прочитайте. Объясните смысл пословицы.
Не будет скуки, коли заняты руки.
• Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.
Ответ:
Не будет скуки, коли заняты руки.
83. Прочитайте. Впишите пропущенные буквы и числа.
Ответ:
В русском языке гласных звуков 6.
Звуки можно обозначить так: [а], [э], [о], [и], [у], [ы].
В русском языке 10 букв, обозначающих гласные звуки: а, е, ё, и, о, у, э, ю, я.
84. Рассмотрите рисунки. Подпишите под рисунками названия предметов.
• Подчеркните слово, которое начинается с гласного звука.
Ответ:
Яблоко, арбуз, лимон.
85. Произнесите слова. Послушайте их звучание.
• Какой гласный звук вы услышали в словах каждой группы слов? Укажите эти звуки в квадратных скобках.
Ответ:
1. [o]
2. [э]
3. [у]
4. [а]
86. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Ответ:
Шляпа, лётчик, карта, моряк, поле, ёжик, ослик, ястреб, аист.
87. Прочитайте. Нарисуйте к стихотворению картинку.
Я сегодня нарисую
Зиму, снежную такую.
Лес, дорога —
Всё в снегу.
Чёрный ворон на стогу.
С. Козлов
• Объясните написание выделенных букв.
• Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены звуки [й’а] и [й’у].
Ответ:
Я сегодня нарисую
Зиму, снежную такую.
Лес, дорога —
Всё в снегу.
Чёрный ворон на стогу.
88. Прочитайте. Какое правило вам напомнило это стихотворение? Запишите выделенные слова без скобок.
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Как писать г(о, а)ра, тр(а, о)ва
И слова м(о, а)ря, д(е, и)ла?
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье.
Го́ры, тра́вы, мо́ре, де́ло!
Вот теперь напишем смело!
Н. Бетенькова
Ответ:
Гора, трава, моря, дела.
89. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Вставьте пропущенные буквы.
• Подчеркните в каждой паре слов проверочное слово.
• Соедините линией одинаковые буквы, обозначающие гласные звуки в корне проверочного и проверяемого слов.
Ответ:
Река — речка, берег — берега, моряк — море, письмо — письма, дождь— дожди, грач — грачи, стрижи — стриж, ножик — ножи.
90. Прочитайте. Подберите к каждому слову проверочное. Вставьте пропущенные буквы.
• Запишите по образцу. Соедините дугой одинаковые гласные в корне проверочного и проверяемого слов.
Ответ:
Щёки — щека, зёрна — зерно, сёстры — сестра, звёзды — звезда, мяч— мячи, лист — листы, шкаф — шкафы, хлеб — хлеба.
91. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Подберите к каждому слову проверочное. Вставьте пропущенные буквы.
• Запишите по образцу. На какой вопрос отвечает проверочное слово? проверяемое?
Ответ:
Ветвь — ветвистый, глаз — глазной, лёд — ледяной, холод — холодный, вечер — вечерний, крик — крикливый, правда — правдивый, сосны — сосновый, воздух — воздушный, даль — далёкий. (что? — какой?)
92. Прочитайте. Распространите каждое предложение подходящим по смыслу словом из упр. 91. Впишите эти слова.
• Подчеркните в предложениях главные члены.
Ответ:
93. Прочитайте выразительно.
Над рекой —
родной уголок,
А в окне —
золотой огонёк.
Береги его,
не гаси,
От него светлей
на Руси.
П. Синявский
• О чём самом главном хотел сказать автор?
• Объясните написание выделенных орфограмм.
• Спишите стихотворение.
Ответ:
Переписывание.
94. Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное. Вставьте пропущенные буквы.
• Запишите по образцу.
Ответ:
(плитка) плита, (горка) гора, (свечка) свеча, (спинка) спина, (садик) сады, (холмик) холмы, (дворик) дворы, (цветик) цветок.
95. Прочитайте.
1. Осенью над рекой туман. 2. На скале стоял горный козёл. 3. На дворе играют котята. 4. Лесник охраняет наши леса. 5. В норе живёт лиса.
• Выполните одно из заданий:
а) подчеркните в словах любого предложения изученные орфограммы;
б) выпишите из предложений три слова с безударным гласным звуком в корне. Перед каждым словом запишите проверочное.
Ответ:
На скале стоял горный козёл.
На дворе — двор, котята — кот, лесник — лес.
96. Прочитайте. Объясните отгадку к загадке. Обозначьте в словах ударение.
Бежит свинка, золотая спинка,
Носочек стальной, хвосточек льняной.
Сквозь полотно́ проходит,
Конец себе находит.
• Выпишите из загадки три слова с проверяемым безударным гласным звуком в корне, перед каждым словом запишите проверочное.
(Нос) носо́чек, ...
Ответ:
Бежит свинка, золотая спинка,
Носочек стальной, хвосточек льняной.
Сквозь полотно проходит,
Конец себе находит. (игла с ниткой)
(Нос) носочек, (сталь) стальной, (хвост) хвосточек.
97. Прочитайте. Обозначьте ударение.
• Впишите в слова пропущенную букву в ударном слоге, затем в безударном. Соедините линией буквы, обозначающие гласные звуки, в ударном и безударном слогах в каждой паре слов.
• Поставьте вопрос к каждому слову. Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос что делает?
Ответ:
(что делает? — что делать?):
Хвалит — хвалить, кормит — кормить, держит — держать, лечит — лечить, смотрит — смотреть, дарит — дарить.
(что сделает? — что сделать?):
спишет — списать, скажет — сказать.
98. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Вставьте пропущенные буквы.
Ш_рокие п_ля, л_сная тр_па, ст_льное к_льцо, м_рская в_лна, гр_чиное гн_здо, п_левой цв_ток, с_сновые л_са, цв_тной к вёр, _довитые гр_бы.
• Составьте предложение с одним из словосочетаний. Запишите его.
Ответ:
Широкие поля, лесная тропа, стальное кольцо, морская волна, грачиное гнездо, полевой цветок, сосновые леса, цветной ковёр, ядовитые грибы.
Сосновые леса простирались до самого горизонта.
99. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст и запишите заголовок.
…
На рассвете прокр_ч_л п_тух. Надя проснулась. Дев_чка посм_трела в _кно. По улице д_ревни шёл пастушок. Мальч_к _грал на дудочке. За ним шли к_ровы. На лугу их ждёт сочная тр_ва, а на оз_ре — х_лодная в_дичка.
• Подчеркните в первом предложении главные члены.
Ответ:
По улице деревни шёл пастушок. Мальчик играл на дудочке. За ним шли коровы. На лугу их ждёт сочная трава, а на озере — холодная водичка.
100. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Впишите пропущенные буквы.
• Докажите, что вы правильно выполнили задание.
Ответ:
Полянка, малыши, далеко, площадка, колечко, травинка, скворец, полезный.
Смельчак, ширина, деревья, вершина, линейка, семена, силач, смешной.
101. Прочитайте. Отгадайте загадки. Впишите пропущенные буквы и слова-отгадки.
Клейкие почки, з_лёные л_сточки.
С белой к_рой ст_ит над г_рой.
(...)
Никто не пугает, а вся др_жит.
(...)
Ответ:
Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой стоит над горой. (берёза)
Никто не пугает, а вся дрожит. (осина)
102. Прочитайте. Подберите к каждому слову синоним (слово, близкое по значению). Запишите его.
дети — ...
школьник — ...
путь — ...
узор — ...
Ответ:
Дети — ребята, школьник — ученик, путь — дорога, узор — рисунок.
103. Прочитайте пары однокоренных слов. Вставьте пропущенные буквы.
• В каких словах написание пропущенных букв надо запомнить, а в каких можно проверить? Подберите к ним проверочные слова.
• Выделите корень в однокоренных словах.
Ответ:
104. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные буквы и слова.
1. На ябл_не растут ... . 2. Гвоздь забивают ... . 3. Квакает ..., ... каркает, а ... лает. 4. На л_сной п_лянке созрела ... . 5. ... — ягодный кустарник. 6. ... — осенний месяц.
• Проверьте по орфографическому словарю в учебнике, правильно ли вы записали словарные слова. Подчеркните в них изученные орфограммы.
Ответ:
1. На яблоне растут яблоки. 2. Гвоздь забивают молотком. 3. Квакает лягушка, ворона каркает, а собака лает. 4. На лесной полянке созрела земляника. 5. Малина — ягодный кустарник. 6. Сентябрь — осенний месяц.